Группа «Красная Плесень» была основана в 1989 году в
Ялте
Павлом Яцыной
. В период с 1993 по 2023 год группой было записано 76 альбомов, выпущен ряд музыкальных сборников и коллекционных изданий, а также изданы три подборки анимационных клипов «Панки грязи не боятся» (пародия на слоган «Танки грязи не боятся» из телевизионной рекламы КамАЗа), «Аленький цветочек» и «ВидеоСОЮЗ популярных пародий 3003».
Записав в 1993 году в одиночку при помощи
синтезатора
,
электрогитары
,
микрофона
,
микшера
, ревербератора и кассетного
магнитофона
четыре первых альбома
, а точнее, массу материала, из которой были смонтированы эти альбомы, Павел Яцына с помощью приглашённых певиц, пародистов и музыкантов и при поддержке различных крымских студий записал ещё семь альбомов.
В 1995 году в симферопольском кинотеатре «Мир» группа дала свой первый концерт
.
В том же году Яцына познакомился с директором симферопольской студии «Вест», с которой сотрудничал до 2001 года. В записи последующих альбомов и в создании клипов принимало участие множество различных певцов, пародистов, аранжировщиков, музыкантов, художников и аниматоров, но состав коллектива никогда не был постоянным. Впоследствии группа «Красная плесень» открыла собственную студию, на которой записывались и сводились альбомы коллектива и его дочерние проекты, создавались клипы, рисовались обложки к дискам и кассетам. С 2008 года коллектив занялся активной концертной деятельностью.
Стилистика
Творчество группы «Красная плесень» охватывает широкий диапазон музыкального и разговорного жанров. В записях коллектива сочетаются песни как оригинальные, так и спародированные, рассказываются стихотворения,
анекдоты
,
фельетоны
и
шутки
. В большинстве текстов песен коллектива употребляется
ненормативная лексика
(исключение составляют альбомы «Баллады и лирика», «Маленький мальчик и другие пионерские куплеты» и серия альбомов «СОЮЗ популярных пародий», являющаяся пародией на сборники популярной музыки студии «
Союз
»). Пародируемые и оригинальные песни имеют различные стили, но сам коллектив основной стиль и направление своего творчества, исходя из текстов песен и употребляемых ими терминов (альбом «Трилогия русского панк-рока», термин «панк-мюзикл», песни «Ужратые панки», «Гимн панков», «Типично панковский медляк» и «Панк-баллада») характеризует как
панк-рок
. Часть текстов песен группы «Красная плесень» основана на устном народном творчестве, в частности
частушки
и
садистские куплеты
. Некоторые записи коллектива посвящены определённому жанру: например, альбом «
Маленький мальчик
и другие пионерские куплеты» посвящён садистским куплетам; альбомы «Баллады и лирика», «Баллады. 2 часть» и «Баллады (BEST)» посвящены
балладам
; альбом «Секс по телефону» состоит из юмористических фельетонов (это единственный альбом в дискографии группы, не являющийся песенным); серия «СОЮЗ популярных пародий» посвящена музыкальной
пародии
; серия панк-мюзиклов в основном состоит из материалов стихотворного и разговорного жанров с музыкальными вставками. Но в большинстве своём в альбомах группы сочетаются все вышеперечисленные жанры вместе.
Французская исследовательница русского панка, профессор социальной антропологии Элен Пиаже считает «Красную плесень» абсолютным феноменом русского и мирового панка, а лидера коллектива
Павла Яцыну
сравнивает с
Даниилом Хармсом
.
Тематика
Коллектив не рассматривает своё творчество как идеологическую пропаганду, так как считает это направлением исключительно чёрного юмора и не рекомендует воспринимать его всерьёз, о чём говорит предупреждение на заглавной странице интернет-сайта
. Тексты песен коллектива посвящены следующему ряду тем:
(«Под попсу буду плясать», «Поpsа», «Гимн панков», «Плесень на TV», «Юный попсист»);
Антиглобализм
(«Китайские товары», «Прощай, Америка», «Боинг (Суп для тёщи)»);
Любовь
(«20 лет», «На землю капает дождь», «Белокурая девчонка», «Прощай, моя последняя любовь», «Только помни меня», «Мальчик», «Ты пойми»);
Философия
(«Однажды», «Я бы хотел», «Мир абстрактных иллюзий», «Ржавое солнце», «Замкнутый круг», «Закат с рассветом», «Там, где ты», «Уничтожили ночь», «Ветер», «У кого-то есть», «Может, это сон», «Электричество»);
Мистика
(«Вурдалачная ночь», «Клиническая смерть», «Памяти всех безвременно ушедших», «В полнолунную ночь», «Шабаш»);
Армия
(«Мама», «Афганистан», «ДМБ», «Как клёво в армии»).
