Interested Article - Касты в исламских странах Южной Азии
- 2021-08-15
- 1
Касты в исламских странах Южной Азии ( Пакистан и Бангладеш ) — своеобразная система социальной иерархии, возникшая в эпоху Империи Великих Моголов как компромисс между индуистскими и исламскими традициями. Термин «касты» в исламских обществах не используется. «Исламские касты» — система существенно более мягкая, чем касты в индуизме , допускающая переходы из одной социальной группы в другую. С другой стороны, такая система находится в прямом противоречии с Кораном , осуждающим неравенство по какому-либо внешнему признаку . Аналогичный пережиток индуизма существует среди христиан Индии.
Происхождение
При Великих Моголах территория Индостана контролировалась правителями, принадлежавшими к мусульманской религии, и они всячески поощряли обращение населения в ислам (см. Исламский период в истории Индии ). Тем не менее, они не могли сразу изменить традиционный уклад жизни, поэтому местный ислам впитал в себя в изменённом виде многие традиции индуизма, в том числе и несколько изменённую кастовую систему. Самый высокий статус имеют « ашраф » — те, кто ведёт свой род от арабов, в то время как « » — потомки обратившихся в ислам индусов — имеют более низкий статус.
отмечает, что первоначально исламское общество в Индии пыталось строго следовать традиционному для ислама принципу равенства независимо от происхождения, но впоследствии вернулось к традициям индуизма, в том числе и к кастовой стратификации. Иными словами, объяснять кастовую систему в Южной Азии одним лишь тем фактом, что местные мусульмане обратились в ислам из индуистов, нельзя (обычно новообращённые, напротив, резко порывают с прежними традициями) — более вероятным следует считать фактор влияния местных условий и традиций. .
Стратификация
Помимо деления на «ашраф» и «аджлаф», при котором ашрафы претендуют на более высокий статус, исходя из своего иностранного (арабского или тюркского) происхождения , среди «аджлафов» существует более подробное деление на профессиональные касты.
Местные улемы (толкователи шариата) дают религиозное обоснование кастового деления на основании концепции «кафаа» (kafa’a). Классическим примером является произведение Фатава-и Джахандари, которое написал средневековый тюркский автор Зияуддин Барани , член суда из Туглакской династии султаната Дели. Барани был ярым приверженцем кастовой системы и рассматривал ашрафов как более высоких по сравнению с аджлафами. Он делил мусульман на классы и подклассы. По его схеме, все высокие должности и привилегии были монополией высокородных тюрков, но не мусульман индийского происхождения. Даже интепретируя стих Корана «Воистину, благочестивые среди Вас имеют наибольший почёт перед Аллахом», он считал благочестие качеством, связанным с благородным происхождением. Барани прямо указывал, что «сыны Мухаммеда» (то есть ашрафы) должны иметь более высокий социальный статус, чем «низкородные» . Он полагал, что кастовая система должна регулироваться системой государственных законов («заваба»), и при вступлении в конфликт с шариатом должна иметь приоритет. Барани полагал, что аджлафы не должны иметь права на образование, в противном случае они узурпируют преподавание, которое по праву принадлежит ашрафам.
Помимо «ашраф» и «аджлаф», среди местных мусульман существует также каста «арзал», которую противники кастового деления (например, Амбедкар ) считали аналогом индийских « неприкасаемых ». Термин «арзал» обозначает «падший», и данная низшая каста, в свою очередь, подразделяется на подкасты (Бханар, Халалькхор, Хиджра, Касби, Лальбеги, Маугта, Мехтар и др.). Группа «арзал» была выделена при переписи 1901 г. в Британской Индии как те, «с которыми прочие мусульмане не хотят иметь ничего общего, и которым запрещено входить в мечеть или использовать общественные кладбища». На них возложены такие ритуально нечистые профессии, как уборка трупов и ассенизация . .
Исследования бенгальских мусульман в Индии показывают, что понятия «чистоты» имеют хождение в межгрупповых отношениях, и относятся именно к социальной группе человека, а не к его финансовому состоянию.
Среди низких по статусу мусульманских общин известны: ансари , кунджра, чурихара, дхоби и халалкхор. Среди высших исламских каст известны: сайед , шейх , патан , хан и маллик. Данное кастовое расслоение коррелирует с данными, полученными генетиками.
