Interested Article - Гамелан

Гамелан (из коллекции Музея искусства Азии Университета Малайя )
Julia Kartawinata — Dongkari — Komposisi Baru Gamelan.opus
Игра на гонгах

Гамела́н ( индон. и малайск. gamelan , яв. ꦒꦩꦼꦭꦤ꧀ gamelan , сунд. ᮌᮙᮨᮜᮔ᮪ gamelan , балийск. ᬕᬫᭂᬮᬦ᭄ gamelan от яв. gamel «стучать, ударять») — традиционный индонезийский оркестр и вид инструментального музицирования. Появившись на острове Ява , впоследствии распространился на Бали , Мадуре , Суматре и других островах Малайского архипелага .

Основу инструментария составляют ударные музыкальные инструменты : ксилофон гамбанг , металлофоны гендер , , ; лежачие гонги бонанг , барабаны генданг , различные подвесные гонги и др. Более того, именно ударные инструменты, прежде всего гамбанг и гендер, исполняют основную музыкальную тему. В состав гамелана включаются также струнные щипковые — и , смычковый ребаб , продольная флейта сулинг , разнообразные шумовые инструменты, иногда мужской и/или женский голос. Общее число инструментов колеблется от 10 до 25.

Употребляются классические звукоряды — 5-ступенный и 7-ступенный , в которых находит применение микрохроматика ; при этом строй всего оркестра определяется строем пластиночных инструментов. При исполнении выбранной темы оркестр руководствуется одной из мелодических формул .

Звучание гамелана, которое при первом знакомстве может показаться европейцу диким и хаотическим, отличается большой гибкостью динамики и выразительностью, чему способствует искусное сочетание тембровых красок. Большую роль играет импровизация . Разучивание партий производится главным образом на слух. Каждый музыкант при исполнении темы стремится выявить характер своего инструмента, как можно полнее продемонстрировать его выразительные возможности. В основе репертуара гамелана — импровизационное исполнение классических тем и народных мелодий.

Гамелан используется в драматических, балетных, песенно-танцевальных представлениях, торжественных церемониях, шествиях и праздниках. Тесно связан с народным кукольным театром. Традиционный индонезийский гамелан, как правило, представляет собой общину музыкантов, проживающих в одной деревне и совместно владеющих оркестровыми инструментами. В XX веке появились не связанные с деревенской традицией академические гамеланы, в том числе и за пределами Индонезии.

Полифонический, «неземной» звук оркестра с давних пор поражал европейцев, включая сэра Фрэнсиса Дрейка , посетившего Яву в 1580. С начала ХХ века гамелан привлёк внимание европейских и американских исследователей. Интерес к нему на Западе во многом стимулировали композиторы, творчески заимствовавшие его музыкальный строй. К ним относятся К. Дебюсси , Дж. Кейдж , Э. Варез , А. Жоливе . Широко использован в опере Бенджамина Бриттена «Смерть в Венеции».

Русский поэт К. Д. Бальмонт (1867—1942), посетивший в 1912 во время кругосветного путешествия Целебес ( Сулавеси ), Яву и Суматру , так выразил свои впечатления от этого оркестра в стихотворении «Гамеланг»:

Гамеланг — как море — без начала,

Гамеланг — как ветер — без конца.
Стройная яванка танцевала,
Не меняя бледного лица.

* * *

За горой звенит металл певучий,
Срыв глухой и тонкая струна.
Гамеланг — как смерть сама — тягучий,

Гамеланг — колодец снов, без дна.

Гамелан в России

В России в г. Калининграде в Музее Океана в 2017 году в постоянную экспозицию был включен сет балийского гамелана.

При Посольстве Республики Индонезия в России и Белоруссии в Москве действует постоянная группа яванского гамелана. Коллектив был основан в 2017 году.

В декабре 2021 г. при Посольстве Республики Индонезия в Российской Федерации и Республике Беларусь был показан первый в мире спектакль ваянг-кулит полностью на русском языке .

Примечания

  1. Погадаев, В. Малайский мир (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур). Лингвострановедческий словарь. М.: «Восточная книга», 2012, с. 198
  2. Росс Алекс. Дальше — шум. Слушая XX век. М.: Corpus, 2012, с. 420
  3. . Дата обращения: 26 марта 2020. 6 августа 2020 года.
  4. . Дата обращения: 3 февраля 2022. 3 февраля 2022 года.
  5. . Дата обращения: 3 февраля 2022. 3 февраля 2022 года.

Литература

  • // Большая российская энциклопедия. Том 6. — М. , 2006. — С. 354.
  • Алпатова А.С. // Народная музыкальная культура. Архаика. — 2-е изд. — М. : 2019, Юрайт. — С. 156—174. — 247 с.
  • Дёмин, Л. М. Искусство Индонезии, М., 1965.
  • Равдоникас Ф. Музыкальный синтаксис. СПб, 2003.
  • Gamelan Gong Kebyar: The Art of Twentieth-Century Balinese Music (2000) by , ISBN 0-226-79281-1 and ISBN 0-226-79283-8 .
Источник —

Same as Гамелан