Interested Article - Бегуны

Бегуны́, стра́нники ( Бегу́нский толк, Стра́нническое, или Адамово согласие ) — одно из беспоповских направлений старообрядчества . В разных районах России именовались скрытниками, сопелковцами, подпольниками, голбешниками .

История

Основание

Около 1766 года возникло самостоятельное течение в беспоповстве — странническое согласие . Причиной его появления служило смягчение политики правительства по отношению к старообрядцам и вызванные этим разногласия в их среде о допустимости . Спорившие разделились на 3 группы: а) «записные», согласившееся записаться; б) «укрывающиеся за попами», за взятку попам скрывшие принадлежность к старообрядчеству; в) «странники», предпочитавшие нелегальное положение. Последние заявили, что первые две группы должны каяться и нести епитимии . Они считали, что невозможно сохранить «истинную церковь», контактируя с «антихристовым» миром, необходимо бежать и скрываться от «антихристовых» властей. Таких убеждений придерживался, например, старовер Андреян . Судьба первых общин странников неизвестна.

Идеи их развил некто Евфимий , родом из Переславля-Залесского , живший некоторое время в среде филипповцев , потом военный дезертир. Живя в Москве , он пришёл к убеждению, что даже «крепкие христиане» не заслуживали такого наименования вследствие их двоедушного отношения к православию и православному правительству, и признал необходимым бороться с таким, с точки зрения истого беспоповца, злом. Для начала Евфимий послал «московским старцам» — филипповцам 39 вопросов, прося дать ему ответы. Ответа не было дано, и это побудило вопрошателя тем настойчивее стремиться к исполнению задуманного плана .

Исходной точкой послужило для него беспоповское учение о воцарении Антихриста . Он повторил старую раскольническую мысль о императоре Петре I как антихристе, подыскав к ней как можно более аргументов, и указал антихриста в лице царствующих особ, как преемников Петра и исполнителей воли его. « Апокалипсичный зверь , — писал Евфимий, — есть царская власть, икона его — власть гражданская, тело его — власть духовная». В практическом выводе это означало, что остался один для «верующих» путь ко спасению — «не пространный, еже о доме, о жене, о чадах, о торгах, о стяжаниях попечение имети», а «тесный и прискорбный, еже не имети ни града, ни села, ни дома». Нужно вступить в брань с Антихристом. Но как же вести её? Так как открыто бороться нельзя, то «достоит таитися и бегати», порвать все связи с обществом, уклониться от всех гражданских повинностей — видимых знаков власти антихристовой: записи в ревизии , платежа податей , военной службы , паспортов , присяги . Всякий желающий вступить на этот путь, кто бы он ни был, непременно должен принять новое крещение . Решение Евфимием вопроса в указанном смысле состоялось, вероятно, не без влияния со стороны некоего «странника» Иоанна. Кто был Иоанн и откуда — неизвестно; но несомненно, что «случайный незнакомец» Евфимия был для него влиятельным советником. Между прочим, он дал Евфимию совет крестить себя самого, что Евфимий и исполнил в 1772 году . В пошехонских лесах Евфимий обрёл себе первых последователей, но не более восьми. Скрываясь сначала в лесах галичских , потом в окрестностях Ярославля , Евфимий занимался иконописанием, перепискою книг, а также сочинительством. Он был большой любитель книг. В 1792 году Евфимий умер .

По смерти Евфимия в роли наставницы выступила его спутница Ирина Фёдорова, крестьянка из Тверской губернии . Она не могла заменить Евфимия, но учение его продолжало распространяться благодаря его сочинениям, из которых наибольшее уважение в среде бегунов получил так называемый « », содержащий обличение «вин» и «пороков» старообрядцев . Ирина перешла в село Сопёлки , что на правом берегу Волги недалеко от Ярославля , при ручье Великоречке . Это село с тех пор стало играть роль столицы бегунства; по его имени самый толк иначе называется «сопелковским» .