Отчёт Комиссии Сачара, составленный по поручению Правительства Индии в 2006 г., документально подтверждает продолжающееся расслоение мусульманского общества. В январе 2008 г. организация Akhil Maharashtra Muslim Khatik Samaj подала в суд иск о защите публичных интересов, требуя создания кастовых квот для мусульман в Индии, основанных на рекомендациях комиссии Сачара.
Взаимодействие между группами и мобильность
Взаимодействие между «унчи зат» (высшая каста) и «ничи зат» (низшая каста) регулируется отношениями типа «патрон-клиент». Эта система отношений в индийской традиции называется «джаджмани» (верховенство), более высокая каста называется «джаджман», а более низкая — «камин». После контакта с «камином» «джаджман» должен «очистить» себя, совершив краткое омовение. В индийском штате Бихар отмечались случаи, когда мусульмане высших каст категорически возражали против захоронения мусульман низших каст на одних кладбищах с членами их высшей касты.
В отличие от кастовой системы среди индусов, касты среди мусульман — не жёсткие, допускают перемещение из одной касты в другую. Старая индийская пословица говорит: «В прошлом году я был джулаха (ткач); в этом году — шейх; в следующем году, если удастся урожай, я буду саидом». Имеются и другие данные о том, что касты среди мусульман никогда не были такими же жёсткими и непроницаемыми, как среди индусов. К примеру, процент эндогамных браков (то есть браков внутри своей касты) среди мусульман не превышает двух третей от общего количества.
При нахождении в мечети все мусульмане считаются братьями и членами одной общины — уммы, как говорит Священный Коран.
Касты в Пакистане
Социальное расслоение в регионе Сват Северного Пакистана в значительной мере напоминает кастовую систему в Индии. Местное общество жёстко разделено на подгруппы, где каждый квом (местная каста) привязана к определённой профессии. Представителям различных квомов запрещено вступать в смешанные браки или жить в одной и той же общине . В данном регионе расслоение происходит по признаку «ритуальной чистоты», низший статус имеют квомы, связанные с ассенизацией.
Представители высших каст часто преследуют низшие. Примером является позорный инцидент в городе в Пакистане, где женщина низшей касты подверглась групповому изнасилованию со стороны представителей высшей касты .
Стивен М. Лайон (Stephen M. Lyon) из Кентского университета описал явление, которое он назвал «гуджаризм»: члены касты «гуджар» в Пакистане стремятся общаться лишь с себе подобными.
Критика
Многие специалисты по исламскому праву (шариату) рассматривают кастовую систему мусульман Южной Азии как вызывающее нарушение духа и буквы Священного Корана. Несмотря на это, некоторые мусульманские богословы попытались примирить разногласие между эгалитаризмом Корана и кастовым расслоением, характерным для Индии и сопредельных стран, которое отразилось в мусульманской кастовой системе, путём теоретических рассуждений и попыток интерпретаций Корана и Шариата .
Индийский юрист и политик Бабасахиб Амбедкар , представитель «неприкасаемых», очень жёстко критиковал расслоение мусульман Британской Индии на касты, считая, что «внутри этих групп существуют социально наследуемые касты той же самой природы, как и среди индусов». Он критиковал отношение ашрафов к аджлафам, и обоих первых — к арзалам, а также попытки отдельных богословов прикрыть это неравенство эвфемизмами «исламского братства». .
Как отмечал пакистанско-американский социолог в своей книге «Демократия и авторитаризм в Южной Азии», «несмотря на свои эгалитарные принципы, ислам в Южной Азии исторически не смог преодолеть влияние классового и кастового неравенства».
Избирательная квота
В тех индийских штатах, где имеется значительный процент мусульман, для исламских каст имеется избирательная квота; в частности, в штате Уттар Прадеш , министр развития человеческих ресурсов Арджун Сингх из партии Индийский национальный конгресс отметил, что «мусульмане должны иметь зарезервированную квоту по группе „прочих низких каст“, но отдельную от квоты „неприкасаемых“ мусульман»
Примечания
- ↑ от 15 декабря 2007 на Wayback Machine Encyclopædia Britannica . 2006. Encyclopædia Britannica Online. 18 Oct. 2006
- ↑ Burton-Page, J. (недоступная ссылка) Encyclopaedia of Islam. Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzeland W.P. Heinrichs. Brill, 2006. Brill Online.
- ↑ Ikram, S. M. // (неопр.) . — New York: Columbia University Press . 24 января 2011 года.
