Синий кит (игра)
- 1 year ago
- 0
- 0
Си́ний ка́мень (Синь-ка́мень) — священный камень близ Плещеева озера , Переславля-Залесского , Александровой горы и древнего городища Клещин . Это один из немногих подлинных ритуальных объектов, сохранившихся со времён языческой Руси. Находится на территории национального парка « Плещеево озеро ».
Название камня связывают с тем, что после дождя цвет камня меняется от серого к синему (такой цвет принимает его мокрая поверхность). Камень состоит из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца . Синий цвет образуется от преломления и отражения света поверхностью чешуек биотита и зёрен кварца .
Камень испещрён мелкими бугорками . Согласно последним исследованиям, вес камня — около 12 тонн .
Синий камень был объектом поклонения мерян , а затем и древних славян - язычников , пришедших к озеру в ІХ —XI веках из новгородских и приднепровских земель. Суть и характер культовых отправлений, проводившихся у камня в дохристианские времена, современной науке неясны.
Сейчас камень находится на берегу Плещеева озера, однако прежде он лежал возле Борисоглебского Надозёрного монастыря , между старой и новой водокачками. Житие Иринарха Ростовского чётко указывает, что камень находился в овраге. (По укоренившемуся в туристических справочниках представлению, прежнее место камня — вершина Александровой горы , что неверно).
Несмотря на наличие рядом Борисоглебского Надозёрного монастыря, переславцы нередко собирались у камня и устраивали буйное веселье, пляски и костры. Некоторое время монахи и священники ограничивались увещеваниями, пугая местных жителей тем, что в идоле живёт нечистая сила . Однако внимание к языческой святыне не ослабевало.
Всё изменилось в начале XVII века. В житии святого Иринарха Ростовского говорится о том, что преподобный посоветовал своему другу дьякону Онуфрию зарыть камень. Тот и зарыл «идола», отчего потом сильно болел. По другому варианту, наоборот, дьякон зарыл камень и за это выздоровел от лихорадки .
В земле камень пролежал некоторое время, а потом снова очутился снаружи. Водяная эрозия размыла склон, а замерзающий грунт понемногу выталкивал камень из земли.
В 1788 году его хотели использовать под фундамент строившейся Духовской церкви (она находилась на берегу , притока речки Трубеж , которая впадает в Плещеево озеро южнее Борисоглебского монастыря). Синий камень водрузили на большие сани и повезли по льду Плещеева озера. Но лёд не выдержал огромной тяжести, треснул, и камень утонул на глубине 2 аршин (1,4 метра ). (Бердников ошибочно пишет про 2 сажени , то есть 4,3 метра.)
Через 70 лет Синий камень снова вынесло на берег озера, причём севернее его прежнего местонахождения. Дискуссия о причинах этого явления шла в газете « Владимирские губернские ведомости » и завершилась выводом о том, что камень выдавили весенние торосы , ураганный ветер и движение льдов .
Сегодня Синий камень по неясным геологическим причинам уходит в землю. Сорок лет назад он выдавался на поверхность чуть ли не в рост человека, а теперь его высота менее чем до колена.
В XIX веке нашумевшая история с Синим камнем порождает легенду . В народном сознании камень оказался связанным со стоящей неподалёку от его нынешнего местонахождения Александровой горой , на которой некогда проводились игрища с куклой Ярилы . Согласно легенде, камень якобы был сброшен с горы по личному указу царя Василия Шуйского . Этот сюжет, по всей видимости, — плод народной фантазии, поскольку не находит подтверждения в исторических документах. Несмотря на это, недостоверное предание об Александровой горе и Василии Шуйском постоянно тиражируется различными туристическими справочниками
Синий камень очень популярен и у нынешних неоязычников ( родноверов ). Они приносят камню дары, устраивают рядом с ним обряды во время различных языческих праздников, в том числе и во время Купальского праздника .
В настоящее время территория вокруг Синего камня огорожена и благоустроена. От автомобильной дороги к камню и дальше к берегу озера ведёт деревянный настил.
Вера в священные камни присутствует в религиозных воззрениях разных народов. Они до сих пор почитаются в традиционных культурах (например, на Алтае ).
Синий камень на Плещеевом озере — одно из свидетельств существования подобных верований у восточных славян и ранее обитавшего здесь финского племени меря .
На Переславщине было много таких камней: и на реке Нерли Волжской , легендарная каменная баба на Берендеевском болоте.
Наконец, ещё один синий камень, найденный Иваном Борисовичем Пуришевым при земляных работах , был размещён на Красной площади Переславского кремля возле Спасо-Преображенского собора . По состоянию на 2020 год этот камень лежит уже не на Красной площади, а в Музее ботика Петра .
О широком распространении культа «синих камней» свидетельствуют также и исследования финского этнографа Арья Альквист, зафиксировавшие в 1995 году в Переславском районе шесть «синих камней», помимо камня у оз. Плещеево:
Альквист предположила, что название «синий» у культовых камней мерян связано с именем Укко , верховного божества грозы финно-карельской мифологии, имевшем прозвище «Синяя накидка» (Sinivitta) , который в мифах часто представал в одежде синего цвета .
Почитание углублений в виде «следов» и «чаш», часто встречающихся на синих камнях, связано с древним культом зооморфных и антропоморфных предков. Например, по мнению В. А. Бурова, эти углубления олицетворяют вход в пещеру «матери-горы», а сам валун выступает как вместилище душ — членов определённого рода. Такая трактовка была предложена по аналогии между поверьями о культовых камнях в меряно -русских верованиях и представлениями других финно-угорских народов (в частности, манси ) о «стране мертвых», путь в которую лежит через отверстие в скале с водой .