Interested Article - Сауран
- 2020-12-31
- 1
Саура́н — средневековое городище на юге Казахстана . Во времена Средневековья и Казахского ханства — один из главных присырдарьинских городов . Памятник истории и культуры Казахстана республиканского значения .
Географическое положение
Городище расположено на территории Сауранского района Туркестанской области , в 43 км северо-западнее города Туркестан , в 1,5 км от административной границы с Кызылординской областью , в 2 км южнее автомобильной трассы Самара — Ташкент, в 500 м от железной дороги . В 5-6 км к западу находится древнее поселение Бозакор , в 7 км к северо-востоку — средневековое городище Жалгызтам .
Современный аул Сауран расположен в 14 км к юго-востоку от городища .
История
Домонгольский период
До XIII века город Сауран располагался в 3 км к юго-востоку от нынешнего места расположения городища. На месте прежнего положения также существует городище, именуемое Каратобе . Первое поселение на месте Каратобе возникло в I веке . Однако полноценный город сформировался только в VI веке .
Первое письменное упоминание о Сауране оставил арабский географ X века Макдиси :
Сауран (Савран, Сабран) — большой город, окружённый семью стенами одна за другой, а в нём есть рабад , соборная мечеть находится во внутреннем городе. Он пограничная крепость против гузов и кипчаков .
Город упоминается также в географическом трактате X века « Худуд аль-алам » и путевых заметках киликийского царя Хетума I , составленных в первой половине XIII века .
Согласно сообщению караханидского учёного Махмуда аль-Кашгари , в Сауране жили представители огузского племени ятуков . Во времена государства Караханидов город подчинялся Испиджабу (Исфиджабу; позднее Сайрам ) и являлся крупным центром ярмарочной торговли, в особенности с огузами .
В середине XII века старый Сауран оказался в эпицентре междоусобных войн между хорезмшахами , каракитаями и найманами , а в первой половине XIII века был окончательно разрушен монголами .
Возрождённый город
Несмотря на полное разрушение, Сауран вскоре возродился на новом месте Расцвету города способствовало расположение на караванном пути через проход между хребтом Каратау и Сырдарьёй . Максимальная численность населения города во время расцвета достигала 15 тысяч жителей .
В первой половине XIV века город стал центром Белой Орды . В 1320 году здесь был похоронен правитель Белой Орды Сасы-Бука . Его сын Эрзен развернул в Сауране и в других белоордынских городах интенсивное строительство . Позднее Тамерлан перестроил город как крепость для борьбы с золотоордынцами .
После образования Казахского ханства город вошёл в его состав .
Шейбанидский историк Рузбихан в XV веке называл Сауран «необыкновенно приятным городом» и описывал так :
Построен он в открытой, ровной степи. Он чрезвычайно весёлый, светлый, с мягким бодрящим воздухом, который придаёт разуму радости и силу. […] По всей округе растут и виднеются разного рода красивые деревья. Самый город окружён высокой стеной… а вокруг него ров.
Другой шейбанидский историк Хафиз-и Таныш Бухари в книге « Абдулла-наме » упоминал Сауран как неприступную крепость .
Весьма подробное описание города оставил таджикский историк и писатель Васифи , живший в Сауране с 1514 по 1515 годы . Наиболее интересными достопримечательностями ему показались медресе с двумя качающимися минаретами и система кяризного водоснабжения — ирригационная система колодцев с подземными каналами для орошения полей, которую строили две сотни индийских рабов .
На протяжении XVI века Сауран неоднократно захватывался шейбанидами, однако казахи всякий раз отбивали город обратно .
Упадок
Впервые серьёзный урон возрождённому городу был нанесён в 1598 году в ходе осады шейбанидскими войсками. Шейбаниды применили метательные машины , разрушившие множество жилищ и срубов колодцев. Вода из рва была выпущена, а под стены крепости были сделаны подкопы .
Тем не менее, на протяжении большей части XVII века Сауран ещё оставался значимым городом Казахского ханства, а набеги соседних государств надолго прекратились. Необратимым процесс упадка стал лишь в 1680-е годы , что было характерно и для других присырдарьинских городов . В период 1723 — 1727 годов , именуемый казахами « Годами великого бедствия », город был разрушен джунгарами .
Во второй половине XVIII века русский географ П. И. Рычков сообщал о Сауране лишь как о «мелком местечке около Туркестана». В первой половине XIX века город окончательно опустел .
