Название
XVII века
, дано по
Кисловской слободе
. Кислошниками называли людей, профессионально занимавшихся засолкой и квашением овощей и ягод, приготовлением кислых напитков —
кваса
, щей и др. В районе нынешних Кисловских переулков находилась принадлежавшая двору царицы царицына Кисловская слобода. Рядом также располагалась патриаршая Кисловская слобода.
Продукция кислошников поступала на царский и патриарший стол, поэтому за ними велось особое наблюдение. Приказные из царицына двора смотрели, «чтоб
вином
и
табаком
не торговали и корчмы и никакого воровства не чинили, и приезжих и пришлых всяких чинов дюдей несродичей к себе во дворы никого не принимали, из дворов своих на улицу в Кисловке всякого помёту не метали, а кто будет нарушать эти правила и таких людей винопродавцев, имая с вином и питухов, и корчемников, и воровских людей, приводить вверх в Приказ Мастерской палаты» (ведавшей продовольствием царского двора).
История
Изначально переулок называли
Космодамианским
, поскольку здесь находилась церковь Космы и Дамиана «что на ржищах». В XIX веке его стали называть
Последним Кисловским
и лишь позднее он стал
Нижним Кисловским
.
Примечательные здания и сооружения
По нечётной стороне:
№ 5 — Здание
1874 года
(архитектор
А. О. Вивьен
). До пожара
1812 года
на его месте находилась усадьба
Долгоруких
и владение церкви Ризоположения, во второй половине
XIX века
— цирк и зверинец. В 1980-х гг. здание подверглось перестройке.
По чётной стороне:
№ 4 — Здание
1817 года
, правая часть пристроена в 1891 году.
№ 6 — Здание
1860 года
, поначалу принадлежало семье потомственных высокопоставленных чиновников Секретарёвых. В 1860—1892 годах статский советник
устроил здесь в собственном доме небольшой частный театр. Затем помещение театра арендовало «
Общество искусства и литературы
» с театральной школой при нём, организованное в
1888 году
оперным певцом
Ф. П. Комиссаржевским
, художником
Ф. Л. Соллогубом
, режиссёрами
А. Ф. Федотовым
и
К. С. Алексеевым (Станиславским)
; театр получил негласное прозвище «
Секретарёвка
» по имени хозяев дома, именно здесь молодой артист
К. С. Алексеев
впервые выступил под псевдонимом Станиславский
. В 1890-е годы ещё часть помещения дома арендовал под водолечебницу и электролечебницу доктор А. А. Корнилов (эта водолечебница упоминаема в Записных книжках
А. П. Чехова
на стр. 32 с адресом: Водолечебница Корнилова, [К] Средняя Кисловка,
театр Секретарёва
). Вскоре после революции и до 1924 года здесь находился театр
Габима
.
№ 10/2 —
Дом Моссельпрома
. Панно, благодаря которому здание стало известным, было выполнено по проекту художников
А. М. Родченко
и
В. Ф. Степановой
. Текст на панно «Нигде кроме, как в Моссельпроме» принадлежит
В. Маяковскому
. Внешнее оформление здания было воссоздано в 1990-е годы по проекту архитектора Е. Овсянниковой. В 1964—1969 гг. в здании жил филолог
В. В. Виноградов
. Сейчас в здании находится один из
факультетов
РАТИС
, мастерская
Ильи Глазунова
и арт-пространство «Нигде Кроме» (включающее выставочный зал, литературное кафе и книжный магазин), концепция и дизайн которого построены на идеях и эстетике русского авангарда начала XX века, а культурная программа включает самые разные культурные события —
философские
диспуты, вечера
фольклорной песни
,
театральные
перформансы
,
рок
-
концерты
, встречи с современными
писателями
, презентации интеллектуальных изданий
и многое другое.
Васькин А. А., Гольдштадт М. Г. Старая Москва в границах Камер-Коллежского вала. По шелковой Воздвиженке, по замшевой Манежной: Фотопутеводитель. — М.: Компания Спутник+, 2002. — 102 с.
ISBN 5-93406-348-0
Муравьёв В. Б.
Московские улицы. Секреты переименований. —
М.
: Алгоритм, Эксмо, 2006. — 336 с. — (Народный путеводитель). —
ISBN 5-699-17008-1
.
Васькин А. А.
,
От снесённого Военторга до сгоревшего Манежа. Исторический фотопутеводитель. —
М.
: Компания Спутник +, 2009. — 400 с. —
2000 экз.
— ISBN 678-5-9973-0100-2.