Меркуров, Сергей Дмитриевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Серге́й Дми́триевич Мстисла́вский (настоящая фамилия Масло́вский ; клички: Бахарь, Белозерский, Бирюк, Северный, С. Дмитриев, С. М., С. Д., С. М-ский, Сергей, 23 августа ( 4 сентября ) 1876 , Москва — 22 апреля 1943 , Иркутск ) — русский революционер, советский писатель.
Родился в семье историка и профессора Военной академии генерал-майора Дмитрия Фёдоровича Масловского . Учился в первой Московской частной гимназии Ф. И. Креймана , в гимназии при историко-филологическом институте в Санкт-Петербурге. В 1896 участвовал в антропологической экспедиции в Таджикистан . В 1901 году окончил Санкт-Петербургский университет , естественное отделение физико-математического факультета; сдавал государственные экзамены экстерном, так как был отчислен в 1899 г. за участие в весенних студенческих беспорядках. Работал библиотекарем в Академии Генерального штаба .
С 1904 — в партии эсеров . В 1905 — председатель Боевого рабочего союза, член ЦК Всероссийского офицерского союза после реорганизации Военного союза, участвовал в подготовке вооружённого восстания в Петербурге и Кронштадте . Находился в заключении в Петропавловской крепости 1910 — 1911 . Один из руководителей военной ложи ВВНР .
Его авторству приписывается книга о карбонариях «Италианские угольщики начала XIX века» (1913), изданная под именем Евграфа Сидоренко (также авторство приписывается В. П. Обнинскому ).
В Февральскую революцию — в штабе восстания; как комиссар Петроградского Совета был командирован для ареста Николая II и его семьи. После ареста императора отказался от должности комиссара по содержанию под стражей членов императорской фамилии. При расколе партии эсеров вошёл в ЦК левых эсеров . На II Съезде Советов был членом президиума от левых эсеров.
Был членом советской делегации на переговорах о мире в Брест-Литовске (см. Брестский мир ). После убийства Мирбаха вышел из партии левых эсеров и вошёл в ЦК украинских борьбистов . С 1921 — беспартийный. Занимался литературным творчеством. Входил в группировку «Скифы» . Один из создателей и с 1930 г. член редакции журнала «ЛОКАФ» (с 1933 г. — журнал «Знамя» ). С 1931 г. — редактор издательства «Федерация» .
По прижизненным свидетельствам близких друзей Николая Островского , благожелательная критика и оценка Мстиславским ранних литературных опытов будущего писателя, проявленная при их встрече в начале 1920-х г. в Киеве, кардинально повлияла на решение последнего написать книгу Как закалялась сталь .
После всеобщего успеха его талантливо написанной беллетризованной биографии Николая Баумана (1873—1905) — книги «Грач — птица весенняя» (1937), в начале 1938 г. по решению ЦК ВКП(б) Мстиславский был назначен официальным биографом Вячеслава Молотова (пов. « Слава . Первый комсомол». М., 1939, посвящена ранней биографии В. Молотова, изъята цензурой из продажи и библиотек после протеста последнего).
В 1938—1940 руководил творческой кафедрой в Литературном институте СП СССР. Руководил семинаром Литературного института .
Умер в эвакуации в 1943 году. Похоронен в Иркутске на Лисихинском кладбище .
В центре творческого внимания Мстиславского — проблема участи героя-индивидуалиста, выходца из аристократического или буржуазного общества, в революции. Эта проблема раскрывается им в различных аспектах. В полубиографическом романе «Крыша мира» (1905) Мстиславский рассказывает о поездке студента с научно-антропологической целью («охота за черепами») и его превращении в своеобразного революционера-бунтаря. Революционность героя носит индивидуалистический характер. Роман обильно насыщен экзотикой, фантастикой, многочисленными приключениями и пр. Следующий роман «На крови» переработан затем в пьесу. Автобиографический образ «Товарища Михаила» — эсера — дан в двух планах: с одной стороны — аристократическое общество, выходцем из которого он является, с другой стороны — рабочая среда, боевики, террористы. Мстиславский обосновывает эту двуликость своего героя «протеизмом», якобы дающим ему психологическую возможность оставаться самим собой в любых условиях. В центре действия романа — светский быт, критика этого быта и портреты отдельных террористов.
В романе «Союз тяжёлой кавалерии» (1929) Мстиславский показывает крупную буржуазию и царских приближённых, которые попытались «похитить» Романовых и восстановить в России монархию.
В романе «Без себя» (1930) показан ряд значительных событий гражданской войны на Украине (Киев) в 1919. Мстиславский создаёт увлекательную фабулу, живо изображает события войны. В центре внимания стоит фигура комсомольца Шурика, который во многом ещё остается раздвоенным интеллигентом, не обладающим твёрдым «внутренним компасом».
В своих высказываниях (речь на дискуссии Моск. отд. ВССП в 1931) Мстиславский призывал советских писателей «не к писанию, а к творчеству жизни», заявляя: «Именно здесь — в воле к творчеству жизни — лежит для меня рубеж между старым интеллигентским и пролетарским писательством: художественно слабые произведения ударников зачастую бывают значительнее произведений высококвалифицированных литературных мастеров именно потому, что в них есть этот волей к творчеству жизни зажжённый пафос». Мстиславский призывал писателей к активному участию в практике соцстроительства, к освоению больших идей эпохи.
В книге «Чёрный Магома» (1932), которая включает два рассказа о старой уходящей Аварии, показан процесс советизации аварского нагорья, ломки застарелой вражды аварцев высокогорья к «плоскости», к городу. Свойственные раннему творчеству Мстиславского экзотика, фантастика, авантюрность фабулы не имеют места в рассказах об Аварии, в которых своеобразие изображаемого края передано в рамках «социалистического реализма» через картины классовой борьбы двух лагерей — трудящегося населения Хунзаха во главе с партийным и советским руководством, с одной стороны, и шейхами, муллами и крупными барановодами — с другой.
Наибольшую популярность снискал его роман «Грач, птица весенняя» (1937, неоднократно переиздавался) — беллетризованная биография известного революционера Николая Баумана .