Interested Article - Архитектура Хайфы
- 2021-11-07
- 1
В израильском городе Хайфа , основанном в XIX веке, представлены разнообразные архитектурные стили . В Хайфе много зданий высокой общественной и экономической ценности , являющихся архитектурными . В 2018 году был принят Генеральный план развития Хайфы, предусматривающий обновление старых районов и модернизацию набережной, объём финансирования составляет 3 млрд шекелей .
Большая часть сохранившихся зданий Хайфы относятся к ХХ веку. До 1920-х годов она оставалась портовым городком, спонтанно застроенным домами в стиле средиземноморской арабской архитектуры. В нём выделялись религиозные здания — церкви, монастыри, мечети. Единственным построенным по плану частью города была Немецкая колония . Для зданий начала ХХ века характерен эклектический стиль, представителем которого является первое здание Техниона . В тот период на облик города сильно влияло постановление властей, обязывавшее облицовывать все дома камнем .
В 1930-е годы усилился поток иммигрантов из Европы, среди которых было немало архитекторов, приехавших с новыми идеями модернистской архитектуры , для которой характерен минимализм и функциональность. Они во многом определили облик центральной Хайфы. .
Особняком стоит архитектура Всемирного центра бахаи, в которой заметно влияние как персидских традиций, так и классической архитектуры .
Для израильского периода характерна более густая и высотная массовая жилая застройка и отход от английских ограничений этажности. Частично их ввели вновь в 1980-е, после неконтролируемого появления небоскрёбов. Нынешними высотными доминантами города являются, например, «Мерказ панорама» на горе Кармель, башня Хайфского университета и небоскрёб «Парус» .
Исламская архитектура
Примером исламской архитектуры в Хайфе являются здания XVIII—XIX веков, оставшиеся со времен османского периода , расположенные в таких районах Нижнего города, как Вади-Ниснас и Вади Салиб. При возведении этих зданий, как правило, использовался тёсаный (разновидность известкового песчаника), характерные элементы исламской архитектуры , такие как каменные купола, галереи с колоннами, балконы с мраморными колоннами, портики и окна с арками, украшенные полы, фрески на стенах, арабески . Охраняется государством такой объект исламской архитектуры в Хайфе, как (XVIII век), расположенная рядом с современным небоскрёбом Парус в Нижнем городе, (1904 год), в котором расположен .
Общественности удалось уберечь от сноса (XIX век) в Нижнем городе .
Неоготика (XVIII—XIX век)
Христианские объекты Хайфы выполнены в стиле неоготика , для которого характерны чёткие и строгие формы, витражи, стены и купол с росписями на тему библейских сюжетов. Примером неоготики в Хайфе являются Монастырь кармелитов Стела Марис (1836 год) , (1937 год) .
Темплерская архитектура
В стиле , соединяющей европейские германские мотивы и восточные арки, в Хайфе построены дома в Немецкой колонии (1869 год) в районе Нижний город и в районе Центральный Кармель. Первым был построен , в котором с 2000 года открыт . В этом доме, построенном из камня, есть черепичная крыша, типичный фронтон, балкон над входом, надпись над дверью, выгравированная на камне, внешняя лестница.
Модернизм в Хайфе
С 1900 по 1960 год в мировой архитектуре господствовал модернизм , отрицающий классическую архитектуру и предлагающий новые формы. В 1953 году, в стиле модернизма, в Нижнем городе , архитектором , был спроектирован , отличающийся ромбовидными окнами, ромбовидной формой отделки фасада и верха стен, массивностью. Дагон сразу стал одним из символов города . В 1986 году в районе Кармеля в стиле модернизм были построены две работы архитектора , также ставшие одним из символов Хайфы и соединённые с туристической достопримечательностью Променадом Луи 1,5 — километровой пешеходной набережной, обращённой к Хайфскому заливу .
Архитектурный стиль Эрец-Исраэль в Хайфе
В первые два десятилетия XX века в Хайфе строительство велось в , смешивающем западноевропейскую и арабскую архитектуру и отражающем культуру прибывающей в город Второй волны еврейских поселенцев . Архитекторы использовали такие элементы исламской архитектуры , как стрельчатые арки, каменные купола, зубцы на стенах, многочисленные балконы. Западный подход заключался в симметричной планировке, квадратных окнах. Обязательным было исполнение закона времён Британского мандата — облицовки зданий тёсанным камнем. Как правило использовался такой строительный материал, как . Примером этого стиля в Хайфе является , построенное архитектором Александром Бервальдом в районе Адар .
Эклектика
После Беспорядков в подмандатной Палестине 1920 года произошёл сознательный отказ израильских архитекторов от местного арабского стиля, зародился стиль , которая смешивала все архитектурные стили, широко используя керамическую плитку с библейскими сюжетами и пейзажами, а также звезду Давида и надписи на иврите. В 1921 году еврейские архитекторы объединились в , теперь здания в Хайфе строились по результатам архитектурных конкурсов, устраиваемых ассоциацией. Стиль эклектики подчёркивает углы, акцентирован на вертикальных линиях, отличается черепичной крышей, полушестиугольными арочными окнами, часто надстройкой башни, использует деревянные ставни, гипсовые орнаменты. В этом стиле архитектором , рождённым в Санкт-Петербурге , были построены исторические здания (1935 год) в Нижнем городе, (1942 год) на Адаре .
