Interested Article - История Хайфы

Вид на нижний город и Хайфский залив .

История Хайфы восходит к III веку до нашей эры . Местность, где расположена Хайфа, в разное время находилась под управлением таких народов, как: хананеи , израильтяне , римляне , византийцы , арабы , крестоносцы , курды , мамлюки , турки османы и британцы . В настоящее время Хайфа является крупным городом в Израиле со смешанным населением, в котором значительная часть приходится на арабских граждан Израиля .

Хайфа в Библии

Рис. 1. Расселение колен Израилевых. Большинство названий дано в варианте русского синодального перевода

Хайфа не упоминается в Библии , так как является достаточно молодым городом, но на её территории разворачивались библейские события завоевания Ханаана , в результате которых территория современной Хайфы оказалась принадлежащей колену Ашера (современные Крайот ) и колену Менаше ( Нав. , , Суд. ) (см. рис.1 Карта расселения колен Израилевых ) . В настоящее время в Хайфском округе один из региональных советов носит библейское имя Менаше .

Гора Кармель , на отрогах которой расположена современная Хайфа, и река Кишон , протекающая по территории современной Хайфы, упоминаются в Танахе в Третьей книге Царств в связи с деяниями Илии-пророка . Пещеру на вершине горы Кармель, известную как «Пещера Илии» связывают с пророком Илией и его учеником Елисеем . На арабском языке самая высокая вершина хребта Кармель называется «Эль-Мухрака», или «место сжигания», что объясняется всесожжениями и жертвоприношениям на этой вершине холма в ханаанские и ранние израильские времена . С Эль-Мухракой связывают .

Ранняя история

Первобытное общество: Левантийский коридор

Левант

Территория современной Хайфы находится в районе горы Кармель в Левантийском коридоре , который сыграл важную роль в изучении эволюции человека и выхода его из Африки . Весь Левантийский коридор представлял собой сухопутный путь миграции растений, животных и людей между Евразией и Африкой . Люди населяли местность Левантийского коридора с доисторических времен , поэтому территория современной Хайфы и её ближайших окрестностей изобилует пещерами на горе Кармель , в которых были найдены многочисленные археологические находки , как правило, вследствие строительства современной Хайфы. Так, в 1927 году британскими мандатными властями в Палестине при строительстве хайфского порта было принято решение вместо запланированной (~20 км к югу от Хайфы ) каменоломни сохранить древние пещеры и провести раскопки под руководством британской женщины-археолога Дороти Гаррод . Открытия Дороти Гаррод спасли особенно важный, с точки зрения понимания эволюции человека , археологический памятник Нахаль Меарот , в 2012 году, через 90 лет после её раскопок, признанный объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО . Археологические находки в пещерах На́халь Меаро́т свидетельствуют о непрерывном заселении на протяжении 500 тысяч лет, делая этот археологический объект ключевым для хроно-стратиграфической схемы человеческой истории в целом и истории Ближнего Востока в частности . Самые нижние слои раскопок соответствуют периоду каменного века, палеолита , и связаны с вымершей, параллельной людям на уровне г оминид , ветви человека — неандертальцах . Хронологию развития человечества отражают такие артефакты Нахаль Меарот, как предметы :

  • первой человеческой культуры, покинувшей Африку — ашельской (500 −200 тыс. лет)
  • мустьерской культуры (250-45 000 лет, в рамках которой неандертальцы и люди сосуществовали вместе в пещерах Нахаль меарот, что является уникальной археологической находкой)
  • ориньякской и ахмарской культуры(40—20 тысяч лет)
  • натуфийской культуры (15 000—11 500 лет).

В 12 км южнее Хайфы находится Пещера Мислия , культурно и хронологически эквивалентная пещерам Нахаль Меарот . В пещере Схул были найдены фоссилии гоминидов , относящихся к виду Homo sapiens , что делает эти останки ( гоминиды группы Схул-Кафзек ) одними из старейших этого вида в Евразии .

Непосредственно в пределах современной Хайфы, в , были обнаружены находки кебарской культуры (18 000-15 000 лет до нашей эры) охотников-собирателей нашего вида ( Homo sapiens ) конца последнего ледникового периода .

На территории современного микрорайона Наве-Шеанан были найдены следы древнего человека в пещерах .

С целью систематизации археологического материала в Хайфе, в 1962 году , был создан «Музей праистории им. М.Штекелиса» с исследовательским отделом .В 1988 году был создан «Институт археологии им. Зинмана» при Хайфском университете с целью проведения спасательных раскопок не только в Хайфе и её окрестностях, но и по всему cеверу Израиля .

Древний мир (до V века н. э.)

Неолит (11500—4000 лет до н. э.)

В пещерах Нахаль Меарот , входящих в состав земель западной части Плодородного полумесяца , были найдены признаки начала неолитической революции (переход человечества от охоты и собирательства к земледелию) . В 10 км южнее Хайфы, в 300—400 м от берега Средиземного моря было обнаружено древнее затопленное неолитическое поселение Атлит-Ям —самое раннее известное свидетельство существования агроскотоводческой и морской системы жизнеобеспечения (средиземноморская рыбацкая деревня) на левантийском побережье . Сложную генетическую историю древних земледельцев изучали по останкам из разных мест Израиля, в том числе и из , расположенной на горе Кармель возле Хайфы и давшей важные сведения о начальном периоде одомашнивания растений и животных самыми первыми земледельцами и одном из самых ранних мест производства пива (кашеобразное пиво 11 тысячелетия до нашей эры) . В пещере , на горе Кармель, в 10 км к югу от Хайфы, в ходе строительства дороги, были обнаружены в ходе раскопок, наряду с кебарской (верхний палеолит ) и натуфийской культурой ( мезолит ), также и докерамическая неолитическая промышленность A и B . Была обнаружена также затопленная керамика эпохи неолита, а в ямах— самое старое (7100-6300 лет) известное свидетельство извлечения оливкового масла на якорных стоянках у побережья современной Хайфы ( , Кфар-Галим, Тель-Хрейз, Мегадим, Неве-Ям) .

Непосредственно в пределах современной Хайфы (западная Хайфа), в , были обнаружены временные стоянки керамического периода неолита перед появлением постоянных поселений .

Медный век: Ханаан

К медному веку территория современной Хайфы принадлежала Ханаану , который следующие 2—3 тысячи лет находился под протекторатом более развитого Древнего Египта .