Но чаще всего в репертуаре группы встречаются песни, посвященные сразу нескольким темам из вышеуказанного перечня. Также сюжеты песен в совокупности создают некий виртуальный мир, в котором живут нереальные и неоднократно упоминающиеся персонажи песен, сказок и анекдотов (Фёдор Гамнюков, вампир Кашёлкин, сантехник Лёша Кабано́в, синяк Иван Лепёшкин, ефрейтор Сруль, металлист Балалайкин, сторож Затычкин, рэппер Гоня и гопник Личинка, инженер Тарас Петрович, Чебуратор, сказочник, вымышленные участники группы Перов и Мачуляк, а также персонажи, говорящие голосами известных и узнаваемых личностей, например, Доцент (
Евгений Леонов
),
Анатолий Папанов
,
Владимир Ленин
,
Михаил Горбачёв
,
Леонид Брежнев
,
Иосиф Сталин
и пр.
Николай Литвинов
— сказочник в альбомах-сказках, межпесенных приколах и внутри песен.
Анатолий Папанов
(в роли
Волка
и
Лёлика
) — его голосом говорит Волк («Приключения красной шапочки»), Чудище («Аленький цветочек»), также регулярно звучит в «СОЮЗах популярных пародий».
Евгений Леонов
(в роли
Доцента
) — его голосом говорит Доцент («Спящая красавица — часть 1»), Король («Золушка»), Купец («Аленький цветочек»), старик-отец («Конёк-Горбунок»), рак («Емеля»), также регулярно звучит в «СОЮЗах популярных пародий».
Владимир Высоцкий
(в роли
Глеба Жеглова
) — звучит в основном в «СОЮЗах популярных пародий» (песня «Корефаны вы мои» и финалы песен «Женился Б..?», «У пивнушки» и «Хомяки»).
Алексей Булдаков
(в роли
генерала Иволгина
) — его голос появился в песнях «Девка с Уругвая» (цензурная версия песни «Девка узкоглазая»), «Меня зовут», «У пивнушки» и в интерлюдии «Бессарабия».
Леонид Володарский
— его голос повествует в альбомах «Спящая красавица — часть 2», «
Куликовская битва
» и «Приключения красной шапочки». Также его голосом говорит Переводчик в видеозаписи «Первая в мире электрогитара, сделанная из лопаты».
Сергей Жуков
— в песнях «Уши в сторону», «Что такое хорошо?», «Зеленые трусы», «Пьяненькие девочки». Также голосом Жукова говорит Комарик («Муха-ссыкатуха)» .
Виктор Цой
— в песнях «Там, где ты», «Уничтожили ночь», «Ветер», «Может, это сон», «У кого-то есть…» и «Электричество».
— в песне «Не судите, судьи» (в исполнении некоторых песен ранних «СОЮЗов» В.Петлюра участвует сам, например «178500», «Чужие руки», «Каменная печень», «Ковыляй потихонечку», «Адреналин-2» и др.).
Михаил Галустян
(в роли Равшана) — в песнях «Сторож Затычкин» и «РаВшан-Рамштайн».
Александр Лукашенко
— в интерлюдиях «Смешливые девчонки», «На всё насрать» и «Саундрек к сериалу Юность в портянках».
Юрий Клинских
— в песнях «Памяти всем безвременно ушедшим», «Вурдалачная ночь», «В полнолунную ночь», «Вступление на ковано-чугунной лопате», «Самогон», «Мамалыга», «На деревне весело», «Ночью по погостам», «Тракторист я хоть куды».
