Новиков, Михаил Петрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Тимур Петрович Новиков ( 24 сентября 1958 , Ленинград — 23 мая 2002 , Санкт-Петербург ) — советский и российский художник , основатель петербургской Новой Академии Изящных Искусств.
Родился 24 сентября 1958 года в Ленинграде . Воспитывался матерью Новиковой Галиной Васильевной, своего отца не знал. В 1965 году пошёл в школу. Начал посещать кружок рисования в Доме пионеров Дзержинского района г. Ленинграда. В 1967 году участвует в выставке детского рисунка в Нью-Дели . В 1968 году переезжает с родителями на Новую Землю , в 1972 году возвращается в Ленинград ; впоследствии подчёркивает, что именно пейзаж Крайнего Севера оказал на него сильное влияние, повлияв на его восприятие пространства.
В 1973 году поступил в Клуб юных искусствоведов при Русском музее . Поступает в Техникум химической промышленности на отделение технологии лаков и красок, уходит из техникума в 1975 году. Отказывается [ как? ] от службы в армии как убежденный пацифист. В 1976 году поступает в Клуб юных любителей искусства в Эрмитаже . Пишет свои первые картины. Вместе с создает ансамбль «Монстерз» и в 1977 году примыкает к авангардистской группе « », которая сформировалась вокруг Бориса Николаевича Кошелохова . В составе группы участвует в своей первой квартирной выставке.
В 1978 году осуществляет свой первый кураторский проект: арендует помещения в не действующей тогда церкви Шестоковской Божьей Матери в Санкт-Петербурге, организует творческие мастерские имени Кирилла и Мефодия, 2 июня 1978 года проводит квартирную выставку.
В 1980 году открывает, вместе с художником Олегом Котельниковым, квартирную галерею, названную ими «АССА». Галерея располагается в коммунальной квартире на ул. Воинова , д. 24. В галерее проходит «I биеннале портретов Тимура Новикова». Галерея прекратила своё существование в 1987 году .
В этом же (1980) году знакомится в Москве с художницей М. М. Синяковой-Уречиной , вручившей ему право именоваться Председателем земного шара .
В 1981 г. вступает в ТЭИИ, первый союз неофициальных художников Ленинграда. В 1982 г. на первой выставке ТЭИИ в ДК им Кирова устраивает, вместе с художником Иваном Сотниковым, панковскую акцию: экспонирует фанерный щит с дырой, назвав работу «Ноль-объект».
В 1982 году Тимур Новиков создает группу « Новые художники ». Первыми участниками группы становятся Георгий Гурьянов , Евгений Козлов , , Иван Сотников, . Стилистически «новые художники» были параллельны таким западноевропейским движениям в искусстве, как (Neue Wilde, Германия), (East Village, США), (La Figuration libre, Франция), Трансавангард (Transavantgarde, Италия) и таким явлениям как « », «новая волна», « ».
В 1985 году создает Новую Академию Всеческих Искусств. Взятое у футуристов понятие «ВСЕЧЕСТВО» связывало группу с искусством русского авангарда. Живой связью с этим периодом русского искусства были знакомые художники того поколения — , Мария Михайловна Синякова-Уречина и Татьяна Николаевна Глебова , написавшая портрет Новикова. От художников авангарда «Новых художников» отделяло прежде всего отсутствие серьёзной теории.
В группу входили: Е. Козлов , Иван Сотников, Олег Котельников, Тимур Новиков, Георгий Гурьянов и другие художники. Позднее к группе присоединились Евгений Юфит , Сергей Бугаев , В. Черкасов, Андрей Медведев, Владислав Гуцевич, Вадим Овчинников, Инал Савченков, Андрей Крисанов , Олег Маслов и Виктор Цой .
Проводил совместные акции с выдающимися художниками Запада — Э. Уорхоллом , Д. Кейджем , Р. Раушенбергом .
В 1983 году организовал музыкальную авангардистскую группу «Новые композиторы», с того же года стал сотрудничать с оркестром « Популярная механика » Сергея Курёхина
В 1985—1986 гг. сотрудничает с Рок-клубом как оформитель концертов группы « Кино » в качестве художника-оформителя концертов; в 1987-89 гг. привлекает художника-модельера Константина Гончарова к работе над сценическими костюмами музыкантов группы .(В. Цой, Г. Гурьянов, Ю. Каспарян).
В 1984—1985 гг. «Новые художники» ставили перформансы: «Идиот», «Анна Каренина», «Стреляющий лыжник», «Балет трех неразлучников» (по Даниилу Хармсу, музыка И. Веричева и В. Алахова)) . Художники занимались также кинематографом («параллельное кино», « некрореализм »), литературой, музыкой, «новой критикой» и сами изобретали музыкальные инструменты (утюгон, длинные струны и др.)
