Маленькие женщины (фильм, 1994)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Королева Марго» ( фр. La Reine Margot ) — исторический фильм Патриса Шеро по мотивам одноимённого исторического романа Александра Дюма . Получил два приза Каннского фестиваля и пять премий « Сезар ».
Фильм начинается со сцены венчания Марго и Генриха Наваррского .
На церемонии бракосочетания в соборе Парижской Богоматери невеста не смогла заставить себя сказать «да», и королю Карлу пришлось стукнуть её по затылку. Невольный возглас был принят за согласие.
Свадьба, отпразднованная с большой пышностью, закончилась Варфоломеевской ночью , или «парижской кровавой свадьбой» (24 августа 1572 года). Резня показана во всех деталях. Кровь, масса окровавленных и изуродованных тел на улицах… Марго спасает раненого протестанта и влюбляется в него. Но они теряют друг друга — она думает, что он погиб, и только некоторое время спустя узнаёт, что он (имя умалчивается) остался в живых…
В конце концов, любимый Марго остаётся без головы — её брат, король Франции , отправил протестанта на казнь. Вскоре он сам умирает от отравления, а другой брат Марго, Генрих , становится новым королём.
Марго отправляется к палачу и просит бальзамировать тело любимого, а сама забирает его голову с собой в Наварру .
Фильм лишь в общих чертах связан с сюжетом одноимённого романа Александра Дюма, достаточно вольно его интерпретируя. Однако и сам сюжет романа мало связан с реальными биографиями Лерака де ла Моля и Аннибала де Коконнаса . В действительности оба были миньонами Франсуа, герцога Анжуйского , который предал их в обмен на прощение за участие в заговоре 1574 года против Генриха III, только что восшедшего на французский престол. За участие в заговоре оба были казнены.
Венчание исторических Маргариты и Генриха происходило не в католическом соборе, а на помостье перед ним, так как Генрих был протестантом. Не могло присутствовать на венчании и так много духовенства, как показано в фильме — королеве Екатерине Медичи стоило немалых усилий уговорить кардинала Шарля де Бурбона (единственного католика в семье Бурбонов) поженить пару без разрешения папы Римского.
Любовница Генриха Наваррского, Шарлотта де Сов , не была убита, она скончалась только в 1617 году, пережив большинство других действующих лиц романа.
Выход фильма остался в памяти специалистов по кино как один из исторических водоразделов . Лента, в которой французские придворные XVI века изъясняются на современном молодёжном жаргоне , напоминая критикам « панков », а вместо пышных костюмов с брыжами носят рваное исподнее, «знаменовала падение последнего оплота изысканного костюмерного искусства в кинематографе — исторического жанра» . Отказавшись подходить к классике как архивист «в перчатках», Шеро заявил, что снимал «что угодно, но только не исторический фильм» в традиционном понимании слова . Зрителей в Каннах «Королева Марго» покорила неслыханной для крупнобюджетного костюмного фильма откровенностью в демонстрации «крови и плоти»: особенно много споров вызвали кровавый балет Варфоломеевской ночи и хитросплетения инцеста в семействе Валуа , а заседания королевских родственников во главе со зловещей флорентийкой напомнили М. Трофименкову сходки итальянской мафии . «Королева Марго» положила начало моде на подспудное осовременивание исторических реалий, которую продолжили такие ленты, как « Мария-Антуанетта » (2006), « Принцесса де Монпансье » (2010) и т. д.
К числу почитателей фильма причисляет себя австрийский режиссёр М. Ханеке . В его картине « Время волков » одну из главных ролей исполнил Шеро, а сценарий фильма « Скрытое » был написан специально для Д. Отёя. Для фильма Ханеке « Белая лента » костюмы готовила . «Я нанял её, потому что она работала над костюмами для „Королевы Марго“, — лучшими, которые я видел в кино. Она искусно создаёт необходимую патину, ощущение того, что эту одежду уже носили», — говорит Ханеке .
Год | Результат | Награда или фестиваль | Категория | Примечание |
---|---|---|---|---|
1994 | Победа | Каннский кинофестиваль | Приз жюри | |
Серебряная премия за лучшую женскую роль | Вирна Лизи | |||
Номинация | Золотая пальмовая ветвь | |||
1995 | Номинация | Оскар | Лучшие костюмы | |
Золотой глобус | Лучший иностранный фильм | |||
Победа | Сезар | Лучшая женская роль | Изабель Аджани | |
Лучший оператор | Филипп Руссело | |||
Лучшие костюмы | ||||
Лучшая мужская роль второго плана | Жан-Юг Англад | |||
Лучшая женская роль второго плана | Вирна Лизи |