Родился
3
(
15
) ноября
1800
года в
Москве
, в семье актёров — Степана Фёдоровича (1775—1823) и Авдотьи Ивановны Мочаловых, которые были крепостными помещика Н. Н. Демидова и играли в его домашнем театре
. В 1803 году они были отданы в труппу московского
Петровского театра
М. Медокса
. В 1806 году вместе со всем Петровским театром вошли в московскую труппу
императорских театров
и всей семьёй получили вольную.
Двое их детей тоже стали артистами: Мария Степановна (по мужу — Франциева, 1799—1862) и Павел Степанович. Павел обладал редкой памятью: с раннего детства повторял за матерью длинные строчки из Евангелия. П. Мочалов учился в одном из лучших пансионов Москвы — пансионе Терликовых, где получил хорошее образование; знал французский. По воспоминаниям его дочери Е. Шумиловой-Мочаловой, отец некоторое время учился в Московском университете, однако, в списках среди обучавшихся в это время в университете фамилии Мочалов не найдено
.
4 сентября 1817 года Мочалов впервые появился на сцене в роли Полиника (пьеса В. А. Озерова «Эдип в Афинах») и 11 сентября в роли Эгиста (пьеса «Меропа») — на сцене
казённого
Театра на Моховой
; помещения нынешних Малого и Большого театров открылись лишь 14 октября 1824 года и 18 января 1825 года, соответственно. В спектакле также участвовали его сестра и отец, который был в это время известным артистом. Достоверных сведений о дебюте не сохранилось, однако в истории изучения деятельности артиста существует мнение, что спектакль прошел с большим успехом. Поводом к этому стали воспоминания
С. Т. Аксакова
, который видел домашнюю репетицию «Эдипа в Афинах». Тем не менее первая развернутая статья о Мочалове появляется только в 1823 г.
Во вторник 4 сентября представлена будет: «Эдип в Афинах», трагедия в 5 действиях, в стихах, с хорами, сочинения г. Озерова, в коей роль Полиника будет дебютировать в первый раз г. П. Мочалов, сын актера г. Мочалова.
В 1820-е годы основой репертуара начали становиться водевиль и мещанская драма, в которых Мочалову тоже приходится играть. Однако не это привлекло зрителей и критиков к творчеству артиста. В это время Мочалов исполняет роль Жоржа де Жермани в пьесе
Дюканжа
и
Дино
«Тридцать лет, или Жизнь игрока» (1829), а также впервые для себя исполняет роль Гамлета (подражание Шекспиру С. И. Висковатова) в 1827 году. Обе роли важны тем, что Мочалов раскрывает в них главные для себя темы бунта, сильной романтической личности. Особенно это проявляется в роли Жоржа де Жермини, трагедии человека, погруженного в свои страсти, для которого игра становится смыслом жизни.
В 1830-е годы проявилась способность артиста превращать обычную мелодраму в трагедию личности. Ярким примером может послужить образ Мейнау в пьесе
Коцебу
«Ненависть к людям и раскаяние» (1832), в которой мещанская драма превращалась в борьбу человека с миром. Вершиной творчества артиста становится «Гамлет» в переводе Н. А. Полевого, перевод, который считается романтическим, значительно помог артисту в выражении идеи мятущегося духа Гамлета-Мочалова. Об этом спектакле написано множество статей, необходимо только сказать, что Гамлет в исполнении Мочалова был современником сидящих в зале людей.
Возвращаясь в 1848 году из гастролей в
Воронеже
, артист простудился — его карета провалилась под лёд. В дороге артист много пил и закусывал водку снегом. Приехав в
Москву
, через несколько дней,
16
(
28
) марта
1848
года, скончался. Провожать Мочалова в последний путь собралось несколько тысяч человек. Купцы закрыли свои лавки на той улице, по которой проходила траурная карета, и присоединились к процессии. Похоронен на
Ваганьковском кладбище
(9 уч.)
.
Особенности творчества
Павел Мочалов отличался неповторимым стилем игры, который отмечали все его современники. Так, например, главной его особенностью были неожиданные эмоциональные переходы артиста из одного душевного состояния в другое. По этому принципу неожиданностей и строятся роли артиста (Гамлет, Жермани и др.). Не обладая яркой театральной внешностью (средний рост, сутуловатые широкие плечи, но красивое лицо и выразительные глаза), Мочалов, однако, создавал на сцене образы, которые потрясали зрителя своей силой и динамичностью.
Белинский
вспоминал о том, что забывал, как его зовут во время спектаклей с Мочаловым. Ещё одной особенностью актера являются «мочаловские минуты» — кульминации артистического вдохновения. Дело в том, что Мочалов практически никогда не вел роль ровно (за исключением, пожалуй, роли Мейнау и Жоржа де Жермани), чаще всего «из рук вон плохо», но в ходе действия он вдруг произносил две-три фразы, которые поражали зрителя и срывали гром аплодисментов. Зрители приходили на спектакль ради этих «минут».