В 1987 году участвует как художник и актёр в фильме « Асса », сотрудничает с режиссёром Сергеем Соловьевым (первая в истории советского кинематографа премия за художественное оформление). Был едва ли не первым медиа-художником в СССР, став идеологом «Пиратского Телевидения» (1989), а в последующем режиссёром-постановщиком фильмов «Золотое сечение» (1999), «Кошмар модернизма» (1999).
Участвует в создании клубного движения и рейва на Фонтанке-145; один из организаторов «Гагарин парти» на ВДНХ (1991).
В 1992 г. участвует в съёмках фильма Сергея Дебижева «Два капитана-2».
В декабре 1988 года открывает Свободный университет . Преподавателями университета, помимо Тимура Новикова, становятся Сергей Курехин и Борис Юхананов . «Свободный университет» располагался в Центральном лектории общества «Знание».
В конце 1989 года на одном из заседаний Новиков объявляет, что он берёт «курс на классику и красоту, публично провозглашая их наиболее актуальными и современными». Он создает новое «нео-академическое» направление в петербургском искусстве, противостоящее модернизму и выступающее за сохранение и возрождение классического искусства.
«Академизм — это умение пользоваться различными приёмами художественного ремесла с одинаковым умением. Неоакадемизм является прямым продолжением этого „техницизма искусств“ на уровне нашего времени, попыткой применения новых техногенных форм как возможности сделать классическое по содержаню, академическое по форме искусство достоянием всех» (Алёна Спицына).
—
В 1990 году впервые выставляется в Русском музее на выставке «Территория искусства» (панно «Нью-Йорк ночью»). Совместно с Дуней Смирновой проводит выставку и конференцию «Молодость и красота в искусстве». Вместе с Сергеем «Африкой» Бугаевым , Иреной Куксенайте, Олесей Туркиной и Виктором Мазиным учреждает журнал « Кабинет ».
В 1991 г. делает две политические инсталляции, посвящённые американской войне в Ираке — «Разлив нефти в Персидском заливе» и «Обстрел Багдада».
В июне 1990 года Новиков и его коллеги приняли участие в Первой выставке на пролёте Дворцового моста, организованной художником , и отражавшей стремление ленинградских художников к публичным акциям. Участники выставки создавали произведения специально для этой экспозиции, в контакте с заданным городским пространством. Экспонированные работы вошли в собрание Музея «Дворцовый мост» .
21—22 июня 1991 года участвует во Второй выставке — проекте художника Ивана Мовсесяна — на пролёте Дворцового моста, выставляет монументальное живописное панно «Борцы». Другими участниками выставки были Г.Гурьянов, И. Мовсесян, Д. Егельский, В. Тузов, Ольга Комарова (Тобрелутс) .
В своем искусстве Новиков продолжает развивать находки 80-х, усиливая декоративный и фактурный эффекты и используя неоклассическую образность. В его новом творческом периоде «классицистические декларации Новой Академии соседствуют с красочной богемностью жизни девяностых годов».
С конца 1980-х годов Новиков навсегда оставляет живопись, и, под влиянием эстетических идей своего друга, художника и fashion-дизайнера Константина Гончарова, переходит от «экспрессивного рисования» к другой технике: текстильному коллажу. Использует минималистские трафареты. Иконография его работ упрощается и «сводится к двухчастному разделению плоскости и установке на ней простого знака» .
В 1991 г. проводит первую программную выставку НАИИ «Неокадемизм» в Русском музее. Художники, разделившие идею Новикова, экспонируют свои работы каждый в отдельном зале: Тимур Новиков и Константин Гончаров, Георгий Гурьянов, Денис Егельский, Сергей Бугаев. Выставляет работы «Аполлон, попирающий красный квадрат», «Нарцисс»; в том же зале Константин Гончаров выставляет «Рыцарские плащи», — просторные бархатные плащи, украшенные необычными вставками из открыток. Художники ориентированы на «не поддающуюся пошлости красоту», на идеалы образов классического искусства и классического балета. С этого времени Новиков включает открытки и фотографии (репродукции классической живописи и образы балета) в свои работы.
С этого времени панно Новикова становятся «знамёнами» неоакадемизма с образами греческих богов, «отвечающих за живую силу творчества» — Аполлона, Афродиты, Эрота. Ряд работ посвящены античной повести, истории Амура и Психеи. Героями работ становятся великие и несчастные эстеты — Оскар Уайльд (серия «Приключения Оскара Уайльда») и Людвиг Баварский , в их честь проводятся особые выставки («Тайный культ» 1992, Русский музей; «Лебединая песня немецкого романтизма» 1995, Айдан-галерея, Москва; «О красоте» 1995, «Риджина», Москва; Людвиг Второй Баварский и «Лебединое озеро», 1996, галерея XL, Москва).