Гора Кармель, 1894 г.
Карта района Тель-Абу-Хуам .

Бронзовый век (3800—1200 год до н. э.): Шикмона и Тель-Абу-Хуам

В бронзовом веке , самым главным событием которого была катастрофа бронзового века , приведшая к нашествию народов моря , территория Хайфы располагалась между ханаанскими городами-государствами Акко на севере, Дор на юге.

По этой территории пролегал древний торговый путь Via Maris .

Земля Израиля была завоевана в середине XVI века до н. э. , в эпоху поздней бронзы , египетскими фараонами 18 династии .

Города Газа , Яффо , Бейт-Шеан и Афек стали центрами египетского правительства в XV веке до нашей эры после победы Тутмоса III в битве при Мегиддо .

Египет был заинтересован в существовании городов вдоль морского пути, снабжающих Египет продовольствием и различным сырьем, а также служащих контрольными пунктами на стратегических путях в Ливан и Сирию .

В XVI веке до н. э. , возможно, именно египтяне основали город Шикмону (XVI век до н. э. — VI век н. э.) , как арьергард военной базы в Бейт-Шеане .

Теперь вдоль побережья Ханаана располагалась цепочка городов, лежавших на египетских караванных путях, включая главные портовые города Яффо и Дор , а также более мелкие города, такие как Атлит и Шикмона . В этих городах были найдены керамические свидетельства торговли с Кипром , микенским миром и Египтом.

В XV веке до н. э. кочевники шасу угрожали существованию Via Maris, в том числе и мелким ханаанским городам на этом торговом пути — Шикмоне (XVI век до н. э. — VI век н. э. ) и Атлиту .

Пик развития египетского колониального завоевания был достигнут в XIV веке до н. э. при 19 династии . К этому времени уже 300 лет регион находился под прямым египетским правлением, что создало тесную связь между Египтом и провинцией Ханаан .

Приморские города занимались экспортом и импортом сельскохозяйственной продукции и предметов роскоши из внутренних районов страны. Расположение прибрежных городов зависело от ручьёв, которые пересекали прибрежную равнину на пути к морю.

В XIV веке до н. э. началось нашествие народов моря на Египет, возможным результатом которого явилось поселение филистимлян на побережье Средиземного моря.

Морской торговый путь, дойдя до Хайфского залива , разделялся на два пути: один путь продолжался на север через Акру , а другой путь поворачивал на восток через Тель-Маамр, Тель-Кашиш и Йокнеам , в сторону Мегиддо . Маршрут от Хайфского залива в Изреельскую долину пролегал по реке Кишон , проходимой для судов в те времена, и поэтому берега реки были заселены .

В это время эпохи поздней бронзы , в XIV веке до н. э., в тогдашнем устье реки Кишон (сейчас граница района и района Нижний город современной Хайфы), был основан небольшой портовый город Тель-Абу-Хавам (XIV век до н. э. — IV век н. э.). Одна из находок на раскопках города была датирована 1315 г. до н. э. —временем путешествия Сети I из Египта в Акру , другие находки отражали приход морских язычников до начала двадцатой династии в Египте . Поселение Тель-Абу-Хавам поддерживало обширные торговые отношения с прибрежным ханаанским миром на севере: с городами Тир , Сидон , Угарит , Алалах , Троя .

В позднем бронзовом веке Шикмона поддерживала торговые связи с Египтом , Кипром и Месопотамией .

Периодически Тель-Абу-Хавам оказывался заброшенным из-за возможных морских наводнений, наносов реки Кишон, тектонических и вулканических катаклизмов и из-за изменения береговой линии .

Железный век (1200 год до н. э. — 332 год до н. э.)

В конце XIII века до н. э., Шикмона была разрушена и возобновилась только в период Израильского царства . Жителями Шикмоны были, вероятно, финикийцы . В XI веке до н.э. финикийское поселение было уничтожено. В библии эти события связаны с завоеваниями царя Давида в районе Акры и Дора . Согласно библии, область долины Звулон была передана Хираму , царю Тира ( 3Цар. ), граница между Израильским царством и Тиром была установлена ​​по реке Кишон и Шикмона стала самым крайним городом округа Дор, известного как один из 12 округов Соломона . Это поселение также просуществовало недолго и было уничтожено пожаром в X веке до н. э. во время военной кампании Шешонка I , фараона Египта. В IX веке до н.э. поселение было восстановлено, в нём была развита масляная промышленность, индустрия алых красителей, благодаря распространенной в прошлом популяции алых оливок. Наиболее распространенной находкой в Шикмоне периода Израильского царства оказались культовые глиняные фигурки (всадники, богиня Астарта ). Языческие элементы в израильском богослужении появились в районе горы Кармель во времена царя Амврия с усилением влияния царства Тира. В 738 году до н .э. Шикмона была разрушена и в 722 году до н. э. , когда Северное израильское царство было завоевано ассирийцами , была восстановлена. В VII в. до н. э. , во времена Нововавилонского царства (626—529 годы до н. э.) Шикмона опять была разрушена и оставалась незаселенной на протяжении всего вавилонского периода . В персидский период (VI век до н. э.—IV век до н.э.) Шикмона находилась под управлением финикийского города Тир .

Город Тель-Абу-Хавам продолжил своё прерывистое существование и в железном веке (вплоть до IV века н. э) в системе южных финикийских поселений. В XI веке до н. э. поселение входило в Израильское царство, укрепившееся во времена царя Ахава . Далее были обнаружены следы большого пожара, что приписывается походу Шешонка I в 926 г. до н. э. на Земли Израиля , Сирии и Ливана . В 732 г. до н.э., после вторжения ассирийского царя Тиглатпласара III , израильские жители поселения, возможно, были изгнаны . Географ VI века до н. э. Скилак описывает город персидского периода , как поселение «между заливом и мысом Зевса» ( гора Кармель ) .

Античный период: Хайфа

Античная эпоха включала в себя эллинистический период ( 320 142 до н. э. ) правления Птолемеев и Селевкидов , период Хасмонеев и период Римской Палестины .

