Церковные уставы
- 1 year ago
- 0
- 0
Местные церковные уставы — источники церковного права государственного происхождения, основанные на Уставе князя Владимира и Уставе Ярослава Мудрого .
Местные церковные уставы создавались в русских удельных княжествах в XII веке . Одни из письменных источников русского права .
Создание местных церковных уставов началось среди новгородских князей , а позже и смоленский князь Ростислав Мстиславич издал свой церковный устав . Эти местные уставы дошли до нас в позднейших и не совсем исправленных списках, но они не дают сомнений в их подлинности, какие возникают в отношении общих церковных уставов на которых они основаны.
Уставы, или уставные грамоты , XII века важны для исследователей по следующим причинам:
Две церковно-уставные грамоты если не прямо подложные, то сильно переделанные позднейшими писцами, приписываются новгородскому князю Всеволоду Мстиславичу . Одна из них имеет вид устава, данного новгородскому Софийскому собору о церковных судах. Это довольно неискусная переделка церковного устава Владимира, но в ней есть такие черты, которые с вероятностью могут быть приняты за постановления Всеволода. Таковы постановления о торговых пошлинах в пользу Софийского собора (на площади которого существовало торжище) и о передаче дел по спорам о наследстве в ведение епископа.
Другая уставная грамота дана церкви св. Иоанна Предтечи в Опоках, построенной Всеволодом в 1127 году. По этой грамоте новопостроенная церковь долженствовала быть приходскою церковью особого торгового товарищества, которое по ее имени называлось «купечеством Иванским». Изложенные постановления могли находиться уже в первоначальном тексте грамоты, но, конечно, Всеволод не мог называть себя «великим князем, самодержцем, владычествующим над всею русскою землею», как он назван в начале грамоты. До нас дошли, без сомнения, не все церковно-уставные грамоты удельно-вечевого периода; по мере учреждения в удельных княжествах новых епископий, местные князья должны были давать епископам и особые уставные грамоты. Так, летопись под 1158 годом говорит о суздальском князе Андрее Боголюбском , что он, поставив во Владимире-на-Клязьме соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы, «дал ей многие имения и слободы и села лучшие с данями, и десятину во всем и в стадах своих, и торг десятый во всем своем княжестве».
Во введении содержится упоминание о принятии крещения великой княгиней Ольгой и великим князем Владимиром , а за тем кратко говорится об установлении десятины в пользу церкви.
Текст Устава разделён на 4 части. Каждая из них оканчивается обычным в церковных уставах заклятием, то есть воспрещением нарушать предписанное в уставе с напоминанием о наказании в будущей жизни нарушителям. Первая часть является первоначальной редакцией документа, остальные части это более поздние дополнения, которые присоединялись к первоначальному акту по мере надобности.
Цель устава, данного князем Святославом Ольговичем Новгородской церкви в 1137 году, состояла в точном определении церковной десятины от всякого рода сборов, поступавших в казну новгородского князя. Такого точного определения десятины не было сделано в прежних новгородских церковных уставах. Восполняя этот пробел, устав Святослава не имеет общего значения, какое имеет устав его предшественника: он содержит только положения о десятине.
Текст устава можно разделить на вступительную часть (« Устав … что входит в княж двор всего »), на установительную статью (« А зде в Новегороде… у Тудорра сорочек ») и на заключительную статью, в которой находится дата и заклятие. Затем следует два прибавления: « А се Обонезьскый ряд » , « А се Бежичьский ряд ».
На 1137 год Обонезьскый ряд состоял из 14 населенных мест, на пространстве от реки Олонки до верховьев рек Ояти, Паши и Сяси .
Из вступления следует, что Святослав определяет церковную десятину, следуя примеру всех прежде бывших князей, а установительная статья начинается упоминанием о том, что и в Новгороде прежние князья давали церкви неукоснительно десятину от всяких доходов, поступавших в их казну. Далее от имени князя говорится, что устав дан им потому, что точное и неукоснительное производство десятинных платежей церкви имеет одинаково важное значение как для епископа , так и для самого князя.
После этих начальных слов идёт определение десятины с общего количества судных пеней , сбором и хранением которых заведовал в это время какой-то Домаждирич Онежанин (на него и сделано указание, как на лицо, от которого епископ должен требовать десятины с пеней). Цифра этой десятины определена точно. Затем следует расписание дани с различных погостов новгородских с целью определения десятины. В составе заволочских владений впервые упоминаются центральнопинежский погост Кегрола и два нижнепинежских погоста Пинезе и Вихтуй.
В уставе особо определяется доход Софийского собора с Онеги , где не все погосты платили дань князю, а стало быть, не со всех могла идти десятина церкви.