Interested Article - Ковчег Дионисия
- 2020-10-17
- 1
Ковче́г Диони́сия ( Большие Страсти Спасовы ) — мощевик , изготовленный по заказу суздальского князя Дмитрия Константиновича для реликвий Страстей Христовых , привезённых в 1383 году архиепископом Дионисием Суздальским из константинопольского монастыря святого Георгия в Манганах . Ковчег Дионисия на протяжении столетий находился в Благовещенском соборе , а ныне хранится в музеях Московского Кремля .
История создания и художественное исполнение
Над созданием мощевика трудились греческие и русские мастера. В 1976 году искусствовед Т. В. Николаева установила одновременность создания всех частей ковчега (до этого считалось, что в XIV веке была создана лишь его центральная часть). Также ею на основе сравнения ковчега с работами новгородских ювелиров было высказано мнение, что « мастер ковчега принадлежал к новгородско-псковской школе искусств ». Другие специалисты относят мастеров ковчега к суздальской школе.
Ковчег выполнен в форме равноконечного креста , состоящего из центрального квадрата и боковых полукружий. Размеры ковчега составляют 39 x 39 см., при этом сторона центрального квадрата — 30 см., толщина около 2 см. В качестве материалов использовалось дерево, медь , серебро , цветные камни, жемчуг , стекло , перламутр , слюда . Поверхность вызолочена.
Центральный квадрат ковчега является мощевиком, в центре которого размещена частица Животворящего Креста , а вокруг неё — шестнадцать маленьких ковчежцев с окошками из слюды , в которых расположены остальные реликвии. Вокруг ковчежцев выполнены надписи об их содержимом, а также размещены изображения Страстного цикла . Ковчег неоднократно подновлялся и реставрировался, а в 1914 году для него был изготовлен специальный дубовый чехол- киот .
Состав реликвий
Ковчег в XIV—XV веках был известен как «Большие Страсти Спасовы» , так как он посвящён Страстям Христовым и содержит частицы следующих реликвий:
1. связанные со Страстями Христовыми (13 реликвий):
- хитон Христа (« риза нешвенная »);
- багряница;
- терновый венец ;
- камень от столба бичевания;
- губка, с которой Христос был напоен уксусом;
- трость, которую дали в руки Христу солдаты ( Мф. );
- кровь и вода, истёкшие из рёбер Христа ;
- волосы, исторгнутые из бороды Христа;
- частица крови Христовой, истёкшей от иконы Распятия в Верите ( Бейруте );
- камень от доски, на которую было положено тело Христа;
- ароматы, которыми помазали тело Христа перед погребением;
- камень от гроба Спасителя .
2. связанные с Рождеством Христовым (1 реликвия):
- камень яслей Христовых .
3. связанные с Успением Богородицы (2 реликвии):
- пояс и риза Богоматери .
Значение реликвии
Ковчег выступал одной из главнейших родовых святынь московских правителей. В завещаниях московских великих князей XV века ковчег, называемый «Страсти Спасовы» , возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь.
В XV — первой половине XVII века ковчег хранился в великокняжеской, а затем царской Крестовой и Образовой казне, и, вероятно, непосредственно находился в царской моленной комнате, где совершались утренние и вечерние молитвы. В Благовещенский собор он был перенесен лишь во второй половине XVII века, вероятно, в царствование Федора Алексеевича , особо заботившегося о средоточии всех святынь, так как в старейшей из сохранившихся Описи собора 1680 года ковчег фигурирует с пометой, что в «прежних переписных книгах» он не значится.
В XVII — начале XX века ковчег являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора. В XVII—XVIII веках он располагался на особой подставке у Горнего места , а с XIX века хранился в ризнице и выносился для поклонения за всенощным бдением только трижды в году : 13 сентября (празднование Положения пояса Богородицы в Халкопратиях), 26 сентября (канун праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста ), и во время Великого поста , в субботу накануне Крестопоклонной недели .
Примечания
- . Дата обращения: 23 октября 2007. 20 февраля 2009 года.
- Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976. С. 23–35
- Маясова Н. А. Декоративное искусство // Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. — М., 1990. — С. 88
- ↑ . Дата обращения: 9 ноября 2008. 22 мая 2011 года.
- Ульянов О. Г. от 20 апреля 2022 на Wayback Machine
Литература
- Стерлигова И. А. Ковчег Дионисия Суздальского // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. — М.: Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 1999. — С. 280–303.
- 2020-10-17
- 1