Город Тель-Абу-Хавам во время персидско эллинистического периода, был финикийским портовым городом, основанным в начале персидского периода после запустения, длившегося около 250 лет. Поселение, видимо, было уничтожено одной из армий, сражавшихся в Тире, вероятно, между 385—383 гг. до н. э. Заселение этого места было частью расширения финикийских поселений в этом районе к югу при поддержке персидского правительства. Восстановленное поселение просуществовало до завоевания Тира Александром Македонским в 332 г. до н. э. . Город Тель-Абу-Хавам, расположенный севернее Хайфы на реке Кишон , существовал и в персидский, и в эллинистический период, но в IV веке до н. э. старый порт был засыпан песком, а от города остался только холм, который был задокументирован историком VI века до н. э. Скилаком .

В течение первых веков нашей эры произошло смещение на юг Хайфского залива в такие поселения, как Хайфа , Шикмона , а позже и .

Шикмона в то время была главным еврейским городом в этом районе и центром производства традиционной краски тхелет , используемой для храмовой одежды еврейских священников . В римский и византийский периоды Шикмона стала частью римской системы укреплений во время Первой Иудейской войны , Восстания Бар-Кохбы . К концу римского периода крепость в Шикмоне была разрушена, на её остатках были построены жилые дома. В византийский период Шикмона (Порфиреон) стала христианским поселением, но прекратила своё существование в начале VII века по неизвестной причине .

В III веке н. э. в эллинистический период, появилось новое поселение —Хайфа после того как порт Тель-Абу-Хавама был заилен . Позже, когда и это место забросили, район стали называть Хайфа-аль-Атика ( араб. حيفا العتيقة ‎, «старая Хайфа»). Поселение расположилось на побережье моря на территории от современной больницы Рамбам до еврейского кладбища на улице Яффо . Новое поселение развивалось на территории нынешнего района , и достигало границ нынешней Немецкой колонии . Название Хайфа появилось в римскую эпоху, не позднее 280 года . Во времена Талмуда (III—V вв. н. э.) в процветающем еврейском поселении Хайфа жил , один из составителей Иерусалимского талмуда , по дате смерти которого в 280 году определяют примерный возраст города Хайфы . Город впервые упоминается как небольшая рыбацкая деревня, в которой находится дом раввина Авдимоса и других еврейских ученых в талмудической литературе примерно в III веке нашей эры . Однако евреям из Хайфы, признанным заблуждающимися, было запрещено представать перед Священным ковчегом . Сама Хайфа имела значение из-за пещеры Илии . От древней Хайфы сохранились остатки римских гробниц, находящиеся в подземном дворе с колоннами . Жители Хайфы занимались рыболовством и сельским хозяйством, функционировал порт , эллинизированное население занималось торговлей . Под властью Византии Хайфа продолжала развиваться, хотя порт Хайфы имел меньшее значение, чем порт Акры . Ничего важного не происходило на территории нового поселения в византийский и раннеарабский период .

Тель-Шикмона , вид с воздуха

Сельскохозяйственная ферма византийского периода была обнаружена на территории современной Хайфы, в современном районе Неве-Шеанан , на подъезде к Техниону , при раскопках археологического объекта .

С IV по VII век в пределах современной Хайфы располагался отдельный византийский город , который существовал также в арабский период , но был заброшен в X веке. В Кастре также жили и евреи .

Средневековая эпоха

Византийское правление закончилось в VII веке , когда город был завоеван сначала персами , а затем арабами в 640-х годах. Во время раннего арабского правления порт Хайфы игнорировался в пользу порта Акко . При халифате Рашидун Хайфа начала развиваться, а в IX веке при халифате Аббасидов Хайфа установила торговые отношения с египетскими портами, в городе работало несколько верфей, жители были заняты торговлей и морской торговлей. Производство стекла и красителей из морских улиток были самыми прибыльными отраслями города .

Насир-и-Хрсров , посетив город в 1047 году, отметил, что «Хайфа лежит на берегу моря, и здесь много пальмовых садов и деревьев. В этом городе есть корабелы , которые строят очень большие суда» .

В 1100 году город был завоеван крестоносцами после ожесточенной битвы с его еврейскими жителями и сарацинским гарнизоном . Под властью крестоносцев город был частью Галилейского княжества до тех пор пока в 1265 году его не захватили мамлюки .

При этом Хайфа была центром самоуправляющейся (независимой от Галилейского княжества , вассала христианского Иерусалимского королевства ), включающей Кармель, прибрежную равнину, которую она защищала, и долину Звулун . Крестоносцы назначили во главе трёх представителей аристократии, которые действовали как основная администрация области, основав порт и построив крепость (известную как Castellum Cayphae ). Ещё одна (в современном микрорайоне ), существовавшая с бронзового века , была укреплена крестоносцами . Жители получили разрешение вернуться в город, порту Хайфы было предназначено быть вторым портом после Акко (Акр во времена крестоносцев) .

Руины кармелитского монастыря Святого Брокара в вади Сиах

С этого времени христианское и мусульманское население составляло большинство жителей Хайфы . В , в пещерах, создавался центр для отшельников и затворников монахов-кармелитов , в 1156 году на этом месте был построен монастырь Святого Брокара . В 1187 году Галилейское княжество было уничтожено мусульманским лидером XII века Саладином , после чего территория находилась под контролем айюбидов до 1191 года, когда Хайфа была возвращена крестоносцам .

В 1265 году Хайфа была завоевана мамлюкским султаном Бейбарсом , который в 1291 году разрушил монастырь кармелитов Святого Брокара и всю Хайфу, как и все остальные прибрежные города Ближнего Востока . С XIII по XVI век, во время правления мамлюков, Хайфа оставалась разрушенной, чтобы не допустить возвращения крестоносцев .

Орден кармелитов был основан и назван в честь горы Кармель в XII веке . Кармелиты построили здание на вершине Кармель, которое было потом превращено в мечеть , но потом опять стало монастырем и больницей . В XIX веке здание было реконструировано, как монастырь кармелитов, а находящаяся там пещера, действующая как склеп монастыря, почиталась, как пещера Илии.

Османская эпоха

Раннее поселение темплеров

В 1516 году Хайфа, заброшенная рыбацкая деревушка, была завоёвана османами . Хайфу территориально отнесли к подрайону «Нахия» на побережье Атлита, в земельных книгах было задокументировано 20 дворов (1538 год) .

До 1575 года название Хайфа не упоминалось в литературе . Картина художника Де-Брюи 1682 года отражает жалкое состояние Хайфы в то время, в том числе и монастыря Стелла Марис, обветшалого и заброшенного .

