Трубецкой, Сергей Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Серге́й Никола́евич Дуры́лин ( 14 [26] сентября 1886 , Москва — 14 декабря 1954 , Болшево ) — русский педагог, богослов , литературовед , религиозный писатель и поэт (псевдонимы: Сергей Северный, Р. Артем, Библиофил, М. Васильев, С. Д., И. Комиссаров, Н. Кутанов, В. Никитин, Д. Николаев, С. Николаев, Д. Николаев-Дурылин, Н. Сергеев, М. Раевский, Мих. Раевский, С. Раевский, Сергей Раевский).
Родился в купеческой семье. Отец, Николай Зиновьевич (1832—1899), принадлежал к старому купеческому калужскому роду и в одиннадцатилетнем возрасте был отдан в «мальчики» к богатому московскому купцу Капцову; дослужился до приказчика и на свадьбу, как сообщают некоторые авторы, получил от хозяина в подарок лавочку близ Ильинских ворот . Н. З. Дурылин имел две лавки — на Ильинке возле церкви Никола «Большой крест» и в Богоявленском переулке — но был настолько уважаемым членом московского купечества, что получил приглашение на коронацию Николая II . О своей матери, Анастасии Васильевне, в одном из писем С. Н. Дурылин писал: «Мать моя… я имею некоторое основание думать, что её отец был не то лицо, которое значилось им официально, — не троице-сергиевский мещанин Кутанов, а один из представителей древнего русского княжеского рода» Дашковых . Но это была вторая жена отца первая умерла, оставив ему одиннадцать детей. Семья жила в собственном доме в Плетешковском переулке .
Учился в 4-й Московской мужской гимназии , ушел из 6-го класса гимназии (декабрь 1903 года), поводом для ухода из гимназии послужило несогласие с господствующей системой образования . В 1903 году познакомился с Н. Н. Гусевым , секретарём толстовского издательства « Посредник », с 1904 года Дурылин — сотрудник этого издательства. В дальнейшем он — автор журналов « » (1907—1913; с 1907 года — секретарь редакции); сотрудник детских журналов: « » (1909—1913), « ». Автор: « Весы » (1909), « Русская мысль », « Голос минувшего », « Нива », «Путь», «Известия археологического общества изучения русского Севера» (1913), «Известия общества изучения Олонецкой губернии» (1913); альманаха «Труды и дни» (1913); газет «Новая Земля» (1910, 1912), « Русские Ведомости » (1910—1913). Советское время публиковался в журналах: «Возрождение», « Красная нива », « Сибирские огни », « Театр и драматургия », « Тридцать дней », « Огонек », « Красная новь ». Газетах: « Вечерняя Москва », « Советская Сибирь », « Советское искусство » и во многих других периодических изданиях.
Занимался частной педагогической деятельностью, среди его учеников Игорь Ильинский , Борис Пастернак , художник . В позднейшей автобиографии Пастернак пишет о С. Н. Дурылине: «Это он переманил меня из музыки в литературу…»
С 1906 по 1917 год совершил ряд поездок по русскому Северу — Олонецкая губерния , Архангельск , Соловецкий монастырь , Кандалакша , Лапландия , Кемь , берега Норвегии , Пудож , Петрозаводск , старообрядческим местам Заволжья (1913—1915) и Калужской губернии (город Боровск , 1915). Причина этих путешествий была не только археолого-этнографической. Поездки Дурылина вполне вписываются в общую традицию интеллигентских «духовных путешествий» и интереса к расколу .
В 1910 году совершился перелом в жизни Дурылина: он вернулся к «вере отцов», которая была потеряна в гимназические годы. В 1910—1914 годах он учился в Московском Археологическом институте ; темой его выпускной работы стала иконография Святой Софии .
В 1911—1913 годах регулярно посещал ритмический кружок Андрея Белого при издательстве « Мусагет » . В 1911 году в «Мусагете» вышла «Антология», где в числе авторов значился Сергей Раевский.
С осени 1912 года Дурылин был секретарём Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева (МРФО) — вплоть до его закрытия: последнее заседание общества состоялось 3 июня 1918 года. Статьи и исследования этого периода представляют собой опубликованные тексты докладов в МРФО: «Судьба Лермонтова» (1914); «Академический Лермонтов и лермонтовская поэтика» (1916); «Россия и Лермонтов. К изучению религиозных истоков русской поэзии» (1916); О религиозном творчестве Н. С. Лескова (1916).
В 1913 году в издательстве «Мусагет» была опубликована его книга «Рихард Вагнер и Россия. О Вагнере и будущих путях искусства», в которой он впервые использовал образ «незримого града Китежа » как подлинного основания русской духовной культуры. В этом же, 1913 году, в книгоиздательстве «Путь» вышла ещё одна книга на китежскую тему — «Церковь Невидимого Града. Сказание о граде-Китеже». В 1911—1913 годах Дурылин был близок к добролюбовцам П. П. Картушину и Н. Г. Суткову; на средства Картушина было предпринято издание Лао-цзы , вышедшее в 1913 году в обложке работы В. А. Фаворского с вступительной статьёй и примечаниями Дурылина, сделанными по китайским источникам — материалы предоставил переводчик — Д. П. Кониси.
