Галлетти, Джан Лука
- 1 year ago
- 0
- 0
Гризайль ( фр. grisaille , от фр. gris — серый) — разновидность росписи, в отличие от живописи , выполняемая градациями одного тона , хроматического или ахроматического (чёрно-белого) .
В некоторых словарях и справочниках понятия живописи и декоративной росписи не различают или объединяют, поэтому и определения гризайля носят двойственный характер. Например: «Однотонная, монохромная живопись, обычно имитирующая скульптурный рельеф», и она же: «выполняет роль декоративной росписи или панно» . Для подобных определений характерно не только отождествление понятий живописи и росписи, но также терминов «однотонный» и «монохромный», «живописность» и «графичность», «скульптура», «пластика», «рельеф». В теории искусства эти понятия различают .
Гризайль не является ни техникой изображения, ни жанром ни, тем более, материалом, а именно разновидностью изобразительного искусства . В зависимости от назначения, рода изобразительной поверхности, материалов и технических приёмов гризайль может быть ближе, подобно акварели , к рисунку или графике , например в подготовительных эскизах или набросках кистью и тушью , сепией или соусом . К такой технике близки монохромные рисунки углём , сажей , мелом , сангиной , пастелью . Но к гризайли принято относить только изображения, выполненные размывкой: кистью и красками , в том числе акварельными, гуашью , темперой или маслом .
Искусство однотонных изображений возникло в глубокой древности, получило развитие в античности, в Средние века , в периоды готики и Северного Возрождения , в частности при создании полиптихов — многостворчатых расписных алтарей. Наружные створки таких алтарей расписывали монохромно, как правило, создавая иллюзию каменных статуй в нишах. Таким способом алтарь в закрытом виде зрительно взаимодействовал со скульптурным убранством интерьера храма. Таковы наружные створки Гентского алтаря (частично) работы братьев Ван Эйк (1432), Дрезденского триптиха (1437), Алтаря Геллера (1507—1511). По определению А. Дюрера , осматривавшего алтарь в Генте , фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова нижнего яруса наружных створок алтаря «окрашены в цвет камня». Роспись гризайль использовали мастера итальянской майолики XV—XVI веков, а также французские мастера лиможских эмалей XVI века.
В качестве наружного декора зданий гризайль стали применять художники итальянского Возрождения : Бальдассарре Перуцци , Полидоро да Караваджо и другие.
Старые мастера применяли гризайль в качестве «подмалёвка» живописных картин серым или коричневым тоном с белилами по коричневому грунту (болюсу). По такой подготовке писали дальше цветом лессировками . Подобный метод обеспечивал требуемое в академической живописи взаимодействие светотеневой и колористической моделировки фигур, драпировок и предметов . Часто гризайльная подготовка обретала самодостаточность, как например в творчестве А. Дюрера или Рембрандта , в частности в картине Рембрандта «Проповедь Иоанна Крестителя » (1634—1635) из коллекции Государственных музеев Берлина . В этих случаях безусловно влияние опыта работы мастеров в графике: Дюрера в гравюре резцом, а Рембрандта в офорте и рисунках кистью, пером и тушью.
Почти монохромна живопись французского кубизма , пуризма . Не случайно Пабло Пикассо в картине « Герника » использовал почти монохромное решение, подчеркнувшее напряжённость драматического сюжета, хотя вопреки распространённому мнению, такое решение не является гризайлью, которая предполагает отсутствующие в этой картине тональные градации.
Архитекторы используют метод гризайля в так называемых «отмывках» — однотонных изображениях архитектуры и ордерных деталей с иллюзией светотени — для наглядного представления сооружения. Похожий способ применяют в проектной графике (ныне его вытесняют компьютерные презентации) и в процессе обучения будущих архитекторов-проектировщиков.
С XVII века в архитектуре стиля барокко , а позднее — неоклассицизма и ампира , гризайли применяли в декоративных росписях плафонов , падуг , десюдепортов для имитации барельефов . Ахроматическое моделирование рельефа создавало эффект тромплёя, или обманки ( фр. trompe-l'œil — дословно «обман глаза», более свободно «обман зрения»).
Росписи гризайлью, имитирующие рельеф, ассоциировались с античной скульптурой, что было органичным в пространстве экстерьера и интерьера неоклассической архитектуры. Так, например, падуги Иорданской лестницы Зимнего дворца в Санкт-Петербурге (Б. Ф. Растрелли, 1758—1761) украшены гризайлью, имитирующей классицистические барельефы, тем самым они перекликаются с трёхмерной скульптурой этого парадного помещения. Таковы же падуги Парадной лестницы Михайловского дворца постройки К. Росси (1819—1825; ныне Государственный Русский музей).