Интернациональный стиль
Прибывшие в Хайфу четвёртая и пятая волна еврейских беженцев привезли с собой идеи интернационального стиля архитектуры , с гладкими поверхностями, новыми материалами в виде стекла, бетона и стали, каркасной структурой, использованием простых геометрических форм и отказом от традиционного декора из соображений экономии.
В 1940 году в международном стиле в Хайфе на Адаре был построен , как альтернатива рынкам Нижнего города , опасным для евреев из-за Арабского восстания 1936—1939 годов . Рынок отразил историю развития района Адар, в настоящее время здание рынка охраняется государством .
Смешение стилей характерно для одной из самых известных достопримечательностей Хайфы — Храма Баба (1953 год), спроектированного в 1948 году канадским архитектором с широким использованием архитектурного стиля изящных искусств . Европейская гранитная колоннада , восточные каменные арки и золотой купол гармонизируют восточный и западный (неоклассицизм ) архитектурный стиль . В 2008 году Храм, как и другие Здания Всемирного центра бахаи , был признан объектом Всемирного наследия Юнеско . В 1983 году, на территории Бахайских садов , по идеям, завещанным в XIX веке, была построена резиденция Всемирного дома справедливости , спроектированная ирано-канадским архитектором и признанная в 2008 году объектом Всемирного наследия Юнеско. Греческие Коринфские колонны с каннелюрами украшают римскую аркаду (стиль неоклассицизм ), окружающую здание с восточным куполом и расположенной у входа в здание восточной аркой с персидским портиком . В 1978 году самым высоким зданием Хайфы стала 102-метровая Башня Эшколь, входящая в комплекс зданий Хайфского университета , образец международного стиля , с самой высокой смотровой площадкой города, работы бразильского архитектора Оскара Нимейера , а Хайфа стала единственным городом, строящим небоскрёбы на вершине горы .
Баухаус
Беженцы 30-х годов из Германии привезли в Хайфу архитектурный стиль баухаус , порывающий с академизмом, делающий здание похожим на корабль, отличающийся минимализмом побеленных стен, конструктивизмом, абстракцией, асимметрией, прямыми окнами, угловыми закруглёнными балконами и плоскими крышами. Стеклянные стены не использовались из-за жары.
В стиле баухаус, с идеями концепции города-сада , известным израильским архитектором-градостроителем Рихардом Кауфманом , в 1922 году, в Хайфе был построен район Адар , с первым в стране общественным садом. Было получено разрешение Британских властей покрыть стены домов цементом вместо облицовки камнем. Примеры хайфского баухауса — здание Бейт-Йосеф-Готлиб на , Бейт-Керман на улице Сиркин, Бейт-Мандель в Тель-Мана, Дом Кройса на улице Масада . Редким примером архитектурного авангарда является Стеклянный дом (1938 год) израильского и австрийского архитектора и жителя Хайфы , построенный из нетипичных для Израиля стеклянных кирпичей, пропускающих внутрь помещений свет .
Брутализм
Брутализм развился в Хайфе в 50-70-е годы XX века. Возможности нового строительного материала — необработанного железобетона без штукатурки, облицовки и покраски, сложная композиция стиля брутализм были использованы при строительстве Национального института океанографии (1976 год) на берегу Средиземного моря в районе Хоф Шикмона .
Стиль брутализм использовал архитектор Яков Рехтер при строительстве больницы Кармель (1976 год) в районе Ахуза на Кармеле . В стиле брутализм, в 1967, году архитектором, уроженцем Санкт-Петербурга, Альфредом Мансфельдом , было построено самое высокое на тот момент здание Хайфы — Башня Мейерхофа в районе Кирьят-Элиэйзер .
Архитектурный постмодернизм в Хайфе
C 70-х годов в Хайфе начинает развиваться постмодернизм , сосредоточивший внимание на фасаде, учитывающий особенности существующей городской среды, подражающий археологическим памятникам, использующий декорирование стен, барельефы, росписи. С 90-х годов постмодернизм разделился на множество стилей. Примером постмодернизма в Хайфе может служить южный въезд в город, район Хоф ха-Кармель, в котором расположены не только объекты постмодернизма, но и много памятников: скульптурная группа «Путь сионизма», 40-тонная 15-метровая Скульптура Мира, выполненная китайским скульптором из нержавеющей стали. Примером постмодернизма в архитектуре является центр Кастра (строительство (2001 год) , на куполах которого установлены керамические скульптуры царя Давида и царя Соломона австрийско-израильского художника Эрика Брауэра, а стены украшены библейскими керамическими панно, благодаря которым художник попал в книгу рекордов Гинесса .