Расколы

Последователями Ирины в Сопёлках явились крестьяне Пётр Крайнев и Яков Яковлев. Между ними завязался первый в истории толка спор о том, при каких условиях может быть совершён приём в согласие. Яковлев, рассуждая в духе Евфимия, утверждал, что только тот может считаться членом бегунского общества, кто действительно будет скрываться; Крайнев, поддерживаемый Ириною, находил возможным принимать в общество и тех, кто даст обет выйти в странство, хоть и будет оставаться дома. На первых порах спор окончился тем, что Яковлев оставил Сопёлки, однако через несколько лет сам Яковлев при свидании с ярославскими бегунами на пути своём в Сибирь , в ссылку, не произнёс против них строгого осуждения. С тех пор в согласие бегунов стало входить много лиц «жиловых». Им было поставлено в обязанность давать приют действительным странникам. При их домах существовали бегунские «пристанодержательства», связующие бегунов в одно целое. Пристани устраивались с тайниками для «крыющихся» в виде ям под лестницами, чуланами, иногда за стеной или под двойной крышей; тайник одного дома соединялся с тайником другого, третьего и т. д., а тайник последнего дома выходил куда-нибудь в сад, перелесок, на большую дорогу. Странноприимцы, состоящие членами толка под условием одного обета странства, обязаны исполнить этот обет перед концом жизни и умереть в действительном «странствовании»; но и это требование большей частью выполнялось лишь по форме. Перед приближением смерти странноприимца его помещали в тайнике «пребывать в душеспасительном страхе», в полицию же подавалось объявление о его побеге, и затем, если больной положительно безнадёжен к выздоровлению, его перекрещивали.

В первой четверти XIX века в среде бегунов возник новый спор по вопросу о деньгах: «можно ли их брать страннику?». Некий Иван Петров из Костромской губернии решил вопрос в отрицательном смысле на том основании, что на деньгах находится государственный герб . Чтобы отделиться от несогласных с ним, он крестил сам себя. Шла молва о воздержной жизни нового проповедника, и это склонило многих на его сторону. Сначала Иван скитался в окрестностях Ярославля , затем жил в пошехонских лесах, наконец перешёл к Вологде . Последователи Евфимия, не согласившиеся с Петровым, делали попытки к умиротворению возникшего «раскола», но Петров до конца жизни (умер в 1860) остался при своём мнении. Толк «безденежников», в некоторых местах известный также под именем антипова согласия, был незначителен.

В 1860-х годах произошло новое разделение в бегунстве по милости наставника Никиты Семёнова (Киселёва) , сочинителя «Малого образа ересей», ярого пропагандиста, ездившего со своею проповедью не только по лесам пошехонским и вологодским, но и по многим городам, не исключая и Москвы. В конце 1854 года Никита был взят полицией, но изъявил намерение присоединиться к церкви и был освобождён, после чего опять стал странствовать по России. Для своей общины Никита написал устав, по которому устройство её представляется в таком виде: во главе стоит управляющий, как бы некий патриарх ; для нескольких мест должен быть старший, вроде епископа ; в каждой отдельной местности имеется настоятель вроде пресвитера . Многие не приняли «статей» Никиты; произошло разделение. Строгих приверженцев Семёнова называют «статейниками» или «иерархитами», противников их — «противостатейниками». Первым «патриархом» стал сам основатель течения Никита Семёнов. В 1910 году четвёртый патриарх статейников Арсений (в миру Павел Васильевич Рябинин ) занялся активной торговлей и предпринимательской деятельностью, что вызвало падение пожертвований со стороны купечества, протест со стороны многих приверженцев и, в результате, новый раскол. В мае 1913 года основной оппонент Рябинина, Фёдор Михайлов, собрал собственный собор, на котором предал того анафеме. 13 августа 1914 года Рябинин был арестован в Ярославле как беглый каторжник и отправлен отбывать наказание в Александровский тюремный замок под Иркутском . В конце апреля 1918 года он был освобождён и вновь возглавил секту, а в конце 1921 года принял иночество. К этому моменту советская власть изъяла всё торговое и производственное имущество секты. В 1930 году был разгромлен её Даниловский центр, но незначительные группы статейников сохранились и поныне.