На фоне текстов и прочих публикаций, в идеологии коллектива просматривается определённое направление, которое с течением времени менялось. На заре творчества коллектива просматривается антикоммунистический оттенок. В первых альбомах в текстах отдельных песен упоминается термин «коммунист» в негативной форме («Этот ублюдок», «Жора», «Эй, подруга»), однако, спустя годы, этот момент все меньше и меньше затрагивается автором, а, начиная с середины
2000-х
годов, тематика некоторых текстов даже начала приобретать некий советский окрас («Красная армия», «Письмо Рейгану от рабочих Урала», «С 23 февраля», «Боинг (Суп для тёщи)»). Однако сюжеты своих текстов коллектив считает полностью юмористическими, не имеющими отношения к реальной жизни, и крайне негативно относится к случаям, когда к его творчеству проявляет интерес несовершеннолетние или когда тексты песен воспринимаются всерьёз.
В 1993 году (1—4 альбомы) творчество группы создавалось и записывалось неофициально, в квартирных условиях. Музыка создавалась на синтезаторе «
Yamaha
» (в связи с чем многие песни обладали однотипными аранжировками) и вместе с вокалом писалась на
бытовой кассетный магнитофон
. Часть песен сопровождалась
семплами
,
минусовками
и использованными
фонограммами
оригиналов композиций других исполнителей, позаимствованными нарочито, но исключительно с пародийной целью. Иногда в песнях можно услышать запинки и оговорки, случавшиеся в процессе записи. Вместе с тем в записях песен путём накладывания фонограмм создаётся эффект хорового пения. Вначале голоса многих знаменитостей имитировал сам
Павел Яцына
.
В период с 1994 по 1996 год (5—11 альбомы) качество записи песен не претерпело существенных изменений, однако уже к тому времени начались эксперименты со звучанием и вокалом: в записях, помимо самого Павла Яцыны, стали принимать участие приглашённые певцы, музыканты и пародисты. В некоторых песнях группы наряду с мужским вокалом звучит и женский. Голосовые пародии стали звучать чаще и качественнее, иногда в них игрались гитарные партии.
В период с 1997 по 2003 год (12—35 альбомы) песни группы стали записываться уже в профессиональной рок-аранжировке, несмотря на то что живая ритм-секция (
бас-гитара
и
ударные
) в студии не использовались, а имитировались
программированием
. Постепенно к синтезаторному сопровождению начала подключаться гитара, а с 2004 года, начиная с 40-го альбома, большинство песен, за редким исключением, создавалось под тяжёлую гитарную музыку.
Проекты
На студии «Красной плесени», помимо самого коллектива, записывались пятнадцать дочерних (параллельных) проектов, пять из которых являлись пародийными, в записях которых непосредственно принимал участие пародист Сергей Левченко и сам вокалист Павел Яцына
. На данный
[
какой?
]
момент их пятнадцать, среди которых выделяются
[
чем?
]
:
«Серёнька» (пародия на
Серёгу
), альбом «Харлей-Дэвидсон»
;
«Верка Смердючка» (пародия на
Верку Сердючку
), альбомы «Ат-лич-на!», «Всё о’кей!», «Поединок года! Верка Смердючка против Руки в брюки», «Буде зараз кирогаз», «Ноги в пляс», «Мы танцюем гопака», «Хлопцы, танцы, максиманцы»
;
«Руки в брюки» (пародия на группу «
Руки Вверх!
»), альбом «Рекомендации лучших дискотек»
;
«Crazy F. Dog» (пародия на проект «
Crazy Frog
»), альбом «Cool Booms»
;
«Вибрация ПЕРЦА» (пародия на группу «
Ленинград
»), альбом «ЛЕНИНГРАДский синдром»
;
«Shovellica» (симфоническая музыка)
…
Анимация и видео
Клипы на песни группы «Красная плесень» представляют собой
флэш
-
анимационные
ролики. Студией «Красная плесень» выпущено три видеосборника «СОЮЗ популярных пародий 3003», «Панки грязи не боятся», «Аленький цветочек (1 часть)» и ряд отдельных клипов, а именно:
«За родину в торец!», «Дальтоничка», «Зелёные трусы» и др.