В 1993 году круг неоакадемистов преображается в институт под названием «Новая академия изящных искусств». «Появление Новой академии рассматривалось как некая игра в новый официоз». Художники неоакадемисты — сам Т. Новиков, Г. Гурьянов, также В. Тузов, Д. Егельский и А. Медведев — получают звания почётных профессоров Новой Академии . НАИИ занимала помещения на Пушкинской ул, 10 и была одновременно учебным заведением (Новая Академия Изящных Искусств). В НАИИ одновременно возрождались старые фототехники и активно использовались новые технологии, использующие формы классического искусства.
«Неоспоримое превосходство и достоинство неоакадемизма в том, что он даёт почувствовать классику» (Олег Котельников)
—
Под этим лозунгом в залах НАИИ начинаются занятия для студентов НАИИ и проходят регулярные выставки профессоров НАИИ — Ольги Тобрелутс (Комаровой) , Беллы Матвеевой , Г. Гурьянова, Д. Егельского, О. Маслова и В. Кузнецова, К Гончарова и студентов НАИИ Егора Острова, Станислава Макарова.
В 1994 г. при участии Новикова открывается галерея моды «Строгий Юноша», которой руководит Константин Гончаров.
В 1995 году Тимур Новиков делает камин-аут . В интервью журналу «Кабинет» он рассказывает о своей гомосексуальности . Однополые отношения была одной из основ художников его круга, что ярко отразилось в их творчестве, особенно Георгия Гурьянова . В начале 1990-х он также принимал участие в правозащитной гей-лесби-организации « работе Фонда Чайковского» .
В 1995 г. живёт в Берлине. Его выставка «Закат немецкого романтизма» или «Архитектура в Третьем Рейхе» (на основе проектов монументов для установки на границах Третьего Рейха) закрывается по цензурным соображениям .
В 1997 году устраивает праздник неоакадемизма в Павловском дворце, музыку для которого пишет и исполняет Брайан Ино. Открывает учебные классы НАИИ в Русском музее, в Михайловском замке. Инициирует создание Европейского общества классической эстетики, с участием профессора А. И. Зайцева .
В 1998 году в Русском Музее проходит ретроспективная выставка Новикова, к которой музей издаёт его книгу «Новый русский классицизм».
В 1999 году Тимур Новиков вместе с Марусей Климовой организовывает фестиваль петербургского декаданса «Тёмные ночи».
В 1990-х годах Тимур Новиков заразился ВИЧ -инфекций (по другим сведеньям от энцефалита). В 1997 году в результате болезни он ослеп (причиной называли болезнь Лайма ). Исследователи отмечают, что это стало поворотным моментом его жизни, когда от образа « гомосексуального денди» он обращается с роли «старца-патриарха». Он в 1998 году женился на своей сиделке Ксении. Новиков окончательно обратился к консерватизму и национализму, дружил с Александром Дугиным .
Но несмотря на болезнь он продолжает руководить Новой академией. Читает лекции в СПбГУ и других институтах города. Ведёт передачу «Новая Академия», пропагандирующую классическую музыку, на молодёжной техно-радиостанции «Порт FM» (1998). Собранную им художественную коллекцию передаёт, частично, в собрания Русского музея и Эрмитажа.
С 1998 выступает инициатором создания организаций: «Институт Истории Современного Искусства» и «Художественная Воля» (1998), выступавшей за сохранение «культурной экологии». Издаёт вместе с художником и критиком Андреем Хлобыстиным газету «Художественная воля» и радикальный журнал «Сусанинъ». Меняет свои политические взгляды на консервативные и ортодоксальные, утверждает, что «классика — традиционная форма для воспевания российской государственности». Считает, что «Петербург должен укреплять свою репутацию столицы классической культуры, а не конкурировать с мировыми столицами актуального искусства, как Лондон и Нью-Йорк». В 1990-е активно занимался книгоиздательской деятельностью.
23 мая 1998 г. в Кронштадте на форте № 7 «Художественная воля» и НАИИ проводит мемориально-художественную акцию. В заброшенном форте было устроено «Сожжение сует», посвященное 500-летию казни Савонаролы на флорентийской Площади Синьории : художники сжигали свои картины, сочтённые непристойными, а также журналы «Радек» и «Птюч» .
В 2001 г. принимает участие в выставке «Между землёй и небом. Неоклассические тенденции в современном искусстве», в Остенде (Бельгия), которую курирует Эдвард Люси-Смит.
23 мая 2002 года Тимур Новиков умер от пневмонии. Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Тема его гомосексуальности и болезни стали замалчиваться сразу после его смерти. В частности Сергей Бугаев заявлял, что эта информация портит его «статус государственного художника» .
|
|
|