Необыкновенное лето (фильм, 1957)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Лето» — российский чёрно-белый музыкальный фильм-биография о Викторе Цое , Майке Науменко и ленинградской андеграундной рок-культуре начала 1980 -х годов, снятый режиссёром Кириллом Серебренниковым по сценарию Михаила и Лили Идовых. Роль Виктора Цоя исполнил немецкий актёр корейского происхождения Тео Ю . Основная сюжетная линия фильма — история знакомства и отношений 19-летнего Цоя, 26-летнего Майка Науменко ( Роман Билык ) и его жены Натальи ( Ирина Старшенбаум ), а также становление Ленинградского рок-клуба и запись первого альбома Цоя .
Фильм участвовал в основной программе Каннского кинофестиваля 2018 года , где получил приз за лучший саундтрек . Режиссёр Кирилл Серебренников не смог лично представить фильм на фестивале, поскольку в это время находился под домашним арестом . В российский прокат фильм вышел 7 июня 2018 года. В российском прокате не окупился, собрав около полутора миллионов долларов США при бюджете в два с половиной миллиона (однако в мировом прокате собрал более трёх миллионов долларов) .
Основное действие разворачивается летом 1981 года в Ленинграде .
Два начинающих музыканта, Витя и Леонид (прототип — Алексей Рыбин ), с гитарами приходят на пляж, где собрались Майк Науменко с друзьями. Майк исполняет под гитару песню « Лето », остальные подпевают. В это время Майк, лидер группы « Зоопарк », — звезда Ленинградского рок-клуба и признанный знаток западной музыки.
Вите, который сам пишет песни для ещё не названной группы, важно знать его мнение о своём творчестве. Витя и Лёня исполняют песни « Мои друзья » и « », причём по реакции друзей Майка видно, что песни им нравятся и могут стать хитами. Майк также хорошо отзывается о песнях группы и придумывает ей название « Гарин и гиперболоиды ».
На пляже Витя знакомится с Наташей, женой Майка. Впоследствии он не раз заходит в дом Майка, чтобы показать ему свои новые песни или взять послушать что-нибудь из западной музыки. Витя и Наташа чувствуют притяжение друг к другу, между ними возникает то, что сама Наташа называет «детский школьный роман». Майк также догадывается о том, что Наташа испытывает симпатию к Вите, но в общении с Цоем никак не проявляет этого.
Через некоторое время «Гарин и гиперболоиды» подают заявку на вступление в рок-клуб. Майк поддерживает заявку и на обсуждении текстов песен работницу рок-клуба Татьяну Иванову удаётся убедить, что песни можно воспринимать как сатирические, потому что они критикуют половую распущенность (« Восьмиклассница »), тунеядство («Время есть, а денег нет»), алкоголизм («Мои друзья») и другие пороки общества. Группу принимают в рок-клуб.
В это время барабанщик группы Олег уходит в армию и остаются только два гитариста. Витя решает записать ритм на драм-машине , не слушаясь Майка, который утверждает, что важно создать мощный рок-н-ролльный звук. Несмотря на то, что Вите важно мнение Майка о его песнях, Витя пытается уклониться от того, чтобы его песни переделывались под рок-стандарт, и ищет свой путь. На концерте, где «Гарин и гиперболоиды» выступают после «Зоопарка», часть публики покидает зал, увидев на сцене всего лишь двух исполнителей с акустическими гитарами, однако на песне «Когда