О’Нилл, Мартин
- 1 year ago
- 0
- 0
Сыгнак ( Сыганак , Сугнак , Сунак , Сунах , Сунаката , Сунак-Ата , Саганак ; каз. Сығанақ ) — древний город на востоке современной Кызылординской области Казахстана , в 20 км севернее реки Сырдарья , ныне известный как Сунаката . Входит в список памятников истории и культуры Казахстана республиканского значения .
Город Сыгнак (Сунаката) был одним из центров торговли и ремесла на Великом шёлковом пути . В 1469—1511 и 1521—1599 годах Сыгнак являлся столицей Казахского ханства , а в более ранние периоды — ставкой Белой Орды и столицей присырдарьинских кыпчаков .
Город впервые упоминается в X веке в записях книги Худуд аль Алам (границы мира) неизвестного автора как город огузов . Махмуд аль-Кашгари в XI веке также называет Сыгнак огузским городом . В XII веке город становится столицей кыпчаков . При этом, по сообщению персидского историка Джувейни , жители Сыгнака долгое время оставались «неверными» ( немусульманами ) и оказывали сопротивление государству Караханидов , стремившемуся установить контроль над городом. Только попав под власть Хорезма (при хорезмшахе Мухаммаде II ), Сыгнак стал мусульманским .
Расцвет Сыгнака обеспечило расположение по соседству с Великим шёлковым путём . В XII веке город стал крупным торговым и ремесленным центром на караванном пути, проходившем от гор Тянь-Шаня вниз по Сырдарье и далее к северному побережью Каспийского моря . Современники называли город «сухопутной гаванью кипчакской степи» . Помимо торговли, городские жители занимались орошаемым земледелием, охотой и рыболовством. Вода для орошения примыкающих к городу земель приходила из Сырдарьи через 20-километровый канал Тюмень-Арык, а также из ближайших горных речек, стекающих со склонов Каратау .
В 1219 году город стал жертвой монгольского завоевания Средней Азии . Военачальник Джучи , расположившийся со своим отрядом у стен Сыгнака, отправил в город местного купца по имени Хасан Ходжа в качестве посла с предложением сдаться. Однако горожане убили посла и организовали сопротивление. В результате после семидневной осады город был захвачен, а его население полностью истреблено в отместку за убийство монгольского посланника .
Тем не менее, уже во второй половине XIII века Сыгнак возродился и вновь стал значимым городом . В 1328 году в Сыгнаке возник монетный двор, ставший одним из наиболее удалённых территориально монетных центров Золотой Орды .
Значительный вклад в развитие Сыгнака внёс золотоордынский правитель Урус-хан , при котором в городе активно строились новые мечети, медресе и другие общественные здания . С середины XIV века город стал столицей Белой Орды . Основным его источником дохода являлась торговля с купцами Каспийского побережья, Дешт-и-Кипчака , Туркестана , Мавераннахра и Хотана . По сообщениям современников, «ежедневно поступало на базар 500 верблюдов с вьюками, из которых к вечеру ни один не оставался непроданным». Возрождённый Сыгнак благодаря своему географическому положению являлся не только крупным торговым центром, но и стратегическим пунктом, позволяющим контролировать значительную часть восточного Дешт-и-Кипчака. Однако эти же факторы повлекли за собой постоянную военную угрозу для города .
В 1379 году чингизид Тохтамыш , будущий хан вновь объединённой Золотой Орды , с помощью Тимура ( Тамерлана ) захватил Сыгнак, после чего выпустил свои монеты на городском монетном дворе. А в 1383 году и позднее свои монеты в Сыгнаке выпускал сам Тимур . С 1384 по 1395 годы между Тохтамышем и Тимуром продолжалась война , закончившаяся поражением Тохтамыша и утратой им ханской власти . Город в это время оказался в эпицентре борьбы золотоордынцев с тимуридами . В начале XV века Сыгнак на некоторое время был захвачен Улугбеком , внуком Тамерлана, однако в 1423 году войска Барак-хана выбили тимуридов из города .