- Muslim Caste in Uttar Pradesh (A Study of Culture Contact), Ghaus Ansari, Lucknow, 1960, Page 66
- ↑ Singh Sikand, Yoginder . Hamdard University. Дата обращения: 18 октября 2006. 10 августа 2011 года.
- ↑ Aggarwal, Patrap. Caste and Social Stratification Among Muslims in India (англ.) . — Manohar, 1978.
- Bhatty, Zarina. // (неопр.) / M N Srinivas. — Viking, Penguin Books India, 1996. — С. 249—253. — ISBN 0140257608 . 12 марта 2007 года.
- Asghar Ali Engineer. . The Milli Gazette . Pharos Media & Publishing Pvt Ltd,. Дата обращения: 1 сентября 2004. 18 марта 2012 года.
- ↑ Das, Arbind, Arthashastra of Kautilya and Fatwa-i-Jahandari of Ziauddin Barrani: an analysis, Pratibha Publications, Delhi 1996, ISBN 81-85268-45-2 pgs 124—143
- ↑ Pakistan or the Partition of India (неопр.) . — Thackers Publishers.
- ↑ . Дата обращения: 24 сентября 2008. 12 сентября 2009 года.
- Gitte Dyrhagen and Mazharul Islam. . International Dalit Solidarity Network (18 октября 2006). Дата обращения: 12 июня 2007. 3 августа 2007 года.
- 16 мая 2008 года. by Tanweer Fazal, Indian express
- ↑ Anand Mohan Sahay. . Rediff.com. Дата обращения: 6 марта 2003. 18 марта 2012 года.
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine Human Biology — Volume 77, Number 3, June 2005, pp. 343—353 — от 20 июля 2008 на Wayback Machine
- Dhananjay Mahapatra (2008-01-26). . The Times of India . из оригинала 31 января 2008 . Дата обращения: 26 января 2008 .
- ↑ Madan, T.N. (англ.) . — Vkas Publishing House, 1976. — P. . — ISBN 978-0706904628 .
- ↑ Barth, Fredrik. // Aspects of Caste in South India, Ceylon, and North-West Pakistan (англ.) / E. R. Leach. — Cambridge University Press . — P. 113.
- от 10 ноября 2008 на Wayback Machine . CNN. Thursday, December 12, 2002.
- Stephen M. Lyon. . University of Kent at Canterbury. Дата обращения: 31 мая 2007. 8 октября 1999 года.
- Yoginder Singh Sikand, от 11 августа 2011 на Wayback Machine
- A. Jalal,Democracy and Authoritarianism in : A Comparative and Historical Perspective (Contemporary South Asia), Cambridge University Press (May 26, 1995), ISBN 0-521-47862-6
- (недоступная ссылка) Press Trust of India — March 15, 2007
Литература
- Ahmad, Imtiaz. Caste and social stratification among Muslims in India (англ.) . — New Delhi: Manohar, 1978.
- Ali, A.F. Imam. Changing Social Stratification in Rural Bangladesh (англ.) . — South Asia Books, 1993. — ISBN 978-8171692675 .
- Sikand, Yoginder. Islam, Caste and Dalit Muslim Relations in India (англ.) . — Global Media Publications, 2004. — ISBN 8188869066 .
- Ali, Syed. Collective and Elective Ethnicity: Caste Among Urban Muslims in India (англ.) // vol. 17 , no. 4 ). — P. 593—620 . — ISSN . — doi : . : journal. — 2002. — December (
- Ahmad, S. Shamim; A. K. Chakravarti. Some regional characteristics of Muslim caste systems in India (англ.) // vol. 5 , no. 1 ). — P. 55—60 . — ISSN . — doi : . : journal. — 1981. — January (
- Berreman, Gerald D. Social Categories and Social Interaction in Urban India (англ.) // vol. 74 , no. 3 ). — P. 567—586 . — ISSN . : journal. — 1972. — June (
Ссылки
- Salil Kader. от 17 февраля 2008 на Wayback Machine . June 15, 2004.
- , Report and Recommendations of Sri. P. S. Krishanan (Advisor to Government of Andhra Pradesh — includes section on Indian Caste System and Social Stratification in Indian Muslim Society.
- . от 17 февраля 2008 на Wayback Machine .
- от 14 февраля 2008 на Wayback Machine The telegraph, Calcutta — June 22, 2007
- 2021-08-15
- 1