Серая джунглевая курица
- 1 year ago
- 0
- 0
Серая́ (Серге́й) Ма́ркович (Мордеха́евич) Шапша́л ( польск. Seraja Szapszał или Jego Exellencja Szapszał Hadży Seraja Han — «Его Превосходительство Шапшал Хаджи Серая Хан» ; 8 [20] мая 1873 или 1873 , Бахчисарай , Таврическая губерния — 18 ноября 1961 или 1961 , Вильнюс ) — русский, польский и советский лингвист и востоковед - тюрколог , профессор, доктор филологических наук, караимский гахам .
Родился в семье садовода, потомственного почётного гражданина Мордехая Моисеевича (Мортхая Мошевича) Шапшала (1815—1894) и его второй жены Акбике Казас (1831—1874) . Был последним, двенадцатым ребёнком в семье. В 9-месячном возрасте лишился матери . Посещал караимский мидраш в Бахчисарае и в Симферополе у учителя С. Ш. Пигита . В 1884 году по решению отца вместе со старшим братом Моше отправился в Санкт-Петербург для изучения русского языка . Учился сначала в Охтенском ремесленном училище (до 1886 года), затем в частной гимназии Гуревича . Во время каникул ездил домой для изучения богословия и в 1894 году получил степень кандидата на караимскую духовную должность . Окончив гимназию в 1894 году, поступил в Петербургский университет на факультет восточных языков по арабо-персидско-турецко-татарскому разряду . Окончил университет в 1899 году с дипломом 1-й степени и был оставлен при кафедре турецко-татарской словесности для продолжения научной деятельности под руководством профессора В. Д. Смирнова . В 1896 году, будучи студентом, опубликовал свою первую работу «Караимы и Чуфут-Кале в Крыму» . Принимал участие в работе мусульманского благотворительного общества Санкт-Петербурга и оказывал помощь Санкт-Петербургскому попечительскому комитету о сёстрах Красного Креста, за содействие которому в 1913 году Шапшалу было предоставлено право ношения в петлице розетки Красного Креста . В 1899 году принял воинскую присягу, в 1899—1900 годах нёс службу в 212-м Бахчисарайском резервном батальоне .
В 1901 году по рекомендации исполняющего обязанности декана Факультета восточных языков В. А. Жуковского был направлен российским МИДом в Иран , где изучал персидский язык , преподавал русский язык и общеобразовательные предметы в училище «Лукмание» в Тебризе . Давал уроки русского языка наследному принцу (валиахду) Мохаммед-Али , ставшему впоследствии шахом . В 1903 году принял предложение валиахда стать его личным драгоманом и секретарём, за что был возведён шахом в потомственное ханское (то есть дворянское) звание и получил титул «наставник царя» («Адиб ас-Солтан») . Шапшал сумел расположить к себе Мохаммеда-Али, не чаявшего в молодом европейски воспитанном человеке души. По мнению исследовательницы Ольги Красняк «…Шапшал, приобретший огромное влияние на наследника, руководил всеми его действиями и фактически правил Азербайджаном » . По словам «…с Шапшалом весьма считались, и его положение при шахском дворе было твёрдым» . В истории с разгоном шахом меджлиса Шапшал сыграл не последнюю роль . В 1908 году шах расстался со своим учителем и Шапшал возвратился в Россию. Относительно службы Шапшала при персидском дворе в русской прессе часто выходили заметки полемического и обвинительного характера .
По возвращении в Петербург работал переводчиком ( драгоманом ) в Министерстве иностранных дел и лектором турецкого языка факультета восточных языков Петербургского университета (с 1909 по 1916 год) . Среди студентов Шапшала — известные в будущем тюркологи С. Е. Малов , В. И. Филоненко и другие . Осенью 1908 года был впервые представлен императору Николаю II , с которым поддерживал контакты вплоть до Октябрьской революции . Вскоре стал членом Русского археологического общества , Русского географического общества , Таврической учёной архивной комиссии (с 1912) и товарищем (заместителем) председателя Общества русских ориенталистов . На 1917 год находился в чине действительного статского советника .
16 августа 1911 года был избран Трокским караимским гахамом, но вынужден был отказаться от назначения, так как не считал себя подготовленным к этой должности и из-за занятости по основному месту работы . 15 мая 1915 года в Евпатории состоялось избрание С. М. Шапшала гахамом Таврического и Одесского караимского духовного правления , а утверждение в должности Таврическим губернским правлением последовало 10 сентября того же года . Избранию Шапшала на эту должность предшествовало длительное обсуждение на страницах караимской прессы тех лет: « Караимской жизни » и « Караимского слова ». Редакторы «Караимской жизни» представляли ту часть караимской общественности, резко выступавшей против кандидатуры Шапшала .
В 1917 году в Евпатории в память о своей матери на собственные средства основал караимскую богадельню «Ярдым» имени Акбике Шапшал для призрения пожилых караимок . В том же году по инициативе Шапшала были созданы Караимский национальный совет, имеющий благотворительные цели, и официальный печатный орган Таврического и Одесского караимского духовного правления . Также основал в Евпатории караимскую национальную библиотеку-музей « Карай-Битиклиги », где хранилось более пяти тысяч печатных книг и свыше тысячи старинных рукописей на древнееврейском, арабском и караимском языках .
В своей автобиографии, а затем и в её многочисленных переизданиях С. М. Шапшал упоминал о том, что «в марте 1919 года, находясь в Крыму и преследуемый деникинцами за своё открытое сочувствие советскому строю, он был вынужден во избежание ареста выехать на Кавказ, а оттуда в Турцию» . Но, судя по архивным документам, С. М. Шапшал находился в Крыму и продолжал выполнять свои непосредственные обязанности вплоть до конца 1920 года, участвуя в заседаниях Караимского национального совета. Вероятнее всего, С. М. Шапшал покинул Крым в конце ноября — начале декабря 1920 года, отправившись сначала на Кавказ, а затем — в Турцию, в Стамбул, где устроился переводчиком в одном из банков . В 1921 году совершил паломничество в Иерусалим .
Избран гахамом караимских общин Польши 23 октября 1927 года , а официальная инаугурация состоялась 11 сентября 1928 года в Вильно . В 1928 году название титула было изменено на гахан без каких-либо официальных заявлений . Параллельно занимался преподавательской деятельностью. С 1929 года — старший сотрудник Польской академии наук , с 1935 года — вице-председатель Польского товарищества ориенталистов (член с 1928 года). В 1930 году Львовский университет присудил Шапшалу учёную степень доктора философии по разряду восточных языков. С 1939 года — экстраординарный профессор по кафедре восточных языков филологического факультета Вильнюсского университета .
Отказался от должности гахана в 1940 году после прихода в Литве и Восточной Польше Советской власти, «встав на путь советского учёного» . В годы немецкой оккупации Литвы и Польши де-факто вновь стал исполнять обязанности гахама ( гахана ). В 1939 г. Шапшал, используя связи среди русской общины в Германии, обратился в расовое бюро министерства внутренних дел германского рейха с просьбой об изучении вопроса об этническом происхождении караимов. После оккупации немецкими войсками населённых караимами областей Восточной Европы это обращение было тщательно рассмотрено германской администрацией на предмет нееврейского происхождения караимов: были привлечены три крупнейших историка-специалиста по истории караимов — Зелик Калманович , Майер Балабан и Ицхок (Игнацы) Шипер . Несмотря на то, что все трое были до войны яростными противниками теории о тюркском происхождении караимов, в своем заключении они поддержали теорию С. Шапшала и тем самым спасли европейских караимов от Холокоста.
В 1945 году повторно официально отрёкся от должности караимского гахана , обратившись с соответствующим заявлением к Уполномоченному по делам религиозных культов при Совете Министров Литовской ССР. С 1947 года работал старшим научным сотрудником Института истории Академии наук Литовской ССР . Подготовил совместно с тюркологом Николаем Баскаковым и польскими ориенталистами ( Ананьяш Зайончковский , Александр Дубинский ) трёхъязычный « », в сокращённом виде вышедший в 1974 году в Москве . 8 января 1955 года ВАК присвоила Шапшалу учёную степень доктора филологических наук .
Шапшал собрал уникальную коллекцию караимских древностей и предметов караимского быта, произведений декоративно-прикладного искусства, документов, а также восточного оружия, представив его в качестве караимского . Был инициатором создания в Троках караимского музея. Строительство здания музея, начатое в 1938 году, финансировало правительство Польши . Ныне часть коллекции Шапшала входит в экспозицию , часть хранится в Литовской национальной библиотеке в Вильнюсе .
Шапшал является основоположником доктрины деиудаизации караимской религии и истории. Был одним из инициаторов «милитаризации» караимской истории : зародившегося в межвоенной Польше процесса представления караимского населения Восточной Европы в роли народа воинов. Являясь научным сотрудником Института истории Литовской Академии Наук , опубликовал ряд статей в ведущих советских академических журналах, в которых сообщал о прочитанном им уникальном документе на эту тему (рукописная запись внутри древнего караимского молитвенника) . Недавние исследования архива Шапшала показали, что в его черновиках существуют несколько версий текста этого документа, не подтверждаемого никакими более ранними источниками, что ставит под сомнение его подлинность, а сам документ не обнаружен .
Был женат на Вере (Берухе) Исааковне Эгиз (1871, Одесса — 1950, Вильнюс), бывшей жене Соломона Крыма , враче-окулисте по профессии, получившей образование в Бернском университете (Швейцария) . Детей в семье не было. Похоронены на караимском кладбище в Вильнюсе .