Архитектура
Городская стена
В настоящее время городище представляет собой овальную в плане площадку высотой 2—2.5 м, вытянутую с северо-востока на юго-запад на 800 м и с северо-запада на юго-восток на 550 м. Площадка окружена стеной из кирпича-сырца и пахсы , возведённой на стилобате высотой 2—3 м. До наших дней сохранились оплывшие участки стены высотой 3—6 м и остатки четырёх двухъярусных башен, выступающих за линию стены. Башни некогда увенчивались куполами, опирающимися на тромпы . Снаружи стену окружали ров глубиной 1—3 м и шириной 15—20 м и земляной вал высотой 1—1,5 м и шириной до 5 м, возникший при создании рва .
В стене размещались двое ворот, ширина проходов которых составляла 5—6 м . Главные городские ворота находились в северо-восточной части стены и укреплялись двумя башнями, образующими коридор длиной около 20 м. Вторые ворота, находившиеся в юго-восточной части стены, сохранились плохо. Помимо ворот, в город можно было попасть через арочный проход шириной 1,2 м и высотой 1,7 м в восточной башне .
Городская и пригородная застройка
Главная улица шла от северо-восточного въезда в юго-западном направлении, разделяя город почти пополам. На расстоянии 150 м от юго-западной стены улица заканчивалась пересечением с перпендикулярной улицей, идущей к юго-восточным воротам из северо-западной части города. На расстоянии 210 м от северо-восточных ворот слева располагалась площадь, на которую выходили соборная мечеть и медресе . Здания на площади были сложены из жжённого кирпича и облицованы разноцветными глазурованными плитами . Недалеко от северо-восточных ворот находилось шестиугольное здание ханаки — суфийской обители .
Город окружало кольцо пригородной застройки как плотного, так и усадебного типа. Площадь пригорода составляла около 4 км² . Радиус кольца застройки достигал 1600 м. На территории располагались приблизительно 350 усадеб средней площадью около 1 га. Площадь наиболее крупных усадеб достигала 1,8 га, площадь самых мелких составляла 0,5 га. На территории усадеб рядом с домами выделяются остатки участков с бахчевыми культурами , садами, виноградниками и посевами зерновых культур . В восточной части пригорода располагалась праздничная мечеть (намазгох) . От системы кяризов до наших дней остались цепочки вентиляционных колодцев диаметром 5 м, расположенных в 12—15 м друг от друга .
Многие развалины сохранились плохо, поскольку местные жители после опустения города использовали их в качестве источника строительных материалов .
Архитектурный ансамбль центральной площади
В северо-западной части площади располагалась соборная мечеть размерами 34×31 м . Здание мечети было многокупольным и сочетало в себе традиции арабской и среднеазиатской архитектуры: в центре находился внутренний двор размерами 17,8×15,3 м, с двух сторон охваченный колонными галереями, а напротив михрабного зала располагался айван . Мечеть стояла на пахсовом фундаменте, а кирпичи стен скреплялись алебастровым раствором. Толщина наружных стен достигала 1,4 м .
Во время общего упадка города здание мечети использовалось под гончарную мастерскую и даже в качестве временного жилья. Об этом свидетельствуют остатки временных печей и осколки бытовой глазурованной посуды, обнаруженные в ходе раскопок. Значительная часть стен была разобрана с целью добычи кирпича .
К северу от мечети расположены руины неидентифицированного здания, в котором могли размещаться медресе , ханака или караван-сарай . Как и мечеть, постройка увенчивалась несколькими куполами . Здание построено позднее мечети и занимает территорию больше 2000 м². Главный вход, выполненный в виде невысокого портала с широким айваном, располагался в юго-восточной стене . В юго-восточной и южной стенах размещались арочные ниши, вероятно использовавшиеся под торговые лавки. Структура сооружения включала в себя сразу несколько айванов различного размера. Присутствовал и внутренний двор размерами 14,8×11,5 м . Наилучшим образом до нашего времени сохранилась северная часть здания . На территории обнаружены следы производства меди или бронзы , а также других ремесленных работ . Одно из помещений, на внутренних стенах которого сохранились следы старинных граффити , могло использоваться как гурхана — место захоронения .
К восточному краю площади примыкало здание медресе с минаретами, отмеченное Рузбиханом. Медресе было построено в 1515 году, во время бухарского владычества над Саураном, по приказу бухарского правителя Убайдулла-хана . Размеры территории составляли 31,5×28 м. Главный вход и минареты выходили на северо-запад . Здание располагалось на цоколе высотой 1,2 м. Как и в случае неидентифициированного здания, конструкция включала в себя несколько айванов (в том числе входной, к которому вела лестница шириной 3,3 м, прорезающая цоколь) и внутренний двор размерами 11,7×8,5 м. Толщина несущих стен превышала 1,5 м . Под минаретами был устроен многослойный сейсмостойкий фундамент . До наших дней наилучшим образом сохранились худжры — однокомнатные жилые помещения для преподавателей и учащихся медресе . Минареты какое-то время сохранялись и после исчезновения города, но во второй половине XIX века обрушились .
