Interested Article - Камбы-лама

Ка́мбы-лама — титул главы буддистов Тывы .

История титула

В XIX веке первые урянхайские камбы-ламы, настоятели ( хамбо ) крупного Чаданского хурээ , могли называться главами тувинского буддизма, однако формально такого титула не носили, так как фактически Урянхайский край находился под духовным и политическим управлением монгольского Богдо-гэгэна из Урги .

Первая попытка создания независимого руководства тувинскими буддистами относится к осени 1917 года. Тогда уполномоченный комиссар Временного правительства России по делам Урянхайского края А. А. Турчанинов , отталкиваясь от бурятской модели, санкционировал появление у тувинцев должности Пандито-хамбо-ламы с целью консолидации тувинцев вокруг Лобсан Чамзы хамбо-ламы, лояльного по отношению к России . Хотя детали этого плана неизвестны, но фактически подобное назначение состоялось, так как в 1919 году департамент Инославных и Иноверческих исповеданий Управления по делам Вероисповеданий Колчаковского правительства отпустил в "распоряжение Бандидо-хамбо-ламы Урянхайского духовенства" 20 тысяч рублей .

Современность

С 1997 года титул «Камбы-лама» реинтерпретируется как «религиозный глава всех тувинских буддистов», и избирается по демократическому принципу. Согласно уставу (УКЛРТ), учредительный съезд которого состоялся в Кызыле в 1997 году , на должность Камбы-ламы стали выдвигаться кандидаты и избираются посредством общего голосования среди представителей буддийского духовенства. Выборы проходят каждые пять лет.

  • O. (1991—1997). Он первым, в постсоветское время, исполнял обязанности верховного ламы Тувы, но не был Камбы ламой .
  • I. Аганак Щорсович Хертек (1997 — 29 сентября 2000 года) С начала 1990-х годов активно сотрудничал, как переводчик, с тибетскими ламами. Ушёл в отставку, объясняя это необходимостью получения буддийского образования в тибетских монастырских центрах на территории Индии.
  • II. (2000—2002) — гелонг , выпускник университета при Иволгинском дацане . В миру Долаан Куулар . Он в 2002 году ушёл в отставку.
  • III. (Март-оол Николаевич Норбу-Самбу) (2002—2005).
  • IV. Джамбел Лодой (Апыш-Оол Шууракайович Сат) (2005—2010) — гелонг , обучался в тибетском монастыре Дрепунг Гоман (на территории Индии), был ламой Санкт-Петербургского дацана . Джампел Лодой развернул активную деятельность по налаживанию контактов с главами калмыцкой и бурятской частей буддийской Сангхи РФ, строительству новых крупных монастырских комплексов, сотрудничеству с местными республиканскими и федеральными властями.
  • V. Сульдум Башкы ( Николай Бугажикович Куулар ) —(12 марта 2010 года — 11 сентября 2014 года).
  • VI. Лопсан Чамзы (Байыр-оол Серенович Шыырап) (13 ноября 2014 года — 29 ноября 2019 года) — родился в 1976 году в селе Кунгуртуг Тере-Хольского района . С 1994 года проходил двугодичное обучение в в Кызыле, затем обучался в в Индии. С 2009 года до своего избрания исполнял обязанности настоятеля терехольского хурээ «Чыргалан». В своей предвыборной программе сделал упор на повышении культуры поведения священнослужителей, налаживании отношений и служебных контактов с духовенством буддийских регионов России и Монголии, более широком использовании средств Интернета для духовного просвещения верующих и усиления работы с населением, направленной на преодоление проблем, связанных с духовным и физическим здоровьем . Церемония интронизации нового Камбы-Ламы прошла 11 декабря 2014 года в Доме народного творчества и досуга .
  • VII. Джамбел Лодой (Апыш-Оол Шууракайович Сат) (избран 29 ноября 2019 года, скончался 23 июня 2020 года) — в середине двухтысячных он уже занимал эту должность в 2005-2010 годах .
  • VIII. Гелек Нацык-Доржу (Сергек Олегович Сарыглар) (избран 4 октября 2020 года) — обучался 5 лет в университете при Иволгинском дацане . С третьего курса был там старостой тувинских хувараков и представителем Камбы-Ламы Республики Тыва. В 2015 защитил степень Гебши.


История избрания Камбы-лам

Сульдум Башкы (Николай Бугажикович Куулар) — один из старейших лам Тувы.

12 марта 2010 года состоялись выборы Верховного ламы республики. Они были досрочными и должны были пройти в апреле 2010 года, но в связи с изменениями графика работы управления на общем собрании 7 марта было решено провести выборы раньше.

На выборах было предложено три кандидатуры — Джамбел Лодой , Болат-оол Мерген, представитель храма «Алдын Хурээ» в городе Чадан , и лама Сульдум Башкы. После оглашения кандидатов Лодой и Мерген сняли свои кандидатуры в пользу Башкы, объяснив, что это решение будет правильным, так как Башкы является одним из старейших и уважаемых лам республики. За кандидатуру Башкы проголосовало большинство.

«Я очень рад, что хурал прошел по-дружески и все понимали важность изменения устава. Нам предстоит большая работа по реорганизации управления и реализации плана развития буддизма в Туве» , — заявил новоизбранный Верховный лама.

Лопсан Чамзы (Байыр-оол Серенович Шыырап)

Избрание нового главы буддистов Тувы состоялось в связи с уходом из жизни после продолжительной болезни в 11 сентября 2014 года Камбы-ламы . В выборах приняли участие 76 буддийских священнослужителей и представителей общественных буддийских организаций Тувы, собравшихся на седьмой внеочередной съезд, проходивший в Кызыле 13 ноября 2014 года .

Примечания

  1. . Дата обращения: 12 ноября 2022. 12 ноября 2022 года.
  2. Цыремпилов Н. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом : сборник. — 2019. — Вып. 1-2 . — С. 357 . 9 июля 2021 года.
  3. . Дата обращения: 4 июля 2023. 4 июля 2023 года.
  4. Пресс-служба Правительства Республики Тыва (14.11.2014). . Официальный портал Республики Тыва . из оригинала 12 июня 2020 . Дата обращения: 15 ноября 2014 . {{ cite news }} : Проверьте значение даты: |date= ( справка )
  5. (11 декабря 2014). Дата обращения: 11 декабря 2014. 15 декабря 2014 года.
  6. . Дата обращения: 31 января 2020. 24 декабря 2019 года.
Источник —

Same as Камбы-лама