Имя Мочалова стало легендарным ещё при жизни. После ясной логики классицизма, который царил в русском театре начала XIX в., романтик Мочалов казался загадкой. Первые шаги актера были отмечены решительным несогласием с утвердившимися традициями: выступая в трагедиях Озерова («Эдип в Афинах» — Полиник, «Фингал» — заглавная роль), он не заботился о соблюдении эстетического канона, но искал свободы выражения чувства. Идею свободного художника воплотил он в образе актера Кина («Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца). Душевную борьбу передал в одержимом манией игры Жорже де Жермани («Тридцать лет, или Жизнь игрока» Дюканжа). Черты «почти байроновской меланхолии» увидел в обманутом муже бароне Мейнау («Ненависть к людям и раскаяние» Коцебу). В его Фердинанде («Коварство и любовь» Шиллера) внешне было что-то от русского армейского поручика. Актер показывал не драму германского юноши, а социальный протест против тирании. Романтизм Мочалова открыл русской сцене трагедии Шекспира. Шекспировские герои в исполнении русского актера выглядели современными людьми, озабоченными восстановлением нарушенной справедливости. Таким явился совсем не величественный, но глубоко уязвленный крахом миропорядка король Лир. В «Отелло» Мочалов говорил о трагическом крушении веры в человека. Его Гамлет через сомнения и борьбу с самим собой приходил к мысли о необходимости уничтожения зла и насилия. Образ Гамлета в исполнении Мочалова звучал революционно. Мочалов настойчиво добивался возможности сыграть роль Арбенина в «Маскараде» Лермонтова, но цензура не разрешила постановку. Актер создал образ Чацкого в первой постановке «Горе от ума» в Москве в 1831 г. В его игре была раскрыта трагичность судьбы мыслящего человека в условиях крепостнической России.
Критика о П. Мочалове
П. Мочалов стал символом новой романтической эпохи в истории русского театра. Быстро освободившись от влияния классицизма, он создал на сцене новые образы, исполненные в стиле романтизма. Главной чертой артиста являлась непредсказуемость в игре, подчинение вдохновению и предельная экзальтированность образа. Столь необычный способ создания ролей привлёк к себе внимание ведущих критиков того времени, в частности, В. Белинского, который написал об актёре не одну статью. Самой известной из них стала «„Гамлет“ Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета», в которой критик тщательно исследует природу творчества артиста. Статья построена на описании девяти показов «Гамлета». Второй известной статьей стала «И мое мнение об игре господина Каратыгина», в которой В. Белинский продолжил полемику об этих двух артистах и выступил на стороне П. Мочалова. Правда, с переездом в Петербург критик изменил своё отношение к
В. Каратыгину
, перейдя на его сторону.
Многочисленные статьи и воспоминания об артисте оставили близкие друзья Павла Мочалова С. Аксакова и
Н. Беклемишева
.
Есть переводчики Мочаловы и переводчики Щепкины. Мочаловы работают неровно, порывисто: наряду с очень высокими взлетами у них бывают глубочайшие падения. И тогда они, вместо того чтобы петь, несвязно и невнятно бормочут. Если бы этих слепо-вдохновенных Мочаловых не обуздывали на каждом шагу режиссёры-редакторы, их переводы изобиловали бы чудовищными искажениями текста. К счастью, в нашей литературе преобладает сейчас тип переводчика Щепкина: осторожного и опытного мастера, полного хозяина своих поэтических сил"
.
Репертуар
Список ролей составлен по книге Ю. А. Дмитриева «Мочалов актер-романтик», даты премьер исправлены по книге М. Н. Ласкиной «Мочалов: Летопись жизни и творчества». Список является неполным. По данным М. Н. Ласкиной актёр сыграл более 250 ролей.
Джембулат
— «Черкешенка», автор П. С. Мочалов, 1846
Примечания
(неопр.)
. Дата обращения: 6 сентября 2009.
4 марта 2016 года.
, с. 468: «Летом 1817 был зачислен в слушатели
ИМУ
на физико-математический факультет (как записанный в подушный оклад не имел права на звание студента). В начале учёбы Мочалов ещё не думал поступать на сцену, но затем вынужден был оставить университет из-за ссоры с одним из профессоров.».
(неопр.)
. Дата обращения: 28 августа 2009. Архивировано из
8 декабря 2008 года.
Любитель театра. Замечания на представление Шекспировской трагедии: Отелло на Императорском Московском театре 10 октября сего года //
Благонамеренный
. 1823. Ч. 24. № 20. С. 101—106.
Объявления // Московские ведомости. — 1 сентября 1817. — С. 1963.
Императорский Московский университет: 1755-1917 : энциклопедический словарь / Андреев А. Ю., Цыганков Д. А.. —
М.
: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 468. —
2000 экз.
—
ISBN 978-5-8243-1429-8
.
Ссылки
Гайдин Б. Н.
(неопр.)
. Электронная энциклопедия «Мир Шекспира» (2013). Дата обращения: 27 ноября 2013.
27 ноября 2013 года.