Алекто (САУ)
- 1 year ago
- 0
- 0
Дарма́-До́ди Аюше́евич Жалсара́ев ( 1900 (?) год , улус Инзагатуй , Забайкальская область , Российская империя — 1993 год , Бурятия , Россия ) — бурятский лама , деятель возрождения буддизма в России, шэрээтэ (настоятель) Иволгинского дацана в 1976—1982 годах.
Дарма-Доди Жалсараев был известным и авторитетным в Бурятии ламой старшего поколения, одним из основоположников восстановления традиций буддизма Ваджраяны в постсоветской России.
Дарма-Доди Жалсараев ( монг. Жалсрагийн ) родился в 1900 году. ( В источниках дата рождения варьирует, 1899-1904, однако наиболее вероятен 1900 год, со слов самого Ламы - Гаруда. СПб., 1994. № 1.) в улусе Инзагатуй Селенгинского ведомства Забайкальской области. Дедом Дарма-Доди по отцовской линии был тибетец , эмигрировавший во 2-й пол. XIX века в Забайкалье и женившийся на бурятке ; матерью его была монголка . Согласно устной традиции, в момент рождения Дарма-Доди мимо его дома проходил некий монгольский лама, который подарил ему свои принадлежности для практики Чод . Это считалось дурным знаком, если только ребёнок не обладал высшей степенью духовных способностей.
Его родственники вели торговые дела в Кяхте и располагали достаточными средствами для того, чтобы обеспечить ему религиозное образование. Однако, вопреки их воле, Дарма-Доди начал учиться сравнительно поздно, так как болел оспой . Раннее детство пришлось провести в Монголии . В возрасте 8 лет он всё же поступил в Сартул-Гэгэтуйский дацан , где начал изучение тибетского языка и монгольского письменного языка . Через год был отправлен на учёбу в Тибет , где, помимо основного курса, изучил ритуальную систему Чод и получил имя Пема Дорже Чанг ( тиб. པད་མ་རྡོ་རྗེ་འཆང། ).
В 1927 году Дарма-Доди вернулся из Тибета и вместе с родителями перебрался в Селенгинский аймак Бурят-Монгольской АССР , где продолжил изучение буддийской Тантры , в частности, системы Ямантаки , в которой он достиг чрезвычайной степени компетентности. Исполнял религиозные нужды верующих, освящая, например, отары и паровозы. Когда же в СССР началась волна репрессий, на несколько лет вновь переехал в МНР , где у него умерли родители.
С разгаром репрессий против духовенства в самой Монголии Дарма-Доди вернулся в СССР и в 1937 году был арестован в Новоселенгинске . До 1946 года пробыл на Колыме на приисках Сусуман и Каменский . В 1948 году вернулся к официальной религиозной деятельности и некоторое время был гэбши -ламой при Гэгэтуйском дацане .
В 1964 году лама Дарма-Доди перешёл в Иволгинский дацан . Именно он проводил ритуал освящения главного храма, Цогчен-дугана , после пожара, а в 1976 — 1982 годах был настоятелем дацана — ширээтэ. Вокруг его фигуры сложилось множество чудесных историй и легенд , порой далёких от действительности, порой глубоко и точно свидетельствующих о его важнейшей роли в сохранении и распространении буддийского Учения в СССР.
Дарма-Доди охотно выступал учителем не только бурят, но и русских , что в 70-80-е годы XX века было непривычно и небезопасно. Он хорошо владел русским языком, который выучил в лагерях. Наряду с такими известными ламами как габжа-лама Готавон, Мунко-лама, поддерживал линию Б. Д. Дандарона , использовав характерный для этой традиции термин «жуд» при передаче тантрических текстов.
Дарма-Доди Жалсараев умер в 1993 году в Бурятии.
Существует легенда, согласно которой Лама последние годы не оставлял свое тело лишь по многочисленным просьбам учеников и обещал переродиться в Санкт-Петербурге, куда вскоре после кремации был частично перевезен его прах.