В новое время , с XVII века порт Акко становится неудобным, и начинается развитие порта и города Хайфы под руководством эмиров османской династии Турабей . В 1631 году было получено разрешение на восстановление монастыря кармелитов .

Бурдж ас-Салам

В 1722 году султан приказал губернатору Сидона Осман-паше, под чьим контролем находилась Хайфа, построить сторожевые башни на обоих концах гавани для защиты торговцев от пиратов, что и было сделано к 1725 году . В начале XVIII века правителем Галилеи стал бедуинский шейх Захир эль-Омар , противостоявший туркам и в 1761 году уничтоживший древнюю Хайфу и заложивший новый город, Хайфа-аль-Джадида ( араб. حيفا الجديدة ‎, «новая Хайфа»), и новую крепость южнее старого .

После смерти Захира в 1775 году город оставался под властью Османской империи до 1918 года, за исключением двух коротких периодов:

Новая Хайфа сместилась на 2 —3 км на восток, и теперь её жителей, которые зарабатывали на жизнь рыбной ловлей, торговлей с пиратами и сельским хозяйством (выращивали зерно, хлопок, овощи и фрукты), легче было защитить . Альтернативная теория объяснения разрушения Хайфы-аль-Атика критикует гипотезу защиты города и обосновывает символическое послание политического, правительственного, социального и идеологического значения жителям города, режиму Османа и иностранным державам . Перемещение произошло из современного района Бат-Галим в современный район Нижний город , протянувшись вдоль береговой линии по современной улице Ха-Ацмаут (улица Независимости), а затем поворачивая на восток по улице Шиват Цион, а затем направляясь на север в сегодняшний район . Теперь город окружала стена с двумя воротами: в сторону Акко и Яффы (стена и ворота не сохранились) . Площадь города внутри стен составляла 125 дунамов (около 31 акра ), толщина стен была около 75 сантиметров, высота — около 4,5 метров, между воротами проходила улица Омайя, делившая город, не имевший никакого плана, пополам (ныне улица Натансон) . Город был разделен на кварталы :

  • мусульманский «Аль-Харат аль-Шаркия» (Восточный квартал) с «Рыночной мечетью» (с 1960 года не используется), внутри которого развивался «Харат аль-Йехуд» (еврейский квартал) с пятью синагогами. Маленькую еврейскую общину в 1798 году посетил Нахман из Брацлава .
  • христианский «Аль-Харат аль-Гарбия» (Западный квартал), впоследствии получил название «Харат аль-Канаис». Первой церковью, освященной в 1862 году, была римско-католическая церковь Святой Марии. В 1870-х годах члены греческой православной общины построили свою церковь св. Ильи.
  • управленческий, в котором руководство городом, том числе и таможенной службой, осуществлялось из сарайи (административное здание, разрушено в мандатный период при прокладке железной дороги). Рядом с администрацией, перед , построенной в конце 18 века (вероятно, на руинах церкви крестоносцев), в 1899 году была возведена башня с часами , первая среди часовых башен Эрец-Исраэль , воздвигнутых в честь 25-летия правления султана Абдул Хамида II. Площадь перед мечетью служила социальным центром Хайфы, так здесь были расположены кофейни, рынки (овощной «Аль-Хасба», рыбный «Аль-Самак», мясной), Арабский банк, торговый центр «Наим аль-Ассель».
Монастырь кармелитов, 1836

В 1799 году в монастыре Стела Марис , находящемся вне стен города, как в госпитале, оставил своих больных солдат Наполеон Бонапарт , не сумевший взять осажденный Акко во время своего Египетского похода . Больные солдаты были полностью вырезаны турками, этому событию посвящен памятник, установленный перед входом в монастырь . В 1821 году правитель Галилеи (англ.) вновь разрушил монастырь и построил свою резиденцию из его камней .

В 1831—1840 году Хайфа находилась под властью Египта (завоевана в ходе Первой турецко-египетской войны ) . В этот период Хайфу наводнили паломники и путешественники в Назарет и другие святые христианские места Галилеи, в связи с чем Орден кармелитов стал играть важную роль в развитии Хайфы . В 1827 году после вмешательства папы римского Пия VII началось очередное восстановление монастыря, который был освящен в 1836 году и открыт в 1853 году .

В 1840 году 40 % населения Хайфы составляли арабы-христиане, жившие рядом с мусульманским большинством, в 1839 году в Хайфе жили 124 еврея . В городе присутствовали три христианские конфессии — греко-католики, греко-православные и католики-кармелиты .

В 1857 году Россия получила разрешение построить в городе причал, раз в неделю там причаливали русские пароходы .

В 1858 началось расширение Хайфы за пределы ставшей тесной городской стены . Арабские кварталы Нижнего города расширялись в сторону горы Кармель: мусульманский квартал стал называться , христианский — .

Немецкая колония

Началось гражданское строительство на склоне горы Кармель, в 1868 году прибывшие из Вюртемберга немецкие темплеры начали строить свой квартал — Немецкую колонию . Темплеры выбрали самый широкий участок, лежащий между горой Кармель и Средиземным морем . Колония в Хайфе стала первой из семи, которые они основали в Земле Израиля и первым сознательно спланированным и спроектированным земледельческим поселением во всей Земле Израиля . По обеим сторонам современной улицы Бен-Гурион темплеры построили дома из специально вытесанного камня и с черепичными крышами, рядом были построены фермерские постройки, мастерские, фабрики и сады . Темплеры были первыми, кто использовал колесные транспортные средства, перевозившие пассажиров и товары, для чего были проложены дороги, в том числе и в Назарет . Кроме того, немецкие поселенцы построили современную гостиницу и мыловаренный завод . Влияние темплеров на Хайфу было огромным, и они постоянно соперничали с орденом кармелитов . В частности кармелиты безуспешно противодействовали покупке земли темплерами на горе Кармель с целью построения поселения , из которого впоследствии развился район .

С конца 1880-х годов Хайфа становится крупным портовым городом .

В 1890 году первые евреи-сефарды покинули мусульманский квартал и создали для себя отдельный район под названием « » (сегодня это улицы Ха-Шомер ( ивр. השומר ‎), Иегуда Халеви, Мерхавия и Ибн Габироль ) .

