Ночной Дозор (фильм, 2004)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Дневно́й Дозо́р» — российский фильм режиссёра Тимура Бекмамбетова , снятый в 2005 году по серии романов Сергея Лукьяненко . Продолжение фильма « Ночной Дозор », вышедшего в 2004 году. Премьера фильма состоялась в новогоднюю ночь 2006 года, в кинотеатре « Октябрь » в Москве. Фильм стал первым в истории российского кинематографа, чьи кассовые сборы превысили 1 000 000 000 рублей.
Сюжет фильма сильно отличается от романа « Дневной Дозор » и в некоторой степени согласуется со второй и третьей частями книги « Ночной Дозор ».
Пролог повествует о Меле судьбы. Главный действующий персонаж пролога — среднеазиатский эмир Тамерлан , которому удаётся переписать свою судьбу с помощью этого артефакта — в первом варианте судьбы он, проявив милосердие к врагу, был смертельно ранен им в спину.
Светлый Иной Антон Городецкий и практикантка Светлана едут в служебном грузовике. Им поступает вызов — нападение Тёмного на людей. Антон, однако, препятствует задержанию Тёмного Иного, поскольку узнаёт в нём своего сына Егора. В ходе преследования Антону удаётся перейти на другой уровень Сумрака, что ранее ему было недоступно. Балаклава Егора как вещественное доказательство попадает к Светлым, Тёмные весьма обеспокоены этим.
Тем временем старший Саушкин просит у Завулона дать отсрочку сыну, поскольку Костя Саушкин не хочет убивать людей и вполне обходится донорской кровью. Завулон за это требует от него некую услугу, как потом оказывается — скомпрометировать Городецкого.
Городецкий крадёт вещественные доказательства, ту самую балаклаву, из хранилища Светлых. Именно в это же время происходит убийство Тёмной Иной Галины Роговой, которая является наставницей Егора. Улики указывают на Антона. Антон и Ольга (Великая Светлая) меняются телами по приказу Гесера . Антон в теле Ольги едет к Светлане домой. Следует сцена у Светланы в ванной: он признаётся в том, что он не Ольга, и говорит ей о своей любви.
Тем временем Тёмные ведут свою игру. Любовница Завулона Алиса и Костя Саушкин влюбляются друг в друга.
После ряда перипетий Антон, наконец, добывает Мел и узнаёт, что с его помощью можно менять только свою судьбу.
Кульминацией фильма является день рождения Егора. Его столкновение со Светланой приводит к возобновлению войны между Светлыми и Тёмными, в ходе которой Завулон убивает Костю, а Алиса тщетно пытается его оживить с помощью Мела. Москва повержена в хаос. Тёмная энергия уничтожает дома, разрушает Останкинскую телебашню . В критический момент, когда Антон Городецкий находится на волоске от смерти, появляется Гесер и «замораживает» время. Антон сообщает Гесеру, что он вернул украденный Егором Мел Судьбы. У Антона появляется некоторое время, пока действует «заморозка», и он пишет на полуразрушенной стене бывшего дома старой ведьмы, к которой приходил в начале первого фильма, слово «нет», тем самым возвращая момент, ставший ключевым в его жизни.
Отказавшись от услуг ведьмы, Антон, оставшийся обычным человеком, выходит из её квартиры и встречает Семёна, Илью и Катю, готовившихся к облаве, а затем Светлану, тоже в те времена обычную женщину. Он знакомится с ней, и они уходят вместе под дождём, а вслед им смотрят Гесер и Завулон, мирно играющие в домино и обсуждающие дальнейшие варианты судьбы Антона и Светланы.
Актёр | Роль |
---|---|
Анатолий Максимов | закадровый голос |
Константин Хабенский | Антон Городецкий |
Мария Порошина | Светлана Назарова / Великая Иная |
Владимир Меньшов | Гесер | глава Ночного дозора
Галина Тюнина | Ольга |
Виктор Вержбицкий | Завулон | глава Дневного дозора
Жанна Фриске | ведьма Алиса Донникова любовница Завулона |
Егор | |
Валерий Золотухин | отец Кости Валерий Саушкин |
Алексей Чадов | вампир Костя Саушкин сосед Антона Городецкого |
Нуржуман Ихтымбаев | хозяин закусочной Зоар |
Алексей Маклаков | Семён |
Александр Самойленко | маг-перевёртыш Илья по прозвищу Медведь |
Гоша Куценко | Игнат |
Галина Рогова | |
Георгий Дронов | Толик |
Николай Олялин | главный инквизитор |
Римма Маркова | ведьма Дарья Шульц |
Анна Слю | Тигрёнок |
Игорь Лифанов | Гоша (оборотень-попугай) |
Сергей Трофимов | секретарь Завулона |
Мария Миронова | мать Егора |
Гости на дне рождения: Алексей Митрофанов , Юрий Айзеншпис , Мария Арбатова , Пьер Кристиан Броше , Мария Киселёва , Борис Моисеев , Никас Сафронов , Василий Шандыбин , Анита Цой , Сергей Шнуров , Вилли Токарев , Артемий Троицкий , Юрий Лонго .