В 1446—1468 годах Сыгнак входил в состав державы Абулхайр-хана . По версии, базирующейся на сообщениях шейбанидского историка Рузбихана и поддерживаемой современным археологом Карлом Байпаковым , Абулхайр-хан был похоронен в Сыгнаке. Его усыпальницей считается мавзолей Кок-Кесене , не сохранившийся до наших дней .
В 1490-х годах Сыгнак несколько раз захватывался Шейбани-ханом , проводившим немало времени в этом городе. В «Шейбани-наме» Кемаледдина Беннаи акцентируется, что именно в Сыгнаке сановник Али-бек-Ата преподнёс хану книгу «Искандер-наме», посвящённую военным подвигам Александра Македонского . Рузбихан сообщал, что Шейбани-хан во время визитов в Сыгнак регулярно посещал мавзолей своего деда Абулхайр-хана .
Вскоре после образования Казахского ханства Сыгнак стал его столицей и являлся ею в 1469 — 1511 и 1521 — 1598 годах . Площадь города составляла 20 га, численность населения — в среднем 5500 жителей . В это время продолжала совершенствоваться ирригационная система вокруг города, а прилегающие территории благодаря бережному использованию изобиловали дичью . Рузбихан называл Сыгнак «торговой гаванью Дешт-и-Кипчака» и сообщал о городе в начале XVI века :
Высокие крепости наподобие высочайших замков так возвышаются на берегах каналов, выведенных из реки Сейхуна , будто бы рассказывают об отраде рая, по которому текут реки.
1570-е годы ознаменовались войной между Казахским и Бухарским ханствами за Сыгнак и другие присырдарьинские города . Сыгнак на некоторое время захватывали сначала Баба-султан , а затем Абдулла-хан II из династии Шибанидов , который назначил там наместниками потомков своего родственника Абулхайр-султана , сына Джаванмард Али-хана. Об этом пишет Хафиз-и Таныш Бухари в труде « Абдулла-наме » . Целью назначения детей Абулхайр-султана было их удаление от ханского двора, поскольку Абдулла-хан был причастен к гибели султана . Кроме того, о связи Абдулла-хана II и Сыгнака также свидетельствует выдача жалованной грамоты мавзолею Зия ад-дина в Сыгнаке в 1598 году , незадолго до смерти хана .
В 1598 году также впервые упоминается о каракалпаках , живущих в окрестностях города .
К концу XVII века вследствие упадка Великого шёлкового пути и непрерывных нападений со стороны джунгар и узбекских государств Сыгнак утратил былую значимость . Центральная часть пустеющего города стала использоваться под кладбище уже в XVII веке . Город упоминается Ремезовым на карте "Сибири от границ Китайских 1698 года. О городе Сыгнаке упоминает, арабский учёный Муртада аз-Зубейди во второй половине XVIII века . В конце XVII вв правителем Сыгнака являлся Ишим -султан [Витсен, 2006 С.67]. В середине XVIII вв. город был подвластен казахскому хану Бараку, в 1762-1798 гг. служил стационарной ставкой сыну хана Семеке Есиму II [Ерофеева, 1997. С.81]. Город Сыгнак упоминается на карте из коллекции исторических карт Давида Рамси 1839 г. В XIX веке Сыгнак попал под контроль кокандского ханства , однако вскоре Сыгнак была частично разрушен в ходе русско-кокандской войны . В настоящее время существует село Сунаката , в 1,5 км от села развалины средневекового городища .
Руины города занимают площадь около 20 га. Площадь шахристана , обнесённого частично сохранившейся стеной с 15 башнями, составляет около 10 га . Шахристан в плане представляет собой неправильный пятиугольник, северная сторона которого составляет 250 м в длину, западная — 360 м, южная — 250 м, юго-восточная — 450 м, северо-восточная — 350 м. В его юго-восточной части располагалась цитадель площадью 7,2 га. Площадь предместья, обнесённого земляным валом — около 13 га. Высота крепостной стены достигала 7 м. Башни обладали круглой формой и группировались по три в каждом углу стены, несколько выступая наружу. Въезды в город располагались с западной и северной сторон. В восточной стене, ближе к северо-восточному углу, был организован дополнительный въезд в цитадель, усиленный двумя выступающими на 20 м отрезками стен .