Современная архитектура
Современная архитектура — это архитектура XXI века. Достопримечательностью Нижнего города, самым высоким зданием Хайфы, является небоскрёб Парус (2002 год), спроектированный в архитектурном стиле модернизм с использованием в отделке фасада алюминия и стекла , и стиля по выпуклой форме здания. С использованием идей архитектурного стиля футуризм , относящегося хронологически к XX веку , но с учётом современных строительных технологий, спроектирован на южном въезде в Хайфу, в районе Хоф ха-Кармель, Международный стадион Самми Офер (2014 год).
Примечания
- ↑ (англ.) . Emporis . Дата обращения: 16 мая 2022. Архивировано из 7 апреля 2014 года.
- . www.newsru.co.il (19 марта 2018). Дата обращения: 15 мая 2022. 15 мая 2022 года.
- ↑ , p. 185—191.
- ↑ Людмила Лунина. . archi.ru (14 апреля 2023). Дата обращения: 7 августа 2023. 7 августа 2023 года.
- . www.hcm.org.il . Дата обращения: 2 декабря 2023. 2 декабря 2023 года.
- . xnet.ynet.co.il . Дата обращения: 2 декабря 2023. 2 декабря 2023 года.
- ↑ . www.lipaz-arch.co.il . Дата обращения: 2 декабря 2023. 2 декабря 2023 года.
- Tzafrir Fainholtz. Central European Modernism under the Middle Eastern Sun: Modernity, Complexity and Diversity in the Architecture of British Mandate Haifa // Nicht nur Bauhaus–Netzwerke der Moderne in Mitteleuropa/Not Just Bauhaus–Networks of Modernity in Central Europe (англ.) / Störtkuhl B, Makała R, editors. — Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 2020. — Vol. 77. — P. 348—373. — (Schriften des Bundesinstituts für Kultur und Geschichte der Deutschen im östlichen Europa). — ISBN 978-3-11-065876-7 .
- Fainholtz T. (англ.) // The Leo Baeck Institute Year Book. — 2017. — Vol. 62 . — P. 197—223 . 2 декабря 2023 года.
- (англ.) . www.iranicaonline.org . Дата обращения: 2 декабря 2023. 17 мая 2023 года.
- , p. 192—198.
- . www.ynet.co.il . Дата обращения: 2 декабря 2023. 2 декабря 2023 года.
- , с. 35—37.
- (англ.) . www.emporis.com . Дата обращения: 16 мая 2022. 16 мая 2022 года.
- (англ.) . www.emporis.com . Дата обращения: 16 мая 2022. 16 мая 2022 года.
- (англ.) . www.emporis.com . Дата обращения: 16 мая 2022. 16 мая 2022 года.
- אילן יצחייק. (ивр.) . xnet-ynet-co-il (17 июля 2018). Дата обращения: 2 декабря 2023. 18 февраля 2023 года.
- (англ.) . www.emporis.com . Дата обращения: 16 мая 2022. 16 мая 2022 года.
- (англ.) . www.emporis.com . Дата обращения: 16 мая 2022. 16 мая 2022 года.
- אורית בר-גיל. (ивр.) . www-globes-co-il (29 июня 2008). Дата обращения: 2 декабря 2023. 28 июля 2023 года.
- יובל בן עמי, עכבר העיר און ליין. (ивр.) . Haaretz (19 августа 2008).
- (англ.) . www.emporis.com . Дата обращения: 16 мая 2022. 16 мая 2022 года.
- (англ.) . Bahá’í World News Service (12 октября 2003).
- . unesco.org . Дата обращения: 9 августа 2023. 3 сентября 2011 года.
- (англ.) . www.emporis.com . Дата обращения: 16 мая 2022. 16 мая 2022 года.
- (англ.) . www-emporis-com .
- (англ.) . Официальный сайт Всемирной общины бахаи . Дата обращения: 15 мая 2022. 13 мая 2022 года.
- (англ.) . www.emporis.com . Дата обращения: 16 мая 2022. 16 мая 2022 года.
- Татьяна Климович. . haizafon.live (25 января 2022).
- נועם דביר. (ивр.) . הארץ (5 апреля 2012).
- (англ.) . www.emporis.com . Дата обращения: 16 мая 2022. 16 мая 2022 года.
- . il4u.org.il (21 июля 2014). Дата обращения: 14 мая 2022. 14 мая 2022 года.
- Юрий Полторак. . haifaru.co.il (30 ноября 2018). Дата обращения: 15 мая 2022. 18 февраля 2020 года.
- (англ.) . www.emporis.com . Дата обращения: 16 мая 2022. 16 мая 2022 года.
- (англ.) . www.emporis.com . Дата обращения: 16 мая 2022. 16 мая 2022 года.
- (англ.) . www.emporis.com . Дата обращения: 16 мая 2022. 16 мая 2022 года.
Литература
- חיפה ואתריה (иврит) / אלי שילר. — ירושלים: אריאל, 1985.
- Юрий Полторак. . — Хайфа, 2016. — 320 с.
- Игорь Торик. . — Тель-Авив: Seferisrael, 2016. — 784 с.
- 2021-11-07
- 1