Суверенитет
- 1 year ago
- 0
- 0
Наро́дный суверените́т ( народовла́стие , суверените́т наро́да ) — доктрина , согласно которой народ государства рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета .
Идеи народного суверенитета получили своё развитие в западной мысли с распространением модернистской философии . Распад старых империй и образование новых государств в конце XVI века в Европе вызвал необходимость в объяснении и легитимизации данных исторических процессов. В 1576 французский философ Жан Боден разработал концепцию государственного суверенитета , суть которой заключалась в том, что государство обладает полнотой власти над определённой территорией и её постоянным населением, и является независимым от внешних сил. Изначально у Бодена носителем суверенитета объявлялся монарх, обладающий неограниченной властью над народом .
Однако в XVIII в. французским мыслителем Руссо , называвшим суверена ничем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц , в совокупности получивших имя народа , была разработана доктрина народного суверенитета . До Руссо эта доктрина развивалась в работах Томаса Гоббса и Джона Локка .
Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха , при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность — носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором — вопрос о верховности власти самого государства .
В настоящее время доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом , что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека , согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве и свободном голосовании . Также доктрина народного суверенитета нашла своё выражение в праве народов на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и в иных формах.
В современном политическом лексиконе термин «народный суверенитет» в значительной степени вытеснен понятием « демократия ». Представители неолиберальной концепции политической теории отмечают, что во всех демократических государствах народный суверенитет является принципом конституционного строя . Суверенитет народа в политических системах демократических государств проявляется в том, что он избирает своих представителей, которые являются носителем его воли и принимают политические решения в целях достижения всеобщего блага .
Элвин Магид, профессор политических наук университета штата Нью-Йорк в Олбани , отмечает, что терминология народного суверенитета нередко используется современными авторитарными режимами для сокрытия нарушений прав человека и репрессий. В качестве примеров он приводит « народные демократии », образованные под воздействием СССР в Восточной Европе после Второй мировой войны , Исламскую Республику Иран и Корейскую Народно-Демократическую Республику . Эту же точку зрения поддерживает профессор НИУ ВШЭ А. А. Сергунин, который указывает, что доктрина народного суверенитета широко распространена не только в демократических государствах, но и в тоталитарных государствах, которые используют её для своей легитимации . Как указывает В. Л. Цымбурский , в тоталитарном государстве советского типа бюрократические элиты, выступавшие как «авангард народа», использовали мобилизационный потенциал паттерна «суверенитета народа», подменяя его содержание собственными идеалами . Как заключает профессор Бостонского университета Роберт Джексон, наиболее ироничным в истории эволюции идеи народного суверенитета является то, что именно от имени народа, а не от имени верховных правителей велись самые масштабные репрессии в истории человечества .