Interested Article - Карасай-батыр

Караса́й Алтынайулы́ , более известный как Караса́й-баты́р ( 1598 1671 ) — казахский батыр при Есим-хане и Жангир-хане . Вместе с близким другом и соратником Агынтай-батыром принимал активное участие в казахско-джунгарской войне .

Биография

Памятник Карасай и Агынтай батырам в Петропавловске

Карасай-батыр родился в 1598 году в местности Карасаз в горах Суыктобе (предгорья Заилийского Алатау ) на территории современного Жамбылского района Алматинской области Казахстана . Происходил из рода Уйсун- Шапрашты -Ескожа старшего жуза .

Согласно легендам, будущий батыр уже в юности отличался силой и ловкостью и был столь крупного телосложения, что шкуры одного быка едва хватало ему на пару сапог .

Впервые Карасай проявил себя на поле боя в 1615 году, отражая нападение ойратов , проникших в глубь Семиречья . Впоследствии отличился в сражении у реки Тобол в 1620 году, где взял в плен двух калмыцких тайши . За этот подвиг Карасай был признан батыром .

Карасай был одним из батыров войска Есим-хана . После смерти Есима стал наставником его сына Жангира вплоть до его совершеннолетия. Вместе с боевым другом Агынтай-батыром из рода аргын возглавлял казахские отряды в битве с калмыками на реке Волга в 1629 году, а также в Сибирско-Тобольском сражении 1635 года. В 1643 году вместе с шестью сотнями воинов участвовал в Орбулакской битве , в которой Жангир-султан вместе с пришедшим на помощь казахам 20-тысячным войском бухарского военачальника узбекского происхождения Ялангтуш Бахадура (в казахской транскрипции Жалантос Бахадур) одержал победу над 50-тысячным джунгарским войском. Об этом свидетельствуют также русские источники .

В сражениях с джунгарами, происходивших в 1652 году, Карасай-батыр был одним из главнокомандующих казахского войска, и проявил талант полководца и стратега . Под его же началом был выигран ряд битв в Семиречье . При Карасае казахские войска впервые стали использовать топографические особенности местности — возводить искусственные укрытия, а также использовать тактический приём разведка боем . Разработанная им тактика позволяла выигрывать сражения, несмотря на превосходство джунгар в численности и вооружении . Последний раз Карасай и Агынтай вместе участвовали в битвах с джунгарами в 1664 году в местности Аркос-Анкой (современные Джунгарские Ворота ) .

Поздние годы жизни Карасай-батыра прошли в местности Сары-Арка на родине его друга Агынтай-батыра. Здесь Карасай был избран бием . В 1669 году он побывал в России в составе казахского посольства .

В 1671 году, несмотря на преклонный возраст, батыру вновь пришлось принять участие в сражении. Казахам удалось отбить очередное нападение джунгар, но для Карасая столкновение оказалось роковым: он получил смертельное ранение и вскоре скончался .

Карасай-батыр был похоронен на горе Кулшынбай на территории современного Айыртауского района Северо-Казахстанской области . Через два года рядом с ним похоронили Агынтай-батыра .

Вопрос достоверности

По мнению казахстанского журналиста Ербола Курманбаева, образ Карасай-батыра был существенно мифологизирован в начале 1990-х годов в угоду первому президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву , поскольку он принадлежит к роду шапрашты и считает себя потомком Карасая. Журналист называет недостоверным источником книгу «Түп-тұқиянымнан өзіме дейін» , опубликованную бывшим главным редактором газеты « Енбекши казах » * в 1993 году и повествующую о жизни Карасай-батыра. Балгабек Кыдырбекулы позиционирует книгу как отредактированную рукопись — казахского учёного и батыра, жившего в XVIII веке. Курманбаев же заявляет, что книга целиком написана современным автором, а описываемые в ней события являются вымыслом. Журналист ссылается на статью писателя Кабдеша Жумадилова «Бір шежіренің құпиясы» («Тайна одной родословной»), опубликованную также в 1993 году в газете « Казах адебиети ». Жумадилов утверждает, что книга «Түп-тұқиянымнан өзіме дейін» написана в стиле романа-эссе, появившемся в казахской литературе только во второй половине XIX века с возникновением письменной литературной традиции .

Тем не менее, упоминания о потомках Карасай-батыра из рода шапрашты встречаются как в творчестве казахских акынов и жырау , так и в этнографической работе П. П. Румянцева «Материалы Семиреченской области».

Потомки

У Карасай-батыра было шесть сыновей: Ауез, Туркпен, Отеп, , Еркен и Теркен (Торкен ). Младшие сыновья Еркен и Теркен погибли в одной битве с отцом, не оставив потомства .

Бухар-жырау в своих песнях упоминает правнуков Карасая, ставших батырами; в их числе Байтели, Каумен, Даулет, . Акын Суюнбай Аронулы сочинил эпические поэмы о и Сураншы — потомках Даулет-батыра, прославившихся в XIX веке . В числе подвигов Саурыка и Сураншы — победа, одержанная руководимым ими ополчением в 300 человек над 20-тысячным войском кокандского хана Худояра в 1853 году неподалёку от современного села Копа .