В прессе «Дневной Дозор» оценили не так высоко, как первую часть, «Ночной Дозор». Мнения критиков разделились, преобладали нейтральные и умеренно-положительные отзывы, но были и резко критические .
В положительных отзывах многие отмечали удачные спецэффекты фильма. Блогер Дмитрий Пучков отметил, что спецэффектов «стало значительно больше, и выглядят они значительно лучше, чем в первый раз» . По мнению Михаила Попова из журнала « Мир фантастики », спецэффекты «делались щедро, не слишком обдуманно, но в итоге получилось всё равно хорошо» . «Колесо обозрения, медленно путешествующее по Москве, и Останкинская башня, величественно заваливающаяся набок, — это действительно впечатляет», говорится в редакционном обзоре сайта « Афиша Mail.ru » . Актёрскую игру критики тоже отметили в целом положительно .
Негативные отзывы фильм заслужил за сумбурность сюжета. Игорь Варнавский в журнале « Игромания » писал: «Сценарий вихляет из стороны в сторону, то и дело путает сюжетные нити, а всё, что надо было пояснить и разжевать, оставляет за кадром» . С ним согласен Станислав Зельвенский в журнале « Афиша »: «для фильма, претендующего на лидерство в национальном прокате, подобная сюжетная расхлябанность должна быть фатальна» . «Сюжет получился похожим на картину, нарисованную небрежными, широкими мазками. Но не в этом ли заключалась часть замысла режиссёра?» — задались вопросом на аналитическом сайте «Мемы и медиавирусы» .
Ряд изданий отметил, что фильм практически не связан с книжным первоисточником, но не посчитали это недостатком . «Дозорный» сиквел сам по себе воспринимается достаточно целостно, как вполне логичное продолжение киноистории с сумраком и иными. Зато между фильмами и книгами огромная сюжетная разница, что метко схвачено в анекдоте, предлагающемся поместить в титры: «Все совпадения имён и событий с романом С. Лукьяненко носят случайный характер» — отметила Алла Латынина в журнале «Новый мир» . Впрочем, как писали обозреватели сайта «kino-govno.com», «даже мы — такие отъявленные фанаты книжного сериала, каких ещё поискать — не имеем ничего против. Потому что мир Бекмамбетова зажил, наконец-то, по собственным законам» .
Награды и номинации | ||||
---|---|---|---|---|
Награда | Категория | Номинант | Результат | |
MTV Russia Movie Awards | « Лучший фильм » | Победа | ||
« Лучшая женская роль » | Жанна Фриске | Победа | ||
« Лучший кинозлодей » | Виктор Вержбицкий | Победа | ||
« Лучший поцелуй » | Галина Тюнина и Мария Порошина | Победа | ||
« Самая зрелищная сцена » | Крушение зданий в Москве , день рождения Егора | Победа | ||
« Лучший саундтрек » | «Останусь» — « Город 312 » | Номинация | ||
« Лучшая мужская роль » | Константин Хабенский | Номинация | ||
« Лучший кинозлодей » | Валерий Золотухин | Номинация | ||
« Прорыв года » | Жанна Фриске | Номинация | ||
« Лучшая кинокоманда » | Номинация | |||
« Золотой трейлер » | «Лучший постер экшн-фильма» | Номинация | ||
«Нарцисс» | «Лучший художественный фильм» | Номинация | ||
« Сатурн » | « Лучший фильм на иностранном языке » | Номинация | ||
« Золотой орёл » | « Лучший монтаж фильма » | Дмитрий Киселёв | Победа | |
« Лучшая работа звукорежиссёра » |
Сергей Карпенко, Иван Титов,
Юлий Ягудин, Александр Вартанов |
Победа | ||
« Лучший игровой фильм » | Номинация | |||
« Лучшая операторская работа » | Сергей Трофимов | Номинация | ||
« Жорж » | « Лучшее кино России и СНГ » | Победа |
В «Дневном Дозоре» используется скрытая реклама , хотя и менее активно , чем в « Ночном Дозоре ». Однако при этом на рекламе создатели фильма заработали гораздо больше, чем в «Ночном дозоре», в котором по некоторым оценкам объём оценивается в полмиллиона, в то же время в «Дневном Дозоре» объём достигает 3 000 000 долларов .