В июле 1915 года Дурылин признавался в одном из писем: «Я был на пороге двух аскетизмов: в юности рационалистического интеллигенского, теперь стою на пороге полумонашеского… И я знаю, что должен стоять, постояв, переступить этот порог и уйти». Он уехал в Оптину пустынь с решимостью уйти в монастырь, но оптинский старец Анатолий посчитал, что он пока не готов к этому. Летом 1916 года в «Богословском вестнике» о. Павла Флоренского была опубликована работа Дурылина , в которой впервые звучит тема Оптиной пустыни как реального воплощении «Града Незримого».
Писатель Иван Наживин в книге «Записки о революции» пишет, что в 1918 году «… писатель С. Н. Дурылин, — был уже секретарем Всероссийского Церковного Собора и студентом духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре» .
В 1919 году Дурылин переселился в Сергиев Посад — занимался описью лаврских реликвий XVII века и готовился к принятию священнического сана. Был рукоположён в целибатные священники в марте 1920 года, служил в церкви Николая Чудотворца в Клённиках под руководством о. Алексея Мечёва . Здесь Дурылин познакомился со своей будущей женой — Ириной Алексеевной Комиссаровой . В 1921 году был назначен настоятелем в Боголюбскую часовню (ныне разрушена) у Варварских ворот Китайгородской стены .
20 июня 1922 года последовал арест о. Сергия Дурылина, полгода Бутырской и Владимирской тюрем и последующая ссылка в Челябинск , где до 1924 года он заведовал археологическим отделом Челябинского музея. Существует версия о сложении Дурылиным священнического сана, но документального подтверждения её в архивах Московской Патриархии не обнаружено. С 1924 года Дурылин начал вести записки «В своем углу», где фиксировал самые разные проявления своей жизни, включая в них переписку с друзьями, которые не оставили его — письма Нестерова , Волошина , Богаевского , Пастернака , Звягинцевой , Фалька , Чулкова ; последняя тетрадь «Углов» была завершена в 1939 году, однако работа над корпусом текста в 1500 страниц продолжалась вплоть до 1941 года . В ссылке были написаны важнейшие разделы будущей книги о М. В. Нестерове, посвящённые циклу картин о Сергии Радонежском ; рукопись была послана Нестерову, который, не скрывая своей радости от прочитанного написал: «так о моих „Сергиях“ ещё не писали» .
В конце 1924 года вернулся в Москву, работал внештатным сотрудником ГАХНа по «социологическому отделению», жил и работал в Мураново . В 1927 году — новая ссылка — в Новосибирск , заменённый на Томск .
В 1930 было получено разрешение на переезд в Киржач , а через несколько лет состоялся переезд в Москву, омрачившийся трагедией: при перевозке сгорел багаж, где были рукописи и бесценные книги, многие с автографами. Однако это обстоятельство, тяжело подействовавшее на психику Дурылина, способствовало переходу его от литературоведения к театроведению. В середине 1930-х годов — он старший научный сотрудник Музея Малого театра и один из самых популярных театральных критиков; проводил широкую лекционную работу. С 1938 года — сотрудник ИМЛИ .
С 1936 года до своей смерти жил в Болшеве (ныне район города Королёв ). Здесь Дурылин продолжал и систематизировал свои исследования о Н. С. Лескове , К. Н. Леонтьеве , В. В. Розанове , ранних славянофилах ; богословские труды, прозаические сочинения, стихи разных лет.
В 1944 году С. Н. Дурылину было присвоено звание доктора филологических наук; с 1945 года он — профессор, заведующий кафедрой истории русского и советского театра ГИТИСа ; также, старший научный сотрудник сектора истории театра вновь организованного Института истории искусств АН СССР .
29 октября 1949 года за исследования в области русской классической драматургии, сценической истории пьес, изучение проблем актёрского творчества Дурылин был награждён орденом Трудового Красного Знамени .
Архив С. Н. Дурылина находится в РГАЛИ фонд номер и в Мемориальном Доме-музее С. Н. Дурылина.
Умер 14 декабря 1954 г., похоронен в Москве, на Даниловском кладбище .
Жена: Ирина Алексеевна Комиссарова (1899—1976). Родилась в крестьянской семье в деревне Сытино Смоленской губернии. После смерти матери её отец взял 13-летнюю дочь с собой в Москву, где в 1920 году она познакомилась с С. Н. Дурылиным, когда он после вечерни в храме на Маросейке проводил беседы .
В городе Королёве в микрорайоне Болшево в 1993 году был открыт Мемориальный дом-музей С. Н. Дурылина . В честь Дурылина названа одна из городских улиц города Королёва и Болшевская городская библиотека № 2. Городской администрацией Королёва с 2008 года учреждена «Литературная премия памяти Сергея Николаевича Дурылина» — в конкурсе принимают участие прозаики, поэты, публицисты, детские писатели в пяти номинациях: «Проза», «Поэзия», «Драматургия», «Литературоведение», «Публицистика» и «Открытие года».
В брошюре Дурылина — «Репин и Гаршин» (М., 1926) и др. — изучение биографии, литературной жизни. В статье «Академический Лермонтов и лермонтовская поэтика» («Труды и дни», VIII, 1916) дано исследование стиха Лермонтова с точки зрения теории Андрея Белого. Более ранние работы Дурылина: «Вагнер и Россия» (М., 1913), «Судьба Лермонтова» («Русская мысль», 1914, X) и др. написаны в духе идеалистической философии символизма. Большой интерес представляет работа Дурылина «Из семейной хроники Гоголя » [1928], содержащая эпистолярный материал, ярко характеризующий поместное хозяйство 30-х гг. (см. рецензию В. Переверзева в «Печати и революции», 1929, кн. IV).
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|