Interested Article - Канон (музыка)

Кано́н в музыке — полифоническая форма, в которой мелодия образует контрапункт сама с собой. Основной технико-композиционный приём, положенный в основу канона, называется (канонической) имитацией .

Краткая характеристика

Простой 4-голосный канон «Братец Яков»: каждый голос вступает на два такта позже предыдущего

Каноны обычно двух-, трёх- или четырёхголосны, хотя число голосов теоретически не ограничено. Мелодия, звучащая с самого начала канона, называется пропостой , а голоса, вступающие позже, — риспостами (иногда можно встретить латинские обозначения dux — «вождь» и comes — «спутник»). При этом спутники должны либо точно совпадать с мелодией-вождём (простой канон), либо быть полученными из неё по некоторым правилам, приведённым ниже. Самые известные примеры канонов (например, «Frère Jacques» — « Братец Якоб ») — простые.

История

Термин канон происходит от др.-греч. κανών — прави́ло, норма . Слово «канон», имеющее много других значений, стало использоваться для обозначения музыкальной формы только в XVI веке . Наиболее ранние известные английские каноны датируются XIII веком . Хрестоматийный пример раннего канона — пьеса с инципитом « Sumer is icumen in » (так называемый «Летний канон»). Каноны активно писали в эпоху Арс нова в Италии и Франции, особенно в жанрах каччи и шас. Знаменитый ранний пример ракоходного канона — шансон «Мой конец — моё начало» Гильома де Машо . В полифонической музыке франко-фламандской школы (1430—1550) канон получил дальнейшее развитие, а окончательно известные сейчас правила сочинения канонов сформировались у композиторов Римской школы. В это время форма канона достигла наивысшего развития. Большое внимание канону уделяли Жоскен Депре , Иоганн Окегем (которому приписывают 36-голосный канон Deo gratias ), Пьер де ла Рю , Палестрина и другие. Позже к канону стали обращаться всё реже (с некоторыми значимыми исключениями, такими как в сочинениях И. С. Баха "Гольдберг-вариации", где каноном является каждая 3-я вариация, « Музыкальное приношение », где показаны самые разнообразные виды канонов). Каноны писали и другие музыканты эпохи барокко ( Пахельбель , Телеман , Зеленка ). Некоторое количество юмористических канонов оставил В. А. Моцарт . В XX веке интерес к канону возродился: Антон Веберн написал 5 канонов на латинские тексты (op.16), используя технику додекафонии . Примеры канонов оставили также Арнольд Шёнберг , Луиджи Даллапиккола (практически в каждом своём сочинении), Пауль Хиндемит , Дьёрдь Лигети , Луиджи Ноно и многие другие.

До выделения фуги в отдельную музыкальную форму каноны (вплоть до XVII—XVIII веков) как и другие имитационно-полифонические произведения, часто называли фугами, а строгая имитация, теперь известная как канон, квалифицировалась как fuga ligata , что означает «связанная фуга» .

Типы канонов

Каноны классифицируются в соответствии с разными параметрами: количество голосов, интервал между первыми нотами пропосты и риспосты, наличие обращения или возвратного движения голосов, временна́я разница между вступлениями голосов, точность повторения интервалов пропосты риспостами и темпы риспост.

Простой

В простом каноне мелодии-спутники в точности повторяют основную мелодию в первом голосе, возможно, на октаву выше или ниже основного голоса. Пример такого канона — Frère Jacques .

Если риспоста начинается не с той же ноты, что и пропоста, то канон называется интервальным. При этом мелодия риспосты уже не обязана точно совпадать с пропостой: интервалы между двумя нотами основной мелодии могут заменяться на одноимённые (например, большая секунда на малую). Если мелодии во всех голосах совпадают, то канон называется точным , если нет, то диатоническим .

Контрапунктные производные

Риспоста может не совпадать с пропостой, а быть её контрапунктной производной.

Канон в обращении

В «обращённом» каноне все интервалы пропосты в риспосте берутся в противоположном направлении, например, квинте вверх соответствует квинта вниз, и наоборот. Если при этом расстояния между нотами точно сохраняются, то такой канон называется зеркальным .

Ракоходный канон

В риспостах может применяться возвратное движение, или ракоход , когда основная мелодия записывается от конца к началу. Каноны, одновременно обращённые и в возвратном движении, иногда называют столовыми: его можно сыграть, если между двумя музыкантами поставить стол и положить ноты основной мелодии канона (каждый будет читать мелодию в своём направлении).

Мензуральный

В мензуральном, или пропорциональном, каноне риспоста является растянутой или сжатой во времени пропостой (то есть играется в другом темпе). Например, мелодия риспосты может играться вдвое медленнее пропосты (канон per augmentationem ) или вдвое быстрее (канон per diminutionem ). Технически мензуральные каноны наиболее сложны для написания. Такие каноны в большом количестве писали в эпоху Возрождения , в особенности в конце XV — начале XVI веков ; Окегем написал целую мессу ( Missa prolationum , «Месса пролаций »), каждая часть которой является мензуральным каноном.

Бесконечный

Бесконечным ( canon perpetuus ) называется канон, в котором в определённый момент в пропосте вновь появляется её начало, после чего он повторяется, в результате его можно играть сколь угодно долго. При этом мелодия в конце может оказываться в той же тональности , в которой она началась, или модулировать в другую тональность (спиральный канон, per tonos ) — в таком случае новый виток канона начинается уже в новой тональности. Исторические и локальные разновидности бесконечного канона носили оригинальные названия, например, рота ( лат. rota ; самый известный пример — Sumer is icumen in ), раунд ( англ. round ), кэтч ( англ. catch ).

Двойной и тройной

Если в каноне присутствуют одновременно две (или три) независимые темы, к каждой из которых имеются спутники, такой канон называется двойным (соответственно, тройным).

Способы записи канона

Композиторы не всегда явно выписывали в каноне все голоса. Иногда записывался один голос с пометами, позволяющими однозначно восстановить весь канон — такая запись называется закрытой [ источник не указан 1984 дня ] . Если выписывается только основная мелодия канона без указания мест и интервалов вступления риспост, то канон называется загадочным .

Примечания

  1. Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. , стб. 688—694.
  3. , 76.
  4. .
  5. , 1.

Литература

  • Feininger L.K.J. Die Frühgeschichte des Kanons bis Josquin des Prez (um 1500). Diss. Emsdetten, 1937.
  • Н. Д. Успенский, Т. Ф. Мюллер. Канон // Гондольера — Корсов. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1974. — Стб. 688—694. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 2).
  • Холопов Ю. Н. Канон. Генезис и ранние этапы развития // Теоретические наблюдения над историей музыки. — М. : Музыка, 1978. — С. 127—157.
  • Bridge, J. Frederick. [1881]. Double Counterpoint and Canon . London: Novello & Co., Ltd.; New York: The H. W. Gray Co., Inc.
  • , J. Kenneth Wilson, and Peter Urquhart. n.d. "Canon (i)". . Oxford Music Online (Accessed 2 January 2011) (требуется подписка) .
  • Walker, Paul Mark. 2000. Theories of Fugue from the Age of Josquin to the Age of Bach . Rochester, NY: University of Rochester Press. ISBN 9781580461504 .

Ссылки

  • (англ.)

Аудиофрагмент

Источник —

Same as Канон (музыка)