Классическими примерами привилегий являются
сословные
,
белые
и
мужские
привилегии
; современные исследователи также анализируют привилегии, связанные с
классом
,
сексуальностью
, возрастом и другими системами господства
, и изучают их взаимодействие и взаимовлияние
. Привилегии позволяют членам привилегированных групп избегать системных ограничений и препятствий, с которыми сталкиваются члены угнетённых групп
. В отличие от многих других преимуществ, привилегии возникают не как результат индивидуальных способностей или достижений, а лишь по факту принадлежности к господствующей социальной группе
.
Содержание
История
Вероятно, история привилегий как концепта восходит к книге американского социолога и историка
У. Б. Дюбуа
«
» (1903). В ней он писал, что, хотя
афроамериканцы
видели жизнь
белых американцев
и осознавали
*
, белые американцы мало думали как об афроамериканцах, так и о последствиях расовой дискриминации
. В 1935 году Дюбуа написал о так называемой «зарплате за белизну» (
wages of whiteness
), которую получают белые американцы. Он писал, что она включает в себя вежливость и почтение, беспрепятственный доступ ко всем общественным мероприятиям, снисходительное обращение в суде и доступ в лучшие школы
.
В 1988 году американская
феминистка
и
антирасистка
опубликовала книгу «Белые привилегии и мужские привилегии» (
англ.
White Privilege and Male Privilege: A Personal Account of Coming to See Correspondences through Work in Women’s Studies
). В ней Макинтош описала сорок шесть привилегий, которые она, как белый человек, имела в Соединённых Штатах. Например:
«Я могу быть уверена, что, если мне понадобится юридическая или медицинская помощь, моя раса не сработает против меня»
и
«мне не нужно учить своих детей осознавать
системный расизм
для их повседневной физической защиты»
. Макинтош описала
как «невидимый пакет незаработанных активов», которые
белые люди
не хотят признавать и которые приводят к тому, что они чувствуют себя уверенно, комфортно и не обращают внимания на расовые проблемы, в то время как люди других рас становятся неуверенными, испытывающими неудобства и отчуждёнными
. Эссе Макинтош было признано за стимулирование академического интереса к привилегиям, которые с тех пор широко изучались на протяжении десятилетий
.
Характерные черты
Для привилегий характерны следующие основные черты:
Привилегии невидимы для своих обладателей. Как социальный и культурный механизм привилегии структурируют социальную реальность таким образом, что люди, пользующиеся привилегиями, этого не замечают
.
Привилегированная группа обладает властью определять
социальную норму
. Привилегированные группы становятся образцом нормативных отношений, относительно которых представители
маргинализованных
групп определяются как отклонение или исключение. В отношении
это явление носит название «
андроцентризм
»
, в отношении гетеросексуальных — «
гетеронормативность
», в отношении цисгендерных — «
циснормативность
».
Социальные разделения на привилегированные и маргинализированные группы натурализируются. Социальные разделения по признакам пола,
гендера
,
расы
,
класса
,
сексуальности
описываются и осознаются как естественные, имеющие божественное или природное происхождение. Убеждения в естественности
социальных иерархий
оправдывают эти иерархии и освобождают господствующие группы от ответственности за
социальное неравенство
.
Представители привилегированных групп ощущают себя вправе занимать более высокое положение. Они верят, что имеют право на признание, уважение и поощрение на основании своей принадлежности к привилегированной группе
.
Rabaka Reiland.
W.E.B. Du Bois and the Problems of the Twenty-First Century: An Essay on Africana Critical Theory. — Lexington Books, 2007. — P. 3. —
ISBN 978-0739116821
.
Case, Kim A., Jonathan Iuzzini, and Morgan Hopkins.
(англ.)
// Journal of Social Issues. — 2012. —
Vol. 68
,
no. 1
. —
P. 1—10
.
13 июня 2021 года.
McIntosh, Peggy.
White Privilege and Male Privilege
//
(англ.)
/ Michael S. Kimmel, Julie-Anne Sykley (eds.). — Read How You Want, 2010. — P. 3—25. —
ISBN 978-1-4587-6169-9
.
от 27 мая 2021 на
Wayback Machine