До наших дней сохранились остатки мечетей, медресе, мавзолеев, жилой застройки . Город был снабжён системой водопровода и канализации .
В пригородах Сыгнака сохранились груды кирпичей и черепицы на месте разрушенных строений .
Первая экспедиция в район Сыгнака состоялась в 1867 году под руководством востоковеда П. И. Лерха . Однако по мнению востоковеда В. В. Бартольда , правильное местоположение города было определено исследователем В. А. Каллауром в 1900—1901 годах .
Впервые раскопки на месте древнего города проводились в 1948 году московскими археологами. В их ходе были найдены предметы, предположительно датируемые V — VIII веками : доспехи, монеты, украшения, керамические предметы посуды и т. д. Некоторые из них были отправлены в музеи Ленинграда и Москвы . В дальнейшем территория городища долго оставалась без надлежащего внимания со стороны государства и некоторое время даже использовалась в качестве несанкционированного кладбища . В результате значительная часть архитектурных объектов к настоящему времени утрачена . Тем не менее, в 1982 году городище было включено в список памятников истории и культуры Казахстана республиканского значения .
С 2004 года изучение города проводится в рамках казахстанской государственной программы «Культурное наследие». К 2006 году был открыт культурный слой XV—XVIII веков, а также раскопаны краснокирпичный четырёхкамерный мавзолей и фундамент мечети XIV—XV веков, сложенной из орнаментированного кирпича . В 2008—2010 годах на фундаменте мечети проводились реставрационные работы . В ходе раскопок 2009—2011 года были обнаружены 57 образцов керамики, переданные в Кызылординский областной историко-краеведческий музей. В 2011 году на проведение дальнейших исследований было выделено около 4 млн тенге .
В 2018 году команда казахстанских историков совместно с тележурналистами компании « Первый канал Евразия » впервые исследовала подземный ход вблизи Сыгнака, случайно обнаруженный местными жителями . Таким образом была подтверждена легенда о подземном ходе, выходящем из города . В том же году городище Сыгнак включено в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО в Казахстане .
В источниках приводятся сведения об известных выходцах из Сыгнака: Камал ад Дине ас Сыгнаки, Зия ад Дине ас Сыгнаки ас Суфи (мавзолей которого находился в Сыгнаке) и богослове Хусам ад-Дин ас-Сыганаки .
Некоторое время в Сыгнаке проживал Хафиз Хорезми , известный поэт времён Золотой Орды. Именно в этот период по заказу Мухаммеда Ходжабека им была написана поэма «Махаббат-наме» на тюркском языке. Оригинал рукописи хранится в Британском музее . В городе проживал сын Джучи- Берке. В Сыгнаке располагалась могила хана Эрзена [с.м. СМИЗО. Т.2 С.130]. Согласно Фазлаллах ибн Рузбехону, именно в этом городе располагался пантеон правителей Дешт и Кыпчака. "Из именитых ханов Дешта тело каждого, кому наступил час предопределенной смерти, обязательно доставляли в Сыгнак, и над могилой его воздвигали здание, похожее на купол". За пределами города находился мавзолей Абул хаир хана. [Фазлуллах ибн Рузбехон "Мехман Нама Бухара". 1976. С.116-118]. Одним из степных правителей, обустроивших Сыгнак, был Урус хан (1368- 1376/77). [СМИЗО Т. 2. С. 130,196-197; Пищулина 1969 С. 14].
По одной из версий, в Сыгнаке родился легендарный сказитель Коркыт-Ата .
В некоторых источниках говорится, что золотоордынский поэт Кутб , написав поэму «Хосров и Ширин» в подражание одноимённой поэме Низами Гянджеви , отправился в Сыгнак, где преподнёс её в дар хану Тинибеку .