В 1898 году, в ходе паломничества на Святую землю, в Хайфе с визитом побывал император Германии Вильгельм II . В честь этого события в Хайфе был воздвигнут обелиск . В 1898—1899 году Герцль посетил Палестину , после чего сделал Хайфу главным городом будущего Израиля в своем утопическом романе Альтнойланд .

Вокзал Хайфа-восточная Хиджазской железной дороги

В 1905 году Хайфа была присоединена к линии Хиджазской железной дороги ( Дамаск Мекка ), и Хайфа стала центром большей части экспорта из Аравии . В этом же году был открыт . Вокруг вокзала были построены складские помещения и большие магазины . Железная дорога способствовала выбору именно Хайфы для строительства завода «Атид» ( ивр. עתיד ‎, известного также долгое время как «Шемен» ( ивр. שמן ‎, «масло»), а также Хайфского Техниона .

Многих членов еврейских общин теперь привлекал город из-за его железнодорожного сообщения . В 1901 году в Хайфе проживал 1041 еврей . После прибытия из Восточной Европы (в основном из России) первой и второй алии в Хайфе возросла роль еврейской общины. К 1914 году, перед Первой мировой войной , население Хайфы выросло до 20 000 жителей . Большинство было мусульманами, 20 % составляли христиане (10 отдельных общин), а 15 % — евреи .

В 1905 году персидская община бахаи (бахаитов) поселилась в Хайфе . В 1909 году Хайфа стала центром их веры, когда останки основателя Баба были перевезены из Акко и захоронены на склоне горы Кармель . Впоследствии над гробницей Баба был построен Храм Баба . В начале XX века мусульманские жители района Кабабир на Кармеле присоединились к секте ахмадие , проповедующей мирное распространение ислама .

В 1912 году было заложено здание Техниона , первого вуза Израиля .

Первая мировая война положила конец 400-летнему османскому правлению в Палестине.

Британский мандат

Хайфа 1950-х годов с видимыми руинами войны 1948 года.

Начало новейшего времени для Хайфы ознаменовалось объявлением Британского мандата . В Хайфу британская армия вошла 23 сентября 1918 года , но только в 1919 году в Палестине был объявлен Британский мандат . Важным вкладом британцев было строительство (1933 год ) глубоководного порта, что дало жителям Хайфы экономический импульс для развития города . Количество рабочих увеличилось, и в 1920 году в Хайфе был основан Гистадрут . В тот период город получил прозвище «красная Хайфа» . Позже родился слоган: «Иерусалим молится, Хайфа работает, Тель-Авив веселится» .

По результатам первой британской переписи 1922 года в Хайфе жило 24 634 человека, из них — 6 тысяч евреев, 9 тыс. мусульман и немного меньше арабов-христиан. В начале 1920-х годов еврейское население начало строительство в районах Адар , , и .

В 1920-х и 1930-х против евреев действовали базировавшиеся в Хайфе подпольные группы Изз ад-Дин аль-Кассама , погибшего в 1935 году в стычке с британцами . События 1929 года привели к уходу евреев из Нижнего города в район Адар и строительству Крайот — пригородов вокруг Хайфского залива ( Кирьят-Моцкин , Кирьят-Ям , Кирьят-Бялик , Кирьят-Хаим ) .

Постепенно евреи скупили всю среднюю террасу склона Кармель, на которой построили большие жилые кварталы . В 1930-е годы Хайфа стала центром нелегальной иммиграции в Эрец-Исраэль. По переписи 1931 года в городе проживало уже 50 403 человек, в том числе около 20 000 мусульман, 15 923 евреев (что составляло 31 % от населения города ) и около 14 000 христиан. Еврейская община приобрела большое влияние, став собственником участка земли возле порта и построив там новую коммерческую зону . Большинство нелегальных репатриантов-евреев, в том числе беженцев, прибывали в Палестину через хайфский порт, окончание строительства которого в 1934 году превратило его в международный. Англичане осушили прибрежную полосу, которая стала новым центром города, там был проложен центральный проспект .

В 1934 году англичане приняли генеральный план развития города . В том же году был проложен нефтепровод из Ирака в Хайфу, а в 1939 году закончено строительство нефтеочистительного завода близ Хайфы .

К 1940 году в Хайфе евреев стало больше, чем арабов, впервые мэром города стал еврей Шабтай Леви , занимавший эту должность до 1951 года .

Горящие нефтехранилища после бомбёжки, 1940

В 1940 году город пострадал от атаки итальянской и немецкой авиации, бомбившей порт . В 1942 году, когда существовал риск вторжения немцев в Палестину , Хагана подготовила Хайфский план ( ивр. תכנית חיפה ‎), предлагавший сосредоточить всё еврейское население страны на Кармеле, который стал бы оплотом для борьбы с немцами . К 1944 году из нацистской Германии в город эмигрировало 128 тысяч человек, из которых 52% были евреями .

По мере увеличения алии количество еврейского населения возрастало. В Хайфе 1945 года арабов было 53 % (33 % мусульман и 20 % христиан) и евреев 47 % .

Самым кровавым проявлением Еврейско-арабского конфликта в Хайфе стала бойня на Хайфском нефтеперегонном комбинате в 1947 году и последовавшая за этим атака Хаганы на арабскую деревню . Еврейская военизированная группировка Иргун бросила две бомбы в группу арабов, ожидавших начала работы на стройке за пределами Объединенного нефтеперерабатывающего завода в Хайфе. В результате 6 человек погибли и 42 получили ранения. Вспыхнули беспорядки, в ходе которых 2000 арабских служащих убили 39 своих еврейских коллег в ходе так называемой резни на нефтеперерабатывающем заводе в Хайфе . В ответ было совершено нападение евреев на арабскую деревню Балад аль-Шейх 31 декабря 1947 года.

Еврейское население Хайфы вело основную борьбу против британцев в условиях тайной иммиграции вплоть до 1948 года . Одним из примеров этой борьбы стало освобождение нелегальных еврейских иммигрантов из лагеря в Атлите .

Еврейские беженцы прибывают в Хайфу, 1946

В 1940—42 году, во время Второй мировой войны , Хайфский НПЗ являлся целью для итальянских лётчиков, но был успешно защищён.

Хайфа становится международным центром, с железнодорожного вокзала Хайфа восточная становится возможным добраться в Каир (Африка), Дамаск (Азия), Стамбул (Европа) .