В то же время возник между странниками вопрос о браке . Первыми проповедниками брачной в странстве жизни были Мирон Васильев из Пошехонского уезда и Николай Косаткин — из Череповецкого . В 1870-х годах их мысль нашла усердного защитника в лице крестьянина Новгородской губернии Михаила Кондратьева. Совершать браки стали под условием взаимного и при пении молебна . Бегунство по его принципу — самый строгий аскетизм . Все бегуны по идее — иноки . Уставы их необыкновенно строги; особенно тяжелы наказания за прелюбодеяние . Не было, однако, ни одного страннического наставника, который не имел бы нескольких наложниц.

Преследования

В 1854 году по указанию императора в Ярославской губернии был создан особый совещательный комитет для обсуждения «вредоносности бегунов». Официальное православие высказалась за ужесточение репрессий, в результате чего бегуны были признаны «вредной сектой», для пресечения деятельности которой были разрешены меры гражданского и церковного воздействия. В 1850—1851 сектой занимался командированный в Ярославскую губернию писатель И. С. Аксаков . Некоторые чиновники опасались, что он слишком мягко относился к разоблачаемым.

Распространение

На начало XX века бегуны, несмотря на то, что численность их всегда была незначительной, из-за подвижного образа жизни быстро распространились по территории России , начиная с Петербурга и до глубины Сибири, наиболее же часты они были в Ярославской , Костромской , Олонецкой и Владимирской губерниях.

Численность бегунов на конец XX века была незначительна, они представляли собой мелкие разрозненные общины, не признающие гражданских и церковных законов и скрывающиеся в глухих местах Сибири и северного Урала .

Характеристика

Спасением души считали «вечное странство», разрыв с миром, изоляция от общества, отказ от любых гражданских функций, повинностей и обязанностей.

Считали, что живут в эпоху Антихриста , ассоциировали его с официальной светской и духовной властью. В связи с этим призывали не платить налогов , отказываться от военной службы , не получать как «явных » и др. Большинство бегунов имело самодельный паспорт , представляющий из себя, как правило, простую бумагу с надписями типа: «Господь защититель живота моего: кого страшуся?», «Сей пачпорт духовный по точкам чти тихо: царь царей!».

Видели близким Конец Света , Второе пришествие Христа . Было предположение, что Новый Иерусалим спустится к Каспийскому морю , куда совершались паломничества.

С деятельностью бегунов связывают распространение легенды о Беловодье .

Давали обет отправиться в странствие, отказаться от дома. Выполнить его, однако, можно было и перед смертью, причём формально, до тех пор живя хотя и строго, но на одном месте, называясь «жиловыми», странноприимцами (принимали тех, кто уже в странствии). Считалось, что обет очистит все грехи.

При вступлении в общину принимали новое крещение и новые имена .

Отрицали сословия и частную собственность . Но жиловые зачастую были зажиточны и даже применяли труд батраков .

Своих умерших хоронили тайно, в сараях, погребах или в лесу, но не на кладбище, в саване или рогоже без гроба, не отмечая место захоронения .

Группы

Внутри бегунов обособились отдельные толки и согласия:

  • Неплательщики. Толк зародился в Красноуфимском уезде Пермской губернии во второй половине XIX века, первоначально распространялась преимущественно на уральских заводах. Отказались от религиозной обрядности : частично отвергли почитание святых (поклоняясь отдельным «старым» мощам ), богослужение , таинства , не совершали крестного знамения, не носили креста, не признавали постов . Молитвы заменили на домашние религиозные беседы, на которых читали некоторые религиозные книги. Со введением в 1874 году всеобщей воинской повинности часто стали не подчиняться властям, чем вызвали на себя гонения: большая часть была сослана в Сибирь. После революции их остатки в Пермской области рассеялись, частично смешавшись с другими старообрядческими течениями, в Сибири же продолжали жить оседло, небольшими коммунами: отдельные общины продолжают существовать в Восточной Сибири .
  • Лучинковцы. Толк зародился в начале 1870-х годов на Пермской губернии. К концу XIX века центром их стала деревня Федьковка Шурлинской волости Екатеринбургского уезда . Считали, что единственный предмет богослужения, не запятнанный Антихристом — лучина , отвергали также все другие средства освещения, деньги и торговые приспособления. Согласно их идеологии, Антихрист воцарился на Руси ещё в 1666 году. Общины их встречались ещё в первой половине XX века, но затем исчезли.
  • Безденежники (Антипово согласие). Отвергали деньги, решая возникающие при этом проблемы с помощью странноприимников.
  • Брачные странники. Разрешается брак и после принятия обета странничества.
  • Пустынники. Движение возникло в одной из станиц Ярославской губернии. Странничество заменяли удалением в глухие леса или пустыни, где организовывали общины на максимально аскетических и отшельнических принципах.
  • Статейники (иерархиты). Вводилась церковная иерархия .

