Влечение (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
Влече́ние , драйв — инстинктивное желание , побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этой потребности. Психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта , — уже имеющее эмоциональную окраску, но ещё не связанное с выдвижением сознательных целей. Преходящее явление, ибо явленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и пр.
Влече́ние — первичное эмоциональное проявление потребности человека, побуждение, ещё не опосредованное сознательным целеполаганием .
Влечение — одно из центральных понятий теорий психоанализа (в составе так называемой теории драйвов ). Это — стремление к удовлетворению неосознанной или слабо осознанной потребности и потому первоисточник любого психического движения и поведения. При этом недостаточность сознательного контроля обусловлена тем, что осознание связи предмета и эмоционального отклика на него подвергается «цензуре» по критерию соответствия образу «Я», что может включать механизмы психологической защиты (адаптации) . Согласно З. Фрейду , влечение происходит из внутренних источников раздражения , оно создает психологическое напряжение, которое и действует как сила, ориентированная на устранение источника возбуждения, потому это понятие служит для отграничения душевного от телесного.
Самое простое и естественное предположение о природе влечений — что все они соизмеримы по требуемой психологической работе, не обладая каким-либо качеством . Лишь отношение влечений к их соматическим источникам и их целям отличает их друг от друга и придает им специфику. Источник влечений — возбуждающий процесс в некоем органе, а ближайшая цель влечения — прекращение этого раздражения (удовлетворение потребности). Также влечение избирает объект — это то, посредством чего влечение может достичь цели (это могут быть и части своего тела). Итак, в классическом психоанализе влечение характеризуется четырьмя аспектами: а) источником, б) целью, в) объектом и г) мерой силы (энергии, стимула). С начала 1920-х годов Фрейд разделял:
З. Фрейд утверждал, что влечениям присущи регрессивность, консерватизм, навязчивая повторяемость . Регрессивность и консерватизм означают, что влечения направлены на восстановление исходного состояние организма ( гомеостаз ), то есть возврат к состоянию покоя, достигаемый редукцией ( разрядкой ) возникшего напряжения. Повторяемость предполагает циклическую сменяемость, постоянное чередование покоя и возбуждения. Влечения считаются зародышем волевых движений. Хотя психоанализ частично преувеличивал значение влечений в психической жизни личности (в частности, влечения сексуального), он обнаружил важную роль конкретных влечений в формировании различных личностных структур , а также механизмов защиты (адаптации) и пр.