Вавилов, Иван Фёдорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Влади́мир Фёдорович Вави́лов ( 5 мая 1925 , Ленинград, ныне Санкт-Петербург — 11 марта 1973 , там же) — русский советский композитор , гитарист - семиструнник и лютнист . Автор многочисленных музыкальных мистификаций , ставших современными шедеврами классической музыки.
Во время Великой Отечественной войны служил в армии, демобилизован по ранению. Окончил ленинградскую Музыкальную школу для взрослых им. Н. А. Римского-Корсакова по классу гитары . Параллельно изучал теорию музыки и композицию в народном кружке при Союзе композиторов у И. Г. Адмони .
В 1949 году образовал с Львом Андроновым гитарный дуэт семи- и шестиструнной гитар. В их репертуаре были «Полька» С. В. Рахманинова и «Вальс» Огюста Дюрана , произведения Грига , Дебюсси , Альбениса . Также дуэт исполнял многочисленные русские романсы, в том числе и аккомпанируя вокалистам. Большая часть аранжировок была сделана самими музыкантами.
В 1957 году дуэт был удостоен серебряной медали на международном конкурсе, организованном в рамках Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве .
В 1970 году записал пластинку лютневой музыки, приписанной разным авторам, среди произведений которой значилась « Канцона и танец », приписанная им композитору Франческо Канова да Милано . Первая часть композиции « Канцона и танец » (Канцона) позже стала музыкой известной песни на слова Анри Волохонского « Рай » (известной также под названиями «Город золотой», «Город»). Другая композиция с той же пластинки, « Павана и гальярда », автором которой был указан Винченцо Галилей , стала мелодией ещё одной песни на слова Анри Волохонского , «Конь унёс любимого». По мнению исследователей, подлинным автором «Канцоны», « Аве Марии » (приписанной позже Джулио Каччини ) и большинства других пьес на пластинке был сам Вавилов .
На пятом десятке жизни заболел раком поджелудочной железы . Была проведена операция, но заболевание зашло слишком далеко, и 11 марта 1973 года Владимир Вавилов скончался. Панихида состоялась в Николо-Богоявленском морском соборе . Похоронен на Городском кладбище Павловска , пригорода Санкт-Петербурга.
Лишь после смерти Вавилова открылось, что он был композитором. Все, кто составлял описания биографии музыканта, не заостряли внимания на том, что он с 1952 года изучал теорию музыки и композицию под руководством композитора Иоганна Григорьевича Адмони (1906—1979). Об этом мало кто знал.
Открытия начались после исследования текстов и мелодий с грампластинки « Лютневая музыка XVI—XVII веков ». Исследователи творчества ватиканского лютниста Франческо да Милано не нашли в каталоге произведений композитора ни одного похожего на то, что исполнял Вавилов. Известно, что произведения да Милано внесены в ватиканские протоколы, а список его произведений был обнародован. Ещё больше неясного было с «Ave Maria» Джулио Каччини . Стилистический анализ показал: «… септаккорды по „золотой секвенции“, синкопы в басу, седьмая повышенная ступень в миноре , двойная доминанта … Такого в принципе не могло быть написано 400 лет назад» . Музыковеды подтвердили невозможность создания этих композиций ни в XVI, ни в XVII веке.
Расспросы родственников и тех, кто близко знал музыканта, показали, что автором этих произведений был сам Владимир Вавилов. Его дочь Тамара Владимировна сказала: «Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией „Вавилов“ никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии…» .
По словам , «мне мой друг Дима Кимельфельд , а он тоже изучает авторскую песню, говорил, что Вавилов много сотрудничал с „ Союзмультфильмом “ и что он много песен для разных мультиков написал, но что в титрах никогда его имя не ставили. Но никаких подтверждений этому мы пока не нашли. Авторство не должно быть утрачено» .