В конце британского мандата население Хайфы достигло 150 тысяч человек, из них 100 тысяч было евреями. 21-22 апреля 1948 г. британцы покинули Хайфу, и отряды Хаганы взяли город под свой контроль . Лишь 3 из 50 тысяч арабов остались в Хайфе, остальные, подчиняясь приказам высшего арабского командования, отказались признать еврейскую власть и бежали в соседние арабские страны .

Государство Израиль

В 1947 г. население Хайфы составляло 70 910 арабов (41 000 мусульман и 29 910 христиан) и 74 230 евреев. Христиане принадлежат в основном к греческой православной церкви ( арабской православной церкви). Хайфа была определена как часть еврейского государства в Плане раздела ООН 1947 года, в котором предлагалось разделить подмандатную Палестину на два государства . Контроль над Хайфой, крупным промышленным портом страны, был важнейшей задачей во время .

21 апреля 1948 года британцы ушли из большей части города, но сохранили при этом контроль над портовыми сооружениями.

23 апреля 1948 года город был захвачен бригадой Кармели Хаганы . Большая часть мусульманского населения бежала через порт, контролируемый британцами. Однако к июню 1948 года в городе все ещё проживало 2000 христиан и 1300 мусульман. К концу июня оставшиеся британские силы покинули Хайфу.

После образования Государства Израиль в 1948 году население Хайфы составляло 98 тыс. человек, из них 98 % — евреи. В июле 1948 года военные власти переселили оставшихся в городе арабов в район [en] . После этого армия снесла большую часть старого города (операция «Шикмона»). Население района Кабабир осталось на месте. Продолжилось строительство в Кирьят-Хаим (в 1949 г.) Город относительно быстро восстановился после Войны за независимость , но потерял экономические связи. В 1949 году перестал действовать нефтепровод из Ирака в Хайфу, нефтеперерабатывающие заводы перешли на сырьё, доставляемое танкерами.

С 1951 по 1969 год мэром города был Аба Хуши . В пятидесятые годы в Хайфу прибыла значительное количество репатриантов из Марокко , которых поселили в бывшем мусульманском районе . В качестве транзитных лагерей для новых иммигрантов ( маабарот ) были созданы микрорайоны [he] и [he] . Были запущены муниципальные жилищные проекты: западный Кирьят-Хаим и Рамот-Ремез (1951); Рамат-Шауль и [he] (с 1951 по 1953 год); Кирьят-Элиэзер (1954). Была расширена мэрия и построена больница Бней-Цион (также известная как больница Ротшильдов), а также Центральная синагога, Биологический фонд в Ган-Ха-Эм (Парк Матери), общественные парки Ган-Ха-Эм ( 1951) и Сады памяти (1953). В 1953 году население Хайфы достигло 153,5 тыс. человек . В 1954 году на реке Кишон был выстроен вспомогательный порт и открыта судоверфь . Развитие порта вызывало приток рабочей силы и рост населения, так в 1959 году в Хайфе был открыт единственный в Израиле подземный фуникулёр Кармелит . В 1959 году социальная напряжённость в Вади-Салиб привела к беспорядкам

В 1963 году принял первых студентов Хайфский университет . В 1967 году население города выросло до 210 тыс. человек, причём к концу 1960-х в порту работало 10% населения .

В 1970 году на южном въезде в Хайфу началось строительство комплекса высокотехнологических компаний МАТАМ , ставшего одним из первых комплексов Израильской кремниевой долины . До конца 1970-х годов основная коммерческая активность в городе была сосредоточена вокруг порта и в соседнем районе — Адаре , но развитие автотранспорта привело к упадку этих районов и развитию торговых центров на периферии, особенно в районе Чек-поста . В 1977 году Марша Фридман с четырьмя другими активистками феминистского движения основала в Хайфе первое в Израиле убежище для женщин , пострадавших от насилия .

В 1970-е-1980-е годы роль города как промышленно-транспортного центра понизилась, в том числе из-за развития ашдодского порта . Тем не менее, в 1980-х и начале 1990-х годов возникли новые кварталы: Кармелия, Рамат-Хадар, Шаар-ха-Алия, Рамат-Эшколь, Рамат-Голда, Рамат-Алон и Вардия, появилась первая канатная дорога .

В 1990-е, во время Большой алии , город принял больше всего репатриантов из стран СНГ . Позже около половины из них переехали в центр страны. Хайфа считалась периферией, несмотря на планы сделать её культурной столицей Севера Израиля. Начиная с 1990 года расширялась транспортная сеть, появилась [he] .

В начале 2000-х годов, во время интифада Аль-Аксы , в городе было совершено несколько крупных терактов, а в 2006 году, во время Второй ливанской войны , город пострадал от ракет Хезболлы . Началось строительство нового микрорайона района Западная Хайфа — [he] (2005).

В 2010-е годы был введен в эксплуатацию Кармельский тоннель , пущен Метронит . Началось заселение нового микрорайона района Западная Хайфа — (2014). В 2016 году был принят план развития города до 2025 года .

В 2020-е была введена в строй новая канатная дорога Ракавлит . В 2020 году археологи из Института морских исследований при Хайфском университете обнаружили 25-метровый корабль, датируемый XII веком. На корабле была обнаружена самая большая коллекция византийской и ранней исламской керамики в Израиле . Было обнаружено множество надписей как греческими , так и арабскими буквами, имя Аллаха и многочисленные христианские кресты, в том числе 103 амфоры шести типов, из которых два типа ранее никогда не обнаруживались .

По данным Центрального статистического бюро Израиля в в Хайфе проживает около 285 316 человек (2020).