Преимущий старший («патриарх») Странников «статейников»

  1. Никита Семёнов (Никита Семенович Киселёв) (1860 — 4 марта 1894)
  2. Роман Логинов (1895 — 10 августа 1900)
  3. Корнилий Петрович Пятаков (1 сентября 1900 — 21 августа 1910)
  4. Александр (Павел) Васильевич Рябинин (о. Арсений) (1910—1937)
  5. Афанасий Иванович Коровин (1937—1938)
  6. Василий Иванович (Кузнецов) (1938—1941)
  • Никон Степанович (о. Никита)
  • инок Варлаам (Перевышин Григорий-Василий Николаевич) (—1971)
  • о. Иона (—1974)
  • о. Илья (—1987?)
  • о. Артемий (—1990)
  • о. Варфоломей (—2002)
  • о. Владимир (2002 — 8 июля 2014)
  • о. П. (сентябрь 2014 —

Преимущий старший Странников «статейников» корнило-фёдоровцев

  • Фёдор Ми­хайлович (май 1913 — 27 мая 1917)
  • Александр Петрович Берсенев (1917 — 4 ян­варя 1941)

Упоминание в художественной литературе

Один из главных героев новеллы «Странник» Леопольда фон Захер-Мазоха принадлежит к секте бегунов.

В романе Фёдора Достоевского « Преступление и наказание » Порфирий Петрович упоминает, что оговоривший себя работник Миколка «не просто раскольник , а прямо-таки сектант, в роду бегуны бывали».

Упоминаются в романе Льва Толстого « Воскресение ».

В романе Льва Овалова «Помни обо мне» подробно описан уклад жизни в секте.

В литературоведческой среде идут споры о том, является ли бегуном главный герой рассказа « » Ивана Тургенева .

В пьесе Максима Горького «На дне» Лука советует Сатину «к бегунам идти».

Примечания

  1. Юхименко Е. М., Мальцев А. И., Агеева Е. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. IV : « — Бессмертие ». — С. 702—724. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-009-9 .
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2810 дней]) // Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  4. . Дата обращения: 20 марта 2021. 21 июня 2021 года.
  5. Сергей Антонов. Собрание сочинений. Том третий. Рассказы о литературе. Тургенев. «Записки охотника»

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1901. — Т. XXXIa. — С. 723—725.
  • Аксаков И. С. Письма к родным 1849-1856 / Изд. подг. Т. Ф. Пирожкова. — М. : Наука, 1994. — (Серия "Литературные памятники АН РФ).
  • Берман А. Г., Тимофеев В. В. // Архивы и наука: исторический аспект и современные реалии:материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Чебоксары: ГИА ЧР, 2017. – 354 – 362
  • Мальцев А. И. / Отв. ред. Н. Н. Покровский ; Институт истории СО РАН . — Новосибирск: НИЦ «Сибирский хронограф», 1996. — 268 с. — ISBN 5-87550-049-2 .
  • Миловидов В. Ф. // Религии народов современной России: Словарь / Ред-кол.: Мчедлов М. П. (отв. ред.), , Басилов В. Н. и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Республика , 2002. — С. 501. — 624 с. — 4000 экз. ISBN 5-250-01818-1 .
  • Сляднев М. // Вестник Челябинского университета. Серия 10. Востоковедение. Евразийство. Геополитика, 2003. — № 2 (1). — С. 248—254.
  • Проблема взаимоотношений беспоповских согласий в сочинениях спасовцев, аароновцев и странников // / Объединенный институт истории, филологии и философии СО РАН. — Новосибирск: ИД «Сова», 2006. — 572 с.

Ссылки

Источник —

Same as Бегуны