Жизнь, способ употребления
- 1 year ago
- 0
- 0
Металлогра́фия, металлогра́фская печа́ть — собирательное понятие для всех способов безрастровой глубокой печати , оригинальные клише для которых обрабатываются вручную или механически гравировкой , выжиганием лазером или травлением на плоской металлической пластине (плите). Печать производится красками повышенной вязкости и липкости , которые подаются на клише сверху — с той стороны, к которой прижимается окрашиваемый материал.
Подача краски со стороны, противоположной окрашиваемому материалу, происходит при трафаретной печати , при этом ракель продавливает краску сквозь клише. Растр глубокой печати используется при ротационной глубокой печати, при этом ракель снимает лишнюю краску с клише.
Металлографская печать — основное средство защиты от подделок в полиграфии . Связано это с уникальными особенностями металлографского оттиска, не воспроизводимыми обычными способами печати ( офсетной и высокой печатью ).
В Российской Федерации существует единственная типография, которая специализируется на выпуске книг по старинным технологиям, в том числе и офортной печати. Поэтому имеется некий вакуум информации о процессах металлографской печати.
Металлографией могут называть также металлические формы как плоской печати , так и высокой . Эти виды печати в данной статье не рассматриваются.
После расцвета в XV — первой половине XVI века ксилография ( гравюра на дереве) уступает место офорту (углубленной гравюре на металле) . Офорт (ручной аналог металлографии) господствовал в книгопечатании 250 лет . Офорт был вытеснен из книги новой разновидностью ксилографии — торцовой гравюрой , которая господствовала около 100 лет до 80-х годов XIX века . Торцовая гравюра, в свою очередь, уступила место литографии — дальней родственнице современного офсета .
Металлография как наилучший способ печати с защитой от подделок была особенно распространена в конце XIX и начала XX века . С тех пор металлографская печать остаётся основным средством защиты от подделок в полиграфии . Связано это с уникальными особенностями металлографского оттиска, не воспроизводимыми обычными способами печати (офсетной и высокой печатью ). Не последнюю роль в этом играет и то обстоятельство, что металлография вследствие высокой трудоемкости не представляет практического интереса для общей полиграфии .
В Российской Федерации существует единственная типография, которая специализируется на выпуске книг по старинным технологиям, в том числе и офортной печати. Поэтому имеется некий вакуум информации о процессах металлографской печати. Отсюда возник и режим секретности, также есть и юридические ограничения. Например, в некоторых странах, в том числе и в России, запрещено использовать машинный металлографский способ печати. Это не удивительно, поскольку речь идёт о безопасности банкнотного обращения в мире .
Металлография, металлографская печать — собирательное понятие для всех способов безрастровой глубокой печати , оригинальные клише для которых обрабатываются вручную или механически гравировкой , выжиганием лазером или травлением на плоской металлической пластине (плите). Печать производится красками повышенной вязкости и липкости , которые подаются на клише сверху — с той стороны, к которой прижимается окрашиваемый материал .
Подача краски со стороны, противоположной окрашиваемому материалу, происходит при трафаретной печати , при этом ракель продавливает краску сквозь клише . Растр глубокой печати используется при ротационной глубокой печати, при этом ракель снимает лишнюю краску с клише .
В начале статьи находится художественная миниатюра, рисунок которой напечатан растровой глубокой печатью (светлые растровые точки) и металлографией (тёмные штрихи, буквы и цифры) . Справа размещена иллюстрация с художественной цветной трафаретной печатью (шелкографией).
Металлографией в настоящее время называют только глубокую печать с металлических клише, хотя в прежние времена так называли металлические формы для высокой печати и даже для плоской . Эти виды печати в данной статье не рассматриваются.
На практике использование терминологии глубокой печати имеет свои особенности. Например, в русском каталоге почтовых марок процесс печати может быть описан так (для почтовой миниатюры из начала статьи): «Металлография в сочетании с глубокой печатью» , где под «металлографией» понимается металлография в современном смысле, а под «глубокой печатью» — растровая ротационная глубокая печать. Терминология хорошо разработана в немецком каталоге почтовых марок Михель , например, для той же почтовой миниатюры способ печати записан так: „StTdr. und RaTdr.“ , то есть „Stichtiefdruck und Rastertiefdruck“ , что означает «Глубокая печать гравировкой и растровая глубокая печать». Британский каталог Стэнли Гиббонс для той же почтовой миниатюры пишет: “Recess and photo” , то есть “Recess printed and photogravure” , дословно «глубокая печать и фотогравюра», что означает в данном конкретном случае соответственно «Металлография и растровая глубокая печать», американский каталог Скотт пишет так же просто: “Photo. & Engr.” , то есть “Photogravure and Engraved” — растровая глубокая печать и металлография.
Современная механизированная металлография возникла как результат автоматизации подачи краски на металлическую форму офортного способа глубокой печати, поэтому действие соответствующих устройств имитирует ручные операции (накатывание краски и истирание пробелов) :
В начале статьи находится художественная миниатюра, рисунок которой напечатан растровой глубокой печатью (светлые растровые точки) и металлографией (тёмные штрихи, буквы и цифры).
Особенности технологии металлографии приводят к общеизвестным характерным чертам металлографской печати :
Рельефность изображения хорошо показана на микрофотографиях , иллюстрирующих следующие, описанные ниже эффекты. На иллюстрации справа показан оборот художественной миниатюры из начала статьи с эффектом вдавленности рисунка миниатюры.
Характерными чертами металлографской печати также являются следующие эффекты.
Рельефная печать Screentaglio — способ безрастровой глубокой печати , при котором краска подаётся на клише снизу — с противоположной стороны окрашиваемого материала. По сути, печатная форма рельефной печати представляет собой комбинацию металлографской и трафаретной форм, отсюда и название: от англ. screen «трафарет» и итал. intaglio «металлография» .
Рельефный способ печати Screentaglio повторяет и дополняет многообразие защитных элементов металлографской печати. Поскольку процесс истирания в рельефной печати Screentaglio отсутствует, эта печать позволяет использовать более широкий спектр красок, в том числе металлизированные, что ведёт к созданию принципиально новых защитных эффектов, которые легко различимы невооружённым глазом. Строго говоря, данный способ печати к металлографии уже не относится, поскольку в металлографии краска подаётся на печатную форму сверху, а в рельефной печати — снизу, для чего имеются специальные краскоподающие каналы . Оттиски, выполненные рельефной печатью Screentaglio, показаны на рисунках ниже.