Персонажи Михаила Булгакова
- 1 year ago
- 0
- 0
Музе́й Михаи́ла Булга́кова — государственный музей в Москве , посвящённый жизни и деятельности писателя Михаила Булгакова . Открытие состоялось в 2007 году в пространстве легендарной коммунальной квартиры № 50 в доме 10 на Большой Садовой улице , в одной из комнат которой Булгаков проживал с 1921 по 1924 год. Эта квартира стала прообразом « нехорошей квартиры », описанной в романе « Мастер и Маргарита ». По состоянию на 2018-й, в коллекцию музея входят более трёх тысяч экспонатов: личные вещи писателя, фотографии, документы и антикварная мебель .
Дом № 10 по Большой Садовой улице был построен в стиле модерн в 1902—1903 годах архитекторами Эдмундом Юдицким и Антонином Милковым по заказу московского купца и владельца табачной фабрики «Дукат» Ильи Пигита. В честь него дом получил народное название «Дом Пигита». Изначально предприниматель планировал строительство производственного корпуса фабрики, однако правительство Москвы запретило возведение фабричных корпусов внутри Садового кольца . Из-за этого дом был построен как доходный , а в квартирах селилась творческая интеллигенция Москвы: художники Пётр Кончаловский , Георгий Якулов , Василий Суриков , писатель Михаил Булгаков, меценат Николай Рябушинский и другие . Именно на одной из вечеринок, устроенной в студии Георгия Якулова, поэт Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан .
Построенное в форме трапеции здание состояло из трёх жилых корпусов и секции художественных мастерских. В центре дома находился внутренний двор с фонтаном и палисадником, не сохранившимся до наших дней. Все квартиры имели расширенную планировку и состояли из четырёх-пяти комнат . Исключение составил только шестой подъезд, квартиры которого были в последний момент перепланированы под общежитие Высших женских курсов .
До революции квартиры в доме арендовали довольно обеспеченные москвичи. В центральной части дворового корпуса располагались мастерские художников. Мастерскую № 38 некоторое время арендовал меценат и редактор-издатель журнала «Золотое руно» Николай Рябушинский . С 1910 года в этой мастерской работал художник Пётр Кончаловский , пока в 1917 году не переехал в мастерскую No 40, в которой сначала Пётр, а потом и его сын Михаил проработали до 1996 года. Мастерскую No 36 арендовал управляющий Московской конторой императорских театров и императорских театральных училищ Николай фон Бооль .
В 1918 году дом был национализирован и стал рабочей коммуной бывшей типографии Ивана Машистова. Начиная с 1919-го в доме стали появляться первые коммунальные квартиры , созданные в результате политики уплотнения и заселённые рабочими с фабрики «Дукат» . В одной из таких квартир Фанни Каплан остановилась в ночь перед покушением на Ленина в 1918 году. Известно, что она вышла рано утром из дома на Садовой и направилась на завод Михельсона , где произвела два выстрела .
В 1920-е годы в коммунальные квартиры дома заселяли рабочих, в первую очередь сотрудников московских типографий, а также работников фабрики «Дукат», продавцов, уборщиков, портних, слесарей и других. В 1920 году мастерскую No 38 занял авангардный театральный художник Георгий Якулов . На одном из вечеров в его мастерской Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан .
В 1960-е годы началось массовое расселение коммунальных квартир. Если в 1944 году в доме проживали 767 человек, то в 1978 году — уже 355. В 1970-е годы дом на Садовой улице стал одним из неофициальных московских центров нонкоформистского искусства . К 1986 году практически все коммунальные квартиры фасадной части дома расселили, и в уже ветхие от времени и бесхозяйственности свободные помещения въехали музыканты, художники, хиппи. В нескольких квартирах, в том числе и в бывшей домовладельческой квартире No 5, они организовали сквот, просуществовавший до 1996 года .
Михаил Булгаков оказался в доме № 10 на Большой Садовой осенью 1921 года — вместе со своей первой супругой Татьяной Николаевной Булгаковой (в девичестве — Лаппа ) он поселился в одной из комнат коммунальной квартиры № 50 и прожил до осени 1924 года . В этот период Булгаков написал роман « Белая гвардия », повести « Дьяволиада » и « Роковые яйца », « Записки на манжетах », рассказы, фельетоны и очерки (« Красная корона », «Столица в блокноте», « Киев-город », «Бенефис лорда Керзона» и другие). Сама же коммунальная квартира № 50 послужила одним из прототипов «нехорошей квартиры» в романе « Мастер и Маргарита ». Обстоятельства жизни Булгаковых в квартире могли отразиться в рассказах « Самогонное озеро », «Три вида свинства», « № 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна » и других произведениях .
