Interested Article - Устуу-Хурээ
- 2020-09-06
- 1
Устуу-Хурээ ( тув. Үстүү-Хүрээ — верхний хурээ (монастырь) ) — один из самых крупных и известных буддийских монастырей Тувы .
Расположен в урочище Чайлаг-Алаак на правом берегу реки (правый приток Хемчика ), в 7 км к юго-востоку от города Чадана , в 1,5 км южнее дороги, ведущей в село Бажын-Алаак .
Устуу-Хурээ — один из двух крупнейших храмовых комплексов, находившихся на территории Даа-кожууна . Является центром духовности и государственности Тувы. На территории хурээ была заложена основа тувинского алфавита, отчеканена первая монета Тувинской Народной Республики .
История создания
Монастырь Устуу-Хурээ был основан в 1905—1907 гг. нойоном Хайдыпом . Строительство осуществлялось под руководством и по проекту специально приглашенного тибетского ламы Кунтана Римпоче и при участии китайских мастеров.
Население кожууна , обложенное дополнительной денежной и натуральной повинностями (лес для строительства, тягловый скот), непосредственно участвовало и в самих строительных работах: каждый сумон в назначенный день выставлял определенное число людей, готовивших раствор, сооружавших опалубку, ставивших леса и т.д. Проект монастыря тибетского образца привёз в 1905 г. Кунтан Римпоче, однако некоторые утверждают, что это типичная монгольская постройка, соединившая в себе архитектурные приемы Тибета и Китая: скошенный низ типичен для тибетских построек, а лёгкий деревянный павильон второго яруса — для китайских.
В 1930 г. после принятия специального постановления монастырь был закрыт. В 1937 г. принято решение о разрушении главного храма — Цогчена, однако полностью разрушить комплекс не удалось, от храма остались высокие глинобитные стены. Ламы, служившие в Устуу-хурээ, были репрессированы и, частью, расстреляны. До 1956 г. действовала молельная юрта. Последний лама отвёз буддийские атрибуты в республиканский краеведческий музей в Кызыле , где они находятся до сих пор.
Восстановление и открытие Устуу-Хурээ
В 1999 г. Правительство России, признавая историческую и архитектурную ценность Устуу-Хурээ, приняло решение о его восстановлении. В том же году для привлечения внимания к храму и сбора средств на восстановление по идее Игоря Дулуша был проведён Международный благотворительный фестиваль живой музыки и веры "Устуу-Хурээ", с тех пор проводимый ежегодно.
Восстановление храма началось в 2008 г. при поддержке тогдашнего министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу . Изначально задумывалось построить новый Цогчен (соборный храм) на месте стен старого, однако руины решили оставить и возвести новый храм рядом со старым разрушенным. Восстановление храма было закончено в 2012 г. и 23 июля состоялась .
Международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ»
Международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» проводится с 1999 года. Программа фестиваля состоит из двух смысловых понятий — «живой музыки» и «живой веры». Основан .
«Живая музыка» — это концертная программа, состоящая из блоков, в которых участвуют коллективы разных жанров и стилевых направлений (фольклор, классика и т. д.), проходящая на конкурсной основе, где жюри выявляет лучших для участия в гала-концерте.
«Живая вера» — это возрождение духовности и буддизма; в рамках фестиваля проводится карнавальное шествие «Цам» в духе буддийской мистерии с посещением Чаданских храмов Алдыы-Хурээ и Устуу-Хурээ .
Долгое время мероприятие имело статус неофициального и являлось своеобразной формой альтернативной культуры. Но с каждым разом география участников расширялась, фестиваль привлекал всё больше музыкантов разных течений из самой Тувы, России и из других стран. В итоге фестиваль получил государственную поддержку.
Традиционно фестиваль открывается необычным и красочным ритуалом — шествием «Цам» по улицам города, участниками которого становятся все: артисты и зрители. Ежедневная программа состоит из 4 концертов в день. Завершает её гала-концерт лауреатов и победителей, и ночной джем-сейшн. В фестивале могут принять участие все желающие, как отдельные музыканты, так и составы: ансамбли, группы, оркестры.
Примечания
- Дзун-Хемчикский кожуун до 1929 г.
- отец нойона Буян-Бадыргы Монгуш
- от 1 ноября 2014 на Wayback Machine - Российская газета
- от 30 июня 2012 на Wayback Machine // Портал Сибирской Музыки.
Ссылки
- 2020-09-06
- 1