Плетёный человек (фильм, 1973)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Плетёный человек» ( англ. Wicker Man ) — сделанная из ивовых прутьев клетка в форме человека, которую, согласно « Запискам о галльской войне » Юлия Цезаря и «Географии» Страбона , друиды использовали для человеческих жертвоприношений , сжигая её вместе с запертыми там людьми, осуждёнными за преступления или предназначенными в жертву богам. В конце XX века обряд сжигания «плетёного человека» возродился в кельтском неоязычестве (в частности, учении викка ), но уже без сопутствующего ему жертвоприношения.
Существование человеческих жертвоприношений в религии древних кельтов зафиксировано у многих римских авторов. О них упоминают Цицерон , Лукан , Светоний , Тацит , но только у Цезаря содержатся отрывочные сведения об использовании в обрядах «плетёного человека»:
Все галлы чрезвычайно набожны. Поэтому люди, поражённые тяжкими болезнями, а также проводящие жизнь в войне и в других опасностях, приносят или дают обет принести человеческие жертвы; этим у них заведуют друиды. Именно галлы думают, что бессмертных богов можно умилостивить не иначе, как принесением в жертву за человеческую жизнь также человеческой жизни. У них заведены даже общественные жертвоприношения этого рода. Некоторые племена употребляют для этой цели огромные чучела, сделанные из прутьев, члены которых они наполняют живыми людьми; они поджигают их снизу, и люди сгорают в пламени.
Правдивость сведений, сообщаемых Цезарем, часто ставится под сомнение; у него усматривают стремление во что бы то ни было оклеветать своих врагов — галлов, приписав им приверженность жестоким обрядам .
Страбон в IV книге «Географии» сообщает, что друиды совершают жертвоприношения, пронзая людей стрелами , закалывая в храмах и сооружая « колосс » из соломы и дерева, в который бросают скот , диких зверей и людей, а затем всё сжигают . Этот фрагмент почти полностью совпадает с информацией Цезаря; возможно, Страбон просто заимствовал его из «Записок». Каких-либо археологических подтверждений существования этого ритуала не имеется.
После битвы в Тевтобургском Лесу часть попавших в плен к германцам легионеров были посажены в клетки из прутьев и сожжены заживо.
Джеймс Джордж Фрезер , не сомневаясь в наличии у древних кельтов жертвоприношений с «плетёным человеком», приводит многочисленные примеры пережитков этого обряда в культуре народов Европы (прежде всего в аграрных ритуалах ) и связывает их с распространённым обычаем сжигать людей, подозреваемых в колдовстве , на кострах .
Имитация обряда с участием «плетёного человека» используется некоторыми неоязыческими группами, ориентирующимися на кельтскую традицию (главным образом в Великобритании ). Как правило, они приурочены к определённым праздникам вроде Бельтайна ; участники ритуала оплетают ивовыми прутьями деревянный каркас и торжественно сжигают его. Некоторые «плетёные люди» могут достигать огромной высоты, а их создание занимает несколько дней . Жертвоприношение каких-либо живых существ в обряде отсутствует.
С 1986 г. в штате Невада проводится ежегодный фестиваль Burning Man , на котором сжигается огромная деревянная статуя.
Одноимённые песни есть у британской хэви-метал -группы Iron Maiden и в сольном проекте у её вокалиста Брюса Диккинсона .
В цикле « Ведьмак » Анджея Сапковского присутствует описание данного ритуала. Его в книге народная молва приписывает друидам , что, по утверждению Геральта , является суеверием. Впрочем, это не помешало Геральту самому чуть не стать жертвой этого ритуала. Но это явно единичный случай, потому что фламиника друидов о нём говорит следующим образом:
— Эта клетка, — сказала фламиника, словно и не слыша его, — должна была служить зимней кормушкой для голодающих животных и стоять в лесу, заполненная сеном. Но когда мы схватили этих мерзавцев, я вспомнила о гнусных сплетнях и наветах, которые распространяют о нас люди. Хорошо, подумала я, вы получите вашу Ивовую Бабу. Вы сами придумали этот вызывающий ужас кошмар, ну, так я вам его обеспечу...