В 1983 году в квартиру 50 въехал проектный институт «Гипротехмонтаж». Его сотрудница, Наталья Романова, вдохновившись историей квартиры, устроила в одной из комнат импровизированную булгаковскую экспозицию. В это же время начинается настоящий булгаковский бум в прессе. Один за другим самые разные люди выступают за создание музея Булгакова на Большой Садовой и за булгаковские праздники на Патриарших прудах. Первый такой праздник состоялся в сентябре 1989 года. Накануне 100-летия М. А. Булгакова, в 1990-м году был создан Фонд Михаила Булгакова под руководством Мариэтты Чудаковой , который также взял на себя заботу о квартире писателя. В 1994-м помещения официально передали в ведение фонда. Открытие музея состоялось 15 мая 2007 года .
Первым директором стала Инна Мишина, контракт с которой продлился до 2012 года. В июне того же года был объявлен конкурс на создание новой концепции музея, который выиграло итальянское бюро Габриеле Филиппини совместно с командой литературоведа Мариэтты Чудаковой . Впоследствии новым директором музея стал Пётр Мансилья-Круз .
В настоящее время администрация планирует расширение из-за недостатка пространства для проведения культурно-просветительских мероприятий. В 2015 году в состав музея вошла мемориальная мастерская Петра Кончаловского , с 2018-го находящаяся на реконструкции . Музей планирует открытие филиала в квартире на Большой Пироговской улице , где Булгаков проживал с 1927 по 1934 год. Там он снимал три комнаты, в которых были написаны « Бег », « Кабала святош », а также «Мастер и Маргарита». С 2018-го помещения находятся на реконструкции .
При учреждении действует театр « КомедиантЪ », постановки которого проходят в общественных пространствах музея .
Своеобразной частью музея являются стены подъезда № 6, идущие по бокам « нехорошей лестницы ». Начиная с 1980-х годов они украшаются рисунками, надписями, цитатами из романа и т. д. По словам литературоведа Мариэтты Чудаковой , для поклонников Булгакова лестница приобрела «первостепенный мемориально-музейный смысл за тридцать лет до решения о создании мемориального музея-квартиры. На ней они и сегодня задерживаются подолгу, изучая каждую пядь. Вся лестница является несомненной частью охраняемой мемориальной зоны квартиры № 50» . Основу коллекции составляют экспонаты, переданные в дар родственниками и друзьями писателя: филологом Еленой Земской , В. М. Светлаевой, а также президентом Фонда имени Булгакова В. Ф. Дименко . Основная экспозиция разделена на две части: историческую и литературную. Коридор является промежуточным пространством, для мистификации которого используются визуальные спецэффекты и компьютерные технологии . По состоянию на 2018-й, в коллекцию музея входят более трёх тысяч предметов .
В Гардеробной находится собрание саквояжей, чемоданов, шляп и зонтов, символизирующих странствия писателя. Из прихожей можно попасть в Синий кабинет — восстановленный по воспоминаниям близких и друзей кабинет писателя из квартиры в Нащокинском переулке , где Булгаков прожил последние годы жизни. В комнате представлена часть оригинальной мебели. На столе лежит издание единственного сохранившегося до наших дней труда на латинском языке « Золотой осёл », автором которого был древнеримский писатель Апулей . Многие исследователи предполагают, что именно этой работой вдохновлялся Булгаков перед написанием «Мастера и Маргариты». В углу кабинета представлен гардероб, ранее принадлежащий супруге писателя, и секретер Булгакова, за которым он работал в последние годы жизни. Также в кабинете располагаются фортепьяно и шкаф-бюро, прозванный семьёй литератора «пузатиком» .
Отдельная комната посвящена истории дома Пигита и экспонирует документы, фотографии и чертежи здания. В комнате Булгакова хранится часть личной библиотеки писателя, машинопись пьесы «Мольер» с его автографом, псише , а также резной стол. Последний предмет не принадлежал писателю, однако стоял в квартире дяди Булгакова, врача Н. Покровского. Инсталляция Кухня символизирует социальные перемены 1920 годов и представляет собой экспозицию, моделирующую коммунальную кухню того времени. Рядом представлены оригинальный буфет из Нащокинской квартиры писателя, никелированная пожарная каска, а также примус . Гостиная является общественным пространством, в котором музей проводит спектакли и музыкальные концерты. В комнате хранятся антикварная мебель, фотографии, гравюры, а также фортепьяно XIX века и журнальный столик Н. Покровского. В Белом зале действует выставочное пространство, где проводятся лекции и концерты .