См. также

Примечания

  1. (итал.) . www.treccani.it . Istituto della Enciclopedia Italiana fondata da Giovanni Treccani S.p.A (1933). Дата обращения: 23 августа 2023. 23 августа 2023 года.
  2. ק.י. סילמן ‏‎. חיפה לתולדותיה וישובה (иврит) . — ‏ תל-אביב ‏‎: אמנות, 1931. — P. 1—4. — (ספרית ארץ-ישראל של קרן הקימת לישראל).
  3. , с. 206—207.
  4. 3Цар.
  5. 3Цар.
  6. 1Цар.
  7. . HighBeam Encyclopedia (Colombia Encyclopedia). Дата обращения: 20 марта 2008. 19 февраля 2008 года.
  8. . Дата обращения: 31 января 2023. 18 октября 2011 года.
  9. Israel Hershkovitz. // Science . — 2018. — 26 января ( т. 359 , № 6374 ). — С. 456—459 . — doi : . 8 августа 2023 года.
  10. Dov Zviely, Ehud Galili, Avraham Ronen, Amos Salamon, Zvi Ben-Avraham. (англ.) // Quaternary Research : журнал. — 2009. — 2 March ( vol. 71 , no. 2 ). — P. 239—245 . — doi : .
  11. . Дата обращения: 3 января 2023. 20 апреля 2022 года.
  12. Егор Антонов. . . Наука и жизнь . Дата обращения: 5 августа 2023. 18 февраля 2023 года.
  13. (англ.) . . Дата обращения: 5 августа 2023. 17 июля 2023 года.
  14. . . Дата обращения: 5 августа 2023. 2 августа 2023 года.
  15. (англ.) . . Дата обращения: 5 августа 2023. 8 мая 2016 года.
  16. (англ.) . сайт Юнеско (2012). Дата обращения: 22 апреля 2022. 28 апреля 2021 года.
  17. Frumkin, Amos; Weinstein-Evron, Mina. (англ.) // Zeitschrift für Geomorphologie, Supplementary Issues : журнал. — 2021. — 12 March ( vol. 62 , no. 3 ). — P. 283—300 . — doi : . 2 августа 2023 года.
  18. Sharon Udasin. (англ.) . (29 июня 2012). Дата обращения: 5 августа 2023. 2 августа 2023 года.
  19. (англ.) .
  20. , с. 295-296.
  21. (ивр.) . Давар ⁩ (16 февраля 1962).
  22. , с. 316.
  23. (англ.) . Дата обращения: 5 августа 2023. 1 августа 2023 года.
  24. Ehud Galili and Baruch Rosen, 2011, Israel Antiquities Authority, 6 июня 2011 года.
  25. איתי בלומנטל. (ивр.) . Ynet (25 июля 2016). Дата обращения: 5 августа 2023. 19 января 2023 года.
  26. Maher, L. A., Richter, T., & Stock, J. T. The Pre‐Natufian Epipaleolithic: Long‐term behavioral trends in the Levant. (англ.) // Evolutionary Anthropology: Issues, News, and Reviews : журнал. — 2012. — No. 21(2) . — P. 69—81 . — doi : .
  27. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  28. (англ.) . Дата обращения: 2 августа 2023. 12 октября 2023 года.
  29. (англ.) . arch.haifa.ac.il . The Zinman Institute of Archaeology, University of Haifa. Дата обращения: 2 августа 2023. 12 октября 2023 года.
  30. (англ.) . Дата обращения: 7 февраля 2023. 7 февраля 2023 года.
  31. , с. 124.
  32. אבנר רבן, מעגנים ונמלים בחופי הארץ בתקופת הברונזה , קדמוניות] ל"א, 2 (116), עמ' 105
  33. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  34. "חיפה וסביבתה בימי הבית השני, המשנה והתלמוד", עמ' 318
  35. אנציקלופדיה «מפה» ‏‎ (иврит) . — מפה, 2000. — Т. 3. — С. 67—77. — ISBN 965-7009-92-8 .
  36. (מיכל ארצי (אוניברסיטת חיפה. (ивр.) . . Дата обращения: 1 сентября 2023. 1 сентября 2023 года.
  37. "חיפה וסביבתה בימי הבית השני, המשנה והתלמוד", עמ' 319
  38. לילי גרשוני, הערך: אבו הואם-תל , האנציקלופדיה החדשה לחפירות ארכאולוגיות בארץ ישראל, כרך 1, עמ' 3-2
  39. Encyclopedia Judaica, Haifa, Keter Publishing, Jerusalem, 1972, vol. 7, pp. 1134—1139
  40. אפרים שטרן, "על זמנה של שכבה II בתל אבו הוואם", ספר שמואל ייבין , עמ' 393-396
  41. . Tour-Haifa.co.il. Дата обращения: 20 января 2008. Архивировано из 15 апреля 2008 года.
  42. דוד זוהר. (ивр.) . מעריב (10 июля 1966).
  43. . University of Haifa . Дата обращения: 25 января 2008. Архивировано из 26 февраля 2008 года.
  44. , с. 119.
  45. , с. 13.
  46. Юрий Полторак. . haifaru.co.il (29 марта 2019). Дата обращения: 30 апреля 2022. 16 апреля 2021 года.
  47. (англ.) . www.jewishvirtuallibrary.org . Дата обращения: 4 мая 2022. 1 июля 2020 года.
  48. , с. 7.
  49. . Jewish Virtual Library . Дата обращения: 20 января 2008. 21 июня 2023 года.
  50. . Дата обращения: 9 апреля 2008. 12 октября 2007 года.
  51. אבירם אושרי וכארם סעיד. (иврит) // חדשות ארכיאולוגיות : журнал. — 2020. — 6 בדצמבר ( num. 132 ). 10 августа 2023 года.
  52. Haifa, The Guide to Israel, Zev Vilnay, Jerusalem, 1970, p.382
  53. Negev, Avraham. / Avraham Negev, Gibson, Shimon. — Continuum International Publishing Group, January 2005. — P. 213. — ISBN 978-0-8264-8571-7 .
  54. , с. 8.
  55. יוסי בן ארצי. (ивр.) . haipo.co.il (11 июля 2017). Дата обращения: 12 февраля 2023. 12 февраля 2023 года.
  56. , с. 295—296.
  57. Юрий Полторак. . haifaru.co.il (7 августа 2020). Дата обращения: 6 мая 2022. 25 ноября 2020 года.
  58. זאב ייבין וג'ראלד פינקלשטיין. (ивр.) . . Дата обращения: 7 августа 2023. 7 августа 2023 года.
  59. Clifford Edmund Bosworth. . — Illustrated. — BRILL, 2007. — P. 149–151. — ISBN 9789004153882 .
  60. . The Haifa Foundation
  61. . . The pilgrimage of Saewulf to Jerusalem. The pilgrimage of the Russian abbot Daniel.] / Le Strange, Guy. — London : , 1897. — P. - .