Исследования
Первое археологическое обследование городища произвёл российский археолог П. И. Лерх в 1867 году . В советские годы Сауран посещали: в 1947 году — Южно-Казахстанская археологическая экспедиция (руководитель А. Н. Бернштам ), в 1967 году — Семиреченская археологическая экспедиция (руководитель К. А. Акишев ), в 1986 году — археологическая экспедиция Свода памятников истории и культуры Казахстана Института истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова АН Казахской ССР . В 2004 году были начаты исследовательские работы в рамках казахстанской национальной культурной программы « » ( каз. Мәдени мұра ) .
Сауран — место первой находки на территории Казахстана системы кяризов .
Найденные в ходе раскопок предметы (следы мелких мастерских и осколки керамической посуды) преимущественно относятся к периоду упадка города . Однако археологами были обнаружены и менее тривиальные предметы, среди которых образцы китайского селадона и фарфора XVI—XVII веков . В 2015 году был найден клад из 25 кг медных монет, среди которых как изготовленные на местном монетном дворе, так и отчеканенные в Русском царстве при Алексее Михайловиче .
Охранный статус
Городище входит в список памятников истории и культуры Казахстана республиканского значения .
Памятник входит в состав государственного музея-заповедника «Азрет-султан» с центром в Туркестане .
В 2016 году Министерство культуры и спорта Республики Казахстан сообщило о планах внести городище Сауран в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Казахстане .
Примечания
- ↑ . Казахстанская правда (26 октября 2015). Дата обращения: 1 мая 2020. 30 октября 2017 года.
- . Почтовые индексы Казахстана . Дата обращения: 30 апреля 2020. 1 мая 2008 года.
- // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
- ↑ . Институт археологии им. А. Х. Маргулана Министерства образования и науки Республики Казахстан . Дата обращения: 30 апреля 2020. Архивировано из 27 сентября 2007 года.
- , с. 299.
- ↑ Арман Сулейменов. . Портал «История Казахстана» (10 января 2017). Дата обращения: 1 мая 2020. 21 января 2018 года.
- , с. 255.
- ↑ , с. 273.
- , с. 326.
- ↑ , с. 301.
- ↑ Эрик Аубакиров. . Экспресс К (10 июня 2016). Дата обращения: 30 апреля 2020. Архивировано из 4 октября 2017 года.
- . Tengrinews.kz (6 июля 2018). Дата обращения: 30 апреля 2020. 15 августа 2018 года.
- ↑ , с. 300.
- Саттар Мажитов. . expertonline.kz (30 мая 2011). Дата обращения: 30 апреля 2020. 22 октября 2019 года.
- . silkadv.com . Дата обращения: 1 мая 2020. 12 апреля 2019 года.
- ↑ , с. 302.
- ↑ Любовь Доброта. . Казахстанская правда (1 ноября 2005). Дата обращения: 1 мая 2020. 27 сентября 2007 года.
- , с. 93.
- ↑ , с. 94.
- ↑ , с. 303.
- , с. 337.
- ↑ , с. 99.
- ↑ , с. 96.
- , с. 98.
- , с. 101.
- , с. 104.
- , с. 102.
- ↑ , с. 103.
- , с. 105.
- ↑ , с. 109.
- , с. 106—107.
- ↑ , с. 110.
- , с. 111.
- , с. 112.
- Акишев К. А. , Байпаков К. М. Кяризы Саурана // Вестник АН Казахской ССР : журнал. — Алма-Ата, 1973. — № 4 . — С. 76—78 .
- , с. 343.
- . Дата обращения: 30 апреля 2020. 21 января 2013 года.
- . Караван (14 мая 2016). Дата обращения: 30 апреля 2020. 21 октября 2016 года.
Литература
- Байпаков К. М. , Таймагамбетов Ж. К. . — Алма-Ата: Издательский дом КазНУ, 2006. — 355 с. — ISBN 9965-30-076-3 .
- // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2006. — Т. IV. — ISBN 9965-9908-6-7 . (CC BY-SA 3.0)
Ссылки
- Смагулов Е. А. // Поволжская археология : журнал. — Казань, 2016. — № 2 (16) . — С. 93—119 .
- . Институт археологии им. А. Х. Маргулана Министерства образования и науки Республики Казахстан . Дата обращения: 30 апреля 2020. Архивировано из 27 сентября 2007 года.
- Любовь Доброта. . Казахстанская правда (1 ноября 2005). Дата обращения: 1 мая 2020. 27 сентября 2007 года.
- Смагулов Е. А. // Transoxiana : электронный журнал. — 2008. — Август ( № 13 ). — ISSN .
- 2020-12-31
- 1