Исторические свидетельства дают основание утверждать, что, начиная со II века до н. э., протомонгольские народы (
хунну
,
сяньби
,
кидани
) были знакомы с буддизмом
. На территории
Иволгинского городища
в хуннском захоронении найдены остатки
буддийских чёток
.
В начале XVII века
тибетский буддизм
из
Монголии
проник на север к бурятскому населению
Забайкалья
. Первоначально был распространён среди этнических групп, вышедших незадолго до этого из
Халхи
—
цонголов
,
сартулов
,
хатагинов
; в конце XVII — начале XVIII века буддизм распространился на территории всего Забайкалья. Вторая линия пришла непосредственно из
Тибета
, из монастыря
Лабранг
Трашикьил.
В
1741 году
императрица
Елизавета Петровна
узаконила существование 11-ти
дацанов
и 150-ти
лам
(в июле 1991 года буддисты Бурятии отметили 250-ти летие официального признания их религии в России). Длительное время в бурятском буддизме шла борьба за главенство между
и
Гусиноозёрским
дацанами. В
1764 году
главный лама старейшего в Бурятии Цонгольского дацана стал Верховным ламой бурят Забайкалья, получив титул
Пандито Хамбо-лама
(«учёный-настоятель»). С
1809 года
главенство перешло к настоятелям (шэрээтэ) Гусиноозёрского дацана. В конце XIX века началось интенсивное проникновение буддизма в Предбайкалье — Северную Бурятию, где встретил ожесточённое сопротивление со стороны
шаманов
и
православных миссионеров
. До
Октябрьской революции
1917 года в Бурятии функционировало 46 дацанов, приходы которых были в основном организованы по территориально-родовому принципу.
В 1920-х годах часть бурят переселилась из Забайкалья (в основном из
Аги
) во
Внутреннюю Монголию
(местность
Шэнэхэн
) и продолжила там собственные буддийские традиции в дополнение к тем, что уже существовали в этом регионе.
В 1727 году была проведена граница между
империей Цин
и Россией. Бурятские племена, проживавшие и кочующие в северной части Монголии вошли в состав России. Перекрыв границы и добившись относительной оседлости кочевников-бурят, российское правительство решило принять определённые решения по вероисповедным делам.
В конце 1730-х — начале 1740-х годов был построен первый стационарный (Цонгольский) дацан.
В 1741 году императрица Елизавета Петровна приняла Указ, по которому признавалось существование «ламайской веры» и утверждалось количество дацанов (11) и количество штатных лам (150). Буддизм был официально принят в качестве одной из государственных религий в Российской империи.
В 1810 году был основан Иройский дацан. В первой трети XIX в. было построено 10 сумэ (буддийских храмов): Найдан (1813), Дамчок (1815), Шакьямуни (1829), Оточи (1817), Аюши (1814), Дара Эхэ (1830), Номун Сахюусан (1817), Минтунгба (1828), Вирозама (1827) и Арьябала (1830).
К 1846 году в Бурятии было выстроено уже 34 дацана. Затрачивая массу усилий и материальных средств, буряты сумели импортировать из Тибета, Китая, Монголии большое количество сокровенной литературы и перенять многие живые традиции как господствующей школы
Гелуг
, так и других направлений буддизма.
В 1869 году в
Цугольском дацане
, под руководством монгольского ламы Чой-манрамбы, началось изучение
индо-тибетской медицины
, которое затем распространилось и в других местах.
Быстро развивалось
книгопечатание
; в 1887 году действовало уже 29 типографий, которые до их разрушений в 1930-е годы успели издать около 2000 названий книг на
тибетском
и
монгольском языках
.
Современное состояние буддизма
В конце XIX — начале XX века в бурятском буддизме началось мощное обновленческое движение, получившее дальнейшее развитие после установления в Бурятии
Советской власти
.
В 1918 году вышел
декрет, отделивший церковь от государства
. В Бурятии действие закона началось с
1925 года
. С этих пор антирелигиозная политика
Коммунистической партии
была направлена на форсированное уничтожение духовной культуры народов России, в том числе буддийской культуры бурят. Веками созданные и накопленные духовные ценности были разрушены и уничтожены за короткий период. Из сорока семи действующих
дацанов
и
дуганов
в начале века практически ничего не сохранилось. 1864 высокообразованных учёных-лам были отправлены в тюрьмы, ссылки, на каторжные работы, сотни расстреляны.
[
источник не указан 3398 дней
]
В
1991 году
при Иволгинском дацане был открыт Буддийский институт «Даши Чойнхорлин», религиозное высшее учебное заведение для подготовки кадров священнослужителей, преподавателей, переводчиков канонических текстов, художников-иконописцев. Процесс образования проводится по системе монастырского образования традиции Гоман-дацана тибетского монастыря
Дрепунг
.