В работе русского этнографа П. П. Румянцева «Материалы Семиреченской области» указывается: «Население Западно-Кастекского района составляют потомки Карасай-батыра из рода шапрашты. Ныне род карасай обитает на территории Акмолинской области . Могила Карасая находится в местности Кокчетавского уезда ». Данное повествование в современной казахской историографии считается достоверным, поскольку гора Кулшынбай (Кулшынбай-тобе), где были похоронены Карасай и Агынтай, действительно находится в отрогах Айыртау .

Согласно биографии первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева , он является прямым потомком Карасай-батыра в девятом колене: Карасай — Кошек — Айдар — Мырзатай — Кенбаба — Едил — Сапакбай — Назарбай — Абиш — Нурсултан .

Память

Имя Карасая долгое время являлось боевым кличем рода шапрашты .

Распространение получила легенда о красном барсе , в которого воплощался дух Карасай-батыра и который приходил к казахам на подмогу в трудную минуту .

Могила Карасая и Агынтая долгое время считалась утраченной, пока не была случайно обнаружена в начале 1990-х годов в ходе сельскохозяйственных работ на территории Айыртауского района . В октябре 1999 года был открыт мемориальный комплекс , воздвигнутый над могилой . Двухкупольное сооружение, возведённое по проекту архитекторов Бека Ибраева и Садвакаса Агитаева , ныне входит в список памятников истории и культуры Казахстана республиканского значения .

22 июня 1999 года в Петропавловске был открыт памятник Карасай и Агынтай батырам (скульптор Болат Досжанов), также включённый в список памятников республиканского значения . Другие памятники Карасай-батыру установлены в Каскелене и Кордайском районе Жамбылской области .

В честь Карасай-батыра в современном Казахстане названо больше 200 объектов: населённых пунктов, улиц, учебных заведений, домов культуры и др. . 3 сентября 1998 года указом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Каскеленский район Алматинской области был переименован в Карасайский .

В 2020 году в Казахстане был снят художественный фильм «Батыры» («Батырлар»), посвящённый истории батыров Карасая и Агынтая .

Примечания

  1. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
  2. Калымов, Асет. . Казахстанская правда (19 ноября 2019). Дата обращения: 10 марта 2020. 19 ноября 2019 года.
  3. Карасай батыр // Северо-Казахстанская область. Энциклопедия. — Издание 2-е, дополненное. — Алматы: Арыс, 2006. — С. 316. — 672 с. — 1500 экз. ISBN 9965-17-306-0 .
  4. . «Тарих» — История Казахстана — школьникам . Дата обращения: 10 марта 2020. 27 февраля 2020 года.
  5. «Қазақстан» Ұлттық энциклопедия. — Алматы: «Қазақ энциклопедиясының» бас редакциясы, 2005. — Т. 9. (казах.)
  6. . Elim — Генеалогия Народов Мира . Дата обращения: 11 марта 2020. 27 ноября 2020 года.
  7. Исаев, Алан. . Экспресс К (26 февраля 2020). Дата обращения: 11 марта 2020. 25 сентября 2020 года.
  8. Курманбаев, Ербол. . Контур (22 ноября 2009). Дата обращения: 22 марта 2020. 22 марта 2020 года.
  9. Мухтарова, Танзиля. . Огни Алатау (11 октября 2019). Дата обращения: 11 марта 2020. 6 октября 2021 года.
  10. Артыкпаев, Асылхан. . dalaruh — Дух Великой степи (21 марта 2012). Дата обращения: 13 апреля 2020. 29 ноября 2019 года.
  11. . Хабар (телеканал) (26 мая 2012). Дата обращения: 13 апреля 2020. 10 мая 2021 года.
  12. Казахская ССР: краткая энциклопедия / Гл. ред. Р. Н. Нургалиев. — Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1991. — Т. 4: Язык. Литература. Фольклор. Искусство. Архитектура. — С. 530. — 31 300 экз. ISBN 5-89800-023-2 .
  13. (каз.) . «Тарих» — Қазақстан тарихы — мектеп оқушыларына . Дата обращения: 11 марта 2020. 25 февраля 2020 года.
  14. Назарбаев Н. Н. Моя жизнь: От зависимости к свободе. — Астана: Фолиант, 2023. — С. 28—29. — 708 с. — 7500 экз. ISBN 978-601-271-803-4 .
  15. Карасая и Агынтая батыров мемориальный комплекс // Северо-Казахстанская область. Энциклопедия. — Издание 2-е, дополненное. — Алматы: Арыс, 2006. — С. 316—317. — 672 с. — 1500 экз. ISBN 9965-17-306-0 .
  16. . Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан . 21 января 2013 года.
  17. . Управление культуры, архивов и документации акимата Северо-Казахстанской области . Дата обращения: 10 апреля 2020.
  18. Лисецкая, Александра. . nur.kz (1 декабря 2017). Дата обращения: 11 марта 2020. 20 октября 2020 года.
  19. Алма Оразбаева, Валентин Лобанов. . Хабар 24 (24 февраля 2020). Дата обращения: 3 февраля 2022. 3 февраля 2022 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Карасай-батыр