  62. Carmel, Alex. The History of Haifa Under Turkish Rule. — 4th. — Haifa : Pardes, 2002. — P. 14. — ISBN 965-7171-05-9 . (translated from Hebrew)
  63. . Tour-Haifa.co.il. Дата обращения: 15 февраля 2008. 15 апреля 2008 года.
  64. (англ.) . . Дата обращения: 7 августа 2023. 15 апреля 2008 года.
  65. (ивр.) . ידיעות חיפה (29 июня 2018). Дата обращения: 7 августа 2023. 7 августа 2023 года.
  66. גיל לבנוני. (ивр.) (10 января 2005). Дата обращения: 16 августа 2023. 16 августа 2023 года.
  67. , p. 53—54.
  68. (англ.) . Дата обращения: 7 августа 2023. 15 апреля 2008 года.
  69. . Carmelite.org.uk. Дата обращения: 20 марта 2008. Архивировано из 10 мая 2013 года.
  70. Yair Safran. (англ.) // Middle Eastern Studies. — 2014. — Vol. 51 , no. 3 . — P. 452—461 . — doi : . 24 августа 2023 года.
  71. (ивр.) . www3.haifa.muni.il . היחידה לשימור אתרים, עיריית חיפה (2015). Дата обращения: 7 августа 2023.
  72. . Tour-Haifa.co.il. Дата обращения: 15 февраля 2008. 15 апреля 2008 года.
  73. סתו, פלט בר. (иврит) // אופקים בגאוגרפיה : журнал. — Num. 96 . — P. 102—134 . 3 сентября 2023 года.
  74. . Tour-Haifa.co.il. Дата обращения: 15 февраля 2008. 15 апреля 2008 года.
  75. Аркадий Таль. haifainfo.com (2 февраля 2009).
  76. (ивр.) . .
  77. (англ.) . Дата обращения: 8 августа 2023. 15 апреля 2008 года.
  78. Seikaly, May. 5. Haifa at the Crossroads: An Outpost of the New World Order // Modernity and Culture (англ.) / edited by Leila Fawaz, C. A. Bayly and Robert Ilbert. — New York, Chichester, West Sussex: Columbia University Press, 2002. — P. 96—111.
  79. Людмила Лунина. . archi.ru (14 апреля 2023). Дата обращения: 7 августа 2023. 7 августа 2023 года.
  80. . University of Haifa . Дата обращения: 27 января 2008. Архивировано из 15 апреля 2008 года.
  81. , с. 132.
  82. Ю. Ф. Кельман. . Большая российская энциклопедия (2017). Дата обращения: 23 августа 2023. 27 июля 2023 года.
  83. , с. 131—132.
  84. (англ.) . news.bahai.org . Bahá'í International Community (12 октября 2003). Дата обращения: 22 августа 2023. 22 августа 2023 года.
  85. . tour-haifa.co.il. Дата обращения: 20 января 2011. 20 июня 2010 года.
  86. (англ.) . www.tour-haifa.co.il . Дата обращения: 11 августа 2023. 19 мая 2009 года.
  87. (ивр.) . Дата обращения: 22 августа 2023. 18 сентября 2023 года.
  88. (ивр.) . www.histadrut.org . ההסתדרות הלאומית. Дата обращения: 22 августа 2023. 22 августа 2023 года.
  89. . .
  90. Рибхи Сайд Самара от 19 июня 2013 на Wayback Machine
  91. (англ.) . Jewish Policy Center. Дата обращения: 18 февраля 2019. Архивировано из 24 июля 2009 года.
  92. , с. 13.
  93. (англ.) . www.jewishvirtuallibrary.org . Дата обращения: 22 августа 2023. 1 июля 2020 года.
  94. , p. 29.
  95. יצחק פרוינד. (ивр.) . www1.haifa.muni.il . עיריית חיפה (2008). Дата обращения: 6 августа 2023. 18 августа 2014 года.
  96. , p. 92.
  97. Supplement to a Survey of Palestine (p. 12-13) which was prepared by the British Mandate for the United Nations in 1946-47.
  98. Seikaly, May (2002) Haifa: Transformation of an Arab Society 1918—1939 I.B.Tauris, ISBN 1-86064-556-9
  99. . Дата обращения: 29 января 2009. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  100. , p. 197.
  101. Хайфа // Фусе — Цуруга. — М. : Советская энциклопедия, 1957. — С. 29—30. — ( Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 46).
  102. Plaut P, Plaut S. (англ.) // Journal of Real Estate Research. — 2003. — Vol. 25 , no. 4 . — P. 557—76 . 1 августа 2023 года.
  103. Nati Gabbay. (англ.) (3 марта 2022). Дата обращения: 11 августа 2023. 11 августа 2023 года.
  104. מאיה בואנוס. (ивр.) (25 ноября 2020). Дата обращения: 11 августа 2023. 11 августа 2023 года.
  105. , p. 33.
  106. (ивр.) . Дата обращения: 4 августа 2023.
  107. (ивр.) . www.haifa.muni.il . עיריית חיפה (2022). Дата обращения: 27 июля 2023.
  108. Alfi Eliyahu Shauli. (англ.) . . Глобс (8 ноября 2016).
  109. . Новая хайфская канатка стала туристической достопримечательностью, и конкуренты в ярости (24 августа 2022).
  110. . The Jerusalem Post | JPost.com . Дата обращения: 12 августа 2020. 11 августа 2020 года.
  111. (амер. англ.) . All That's Interesting (3 августа 2020). Дата обращения: 12 августа 2020. 22 сентября 2020 года.
  112. Cvikel, Deborah (2020-03-01). "The Late-Antique Ma'agan Mikhael B Shipwreck, Israel". Near Eastern Archaeology . 83 (1): 30—37. doi : . ISSN .

Литература

  • יוחנן אהרוני. (иврит) . — ירושלים: יד יצחק בן צבי, 1987.
  • אלכס כרמל. (иврит) . — המכון האוניברסיטאי של חיפה, 2002. — 202 с. — ISBN 965-7171-05-9 .
  • Cities of the Middle East and North Africa , ABC-CLIO
  • חיפה - 100 שנות עשייה בחיפה רבתי 1906-2006 ‏‎ (иврит) / עמוס כרמלי. — הוצאת פרסום ניר, 2006.
  • Юрий Полторак. . — Израиль, Хайфа: "G.M.C.", 2016. — 317 с. — ISBN 978-965-555-951-4 .
Источник —

Same as История Хайфы