Помимо анимационных клипов, коллектив также выпускает небольшой ряд живых видеороликов. «Дусю», «Дебильный рок-н-ролл», «Новый год», «Яцына и Сид гасят Левченко», «Левченко и Сид отжигают», «Хата Яцыны», «Экскурсия по студии „Красная плесень“», «Красная плесень и ГАИшник Петренко», «Экскурсия по легендарному коттеджу Сергея Левченко», «Интервью Яцыны в гримёрке клуба Рlan B».
У группы есть свой канал на YouTube, на котором 17 сентября 2020 года стало 100 тысяч подписчиков.
Shovellica
Павел Яцына
первым сделал из лопаты электрогитару, которую впоследствии запатентовал и выступал с ней на концертах
. Также он основал проект «Shovellica»
, гитарные партии в котором играются исключительно на гитарах-лопатах (название проекта «Shovellica» начинается с английского слова «shovel», что переводится как «лопата»).
Книга рекордов Украины внесла гитару-лопату в свой каталог рекордов, зафиксировав рекорд как «Первая в мире гитара, сделанная из лопаты»
. Поскольку по ширине грифа лопата не позволяет разместить шесть струн, пришлось пожертвовать первой струной; поэтому гитара-лопата рассчитана на игру тяжелыми риффами. Кроме того, у группы есть «гитара-весло».
Студийный состав
Первый (студийный) состав (1989—1994)
Павел Яцына
— вокал, бэк-вокал, тексты, музыка, гитара, клавишные;
Владимир Замотаев — тексты, идеи.
Фактически, в это время Павел Яцына был единственным участником группы.
Второй (студийный) состав (1994—1997)
Павел Яцына
— вокал, бэк-вокал, тексты, музыка, гитара, клавишные;
Ди Джей Эй (Антон Асвадуров) — пародии;
Антон Таран — гитара;
Владимир Замотаев — тексты, идеи;
Владимир Семёнов — гитара, клавишные, вокал (с 1995 года, 19 мая 2002 года умер от рака);
Олеся К. — вокал;
Стелла Сердюк — вокал;
Отто Макс — художник;
Дмитрий Воронцов (Осипов) — пародийные голоса и текст (с 1995 года, умер 15 декабря 2016).
Третий (студийный) состав (1997—2004)
Павел Яцына
— вокал, бэк-вокал, тексты, музыка, гитара, клавишные;
Дмитрий Воронцов (Осипов) — пародийные голоса и текст (умер 15 декабря 2016);
Роман Муразанов (Руш) (до 2001 года) — вокал, пародия;
Сергей Левченко (с 2001 года) — пародия, вокал, бэк-вокал;
Ольга Сопина (с 2001 года) — вокал, пародия;
Екатерина Перетятько (Ди Джей Кати) — вокал;
Алла Сафроняк (Галя Укуренная) — вокал;
Наталья Катанова (Панкова) — вокал;
Роман Беха — художник.
Четвёртый (студийный) состав (2004—2010)
Павел Яцына
— вокал, бэк-вокал, тексты, музыка, гитара, клавишные;
Сергей Левченко — пародия, вокал, бэк-вокал;
Ольга Сопина — вокал, пародия;
Екатерина Перетятько (Ди Джей Кати) — вокал;
Сергей «Sid» Михайлов — пародия;
Дмитрий Летюк (Demaz) (с 2007 года) — пародия;
Павел Безруков — рисунки, дизайн обложек, мульт-клипы.
Пятый состав (концертный) (2010—2013)
Павел Яцына
— вокал, бэк-вокал, тексты, музыка, гитара, клавишные;
Сергей «Sid» Михайлов — пародия, электроника;
Павел Безруков — рисунки, дизайн обложек, мульт-клипы;
Ника Морозова — гитара;
Павел Петров — ударные.
Шестой состав (концертный) (2013—2016)
Павел Яцына
— вокал, бэк-вокал, тексты, музыка, гитара, клавишные;
Сергей «Sid» Михайлов — пародия, электроника;
Юлиана Нестерова — ударные;
Ника Морозова — гитара.
Павел Безруков — рисунки, дизайн обложек, мульт-клипы