В 1991 году число действующих дацанов в Бурятии достигло 12.
Особенности
Буддизм в Бурятии является самым северным ответвлением центрально-азиатской культурно-исторической вариации буддизма
Махаяны
, сформировавшейся в Тибете в конце XIV — начале XV веков и получившей название
Гелугпа
(
Гелуг
, хотя есть сведения и о влиянии традиции
Ньингма
). Основатель этой школы
Дже Цонкапа
(
бур.
Зонхобо, Зонхава
) почитается последователями буддийской религиозной традиции в Бурятии наравне с основателем Учения —
Буддой Шакьямуни
. Последователи Гелугпа в Бурятии предпочитают употреблять либо это самоназвание школы, либо общий термин «учение Будды», «махаянское учение», подчеркивая тем самым отсутствие в тибетском буддизме принципиальных различий с учением буддизма Махаяны.
Отличия от других школ проявляются в бурятском буддизме в основном в
культовой
системе, в
обрядности
и
магической
практике и обусловлены влиянием традиционных, более древних и архаичных верований, культов, обрядов
тибетцев
и
бурят
. В частности, в культовую систему были введены и приспособлены народные
обряды
, ритуалы и верования, связанные с культом
обо
, почитанием духов земли, гор, рек, деревьев.
В религиозной практике монахов большую роль играют методы
тантрического
происхождения, образующие основу буддизма
Ваджраяны
. Также особую роль в «спасении» верующих от страданий
Сансары
играет учитель-наставник (
лама
), решающее же значение придаётся личному морально-психологическому самосовершенствованию верующего с помощью тантрической практики, йогического созерцания и других эзотерических методов, позволяющих освободиться от причинно-следственной зависимости закона
кармы
(но всё же непременно под руководством учителя).
Буддизм оказал мощное позитивное влияние на развитие традиционной науки и культуры бурят-монголов. Особенно сильным и плодотворным было его воздействие на формирование и развитие философской мысли, норм нравственного поведения,
медицины
,
художественной литературы
,
и
.
Из огромного количества различных культовых отправлений обрядового комплекса в бурятских дацанах в настоящее время отмечаются шесть больших хуралов:
К вопросу об источниках по истории буддизма в Бурятии
// Мир буддийской культуры: духовное наследие и современность : материалы международной конференции (7-8 сентября 2006 г.) / Адм. Агин. Бурят. авт. округа и др.. — Улан-Удэ, 2006. — С. 10—17.
,
Чимитдоржин Д. Г.
История буддизма в Бурятии: 1945—2000 гг. Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Иволгинский дацан; ред.:
,
С. Ю. Лепехов
, Д. Д. Очирова. — Улан-Удэ:
Изд-во БНЦ СО РАН
, 2006. — 147 с.
Жамсуева Д. С.
Трансформация северного буддизма в условиях российского общества: (по материалам дацанов этнической Бурятии). — Иркутск: Оттиск, 2016. — 231 с. —
ISBN 978-5-9909344-2-9
.
Жуковская Н. Л.
Возрождение буддизма в Бурятии: проблемы и перспективы. —
М.
:
ИЭА РАН
, 1997. — 24 с. — (Исследования по прикладной и неотложной этнологии № 104). —
ISBN 5-201-13711-3
.
Буддизм в социокультурном пространстве России. — Элиста:
Изд-во КалмГУ
, 2009. — 236 с.
Буддизм и империя: бурятская буддийская община в России (XVIII — нач. XX в.) / отв. ред.
Б. В. Базаров
; Учреждение Рос. академии наук, Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии Сиб. отд-ния РАН. — Улан-Удэ:
ИМБТ СО РАН
, 2013. — 338 с.
Чимитдоржин Д. Г.
Буддизм в Бурятии 1945—2004 / Иволгинский дацан БТСР. — Изд. перераб. и доп. — Улан-Удэ: Бутэг, 2007. — 185 с.
Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность: материалы конференции 23-24 июня 2001 г., Тамчинский дацан / Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Науч.- произв. центр истории и культуры М-ва культуры РБ ; отв. ред.
. — Улан-Удэ:
Изд-во БНЦ СО РАН
, 2002. — 194 с.
Буддизм в истории и культуре бурят: коллективная монография / под ред.
. — Улан-Удэ: Буряад-Монгол Ном, 2014. —
ISBN 978-5-9905883-0-1
.
Земля Ваджрапани. Буддизм в Забайкалье: науч. изд. / сост. и науч. ред.
; рук. проекта
Б. Б. Жамсуев
; под общ. ред. П. С. Вайшрамана; Адм. Агин. Бурят. авт. окр.. —
М.
: Изд-во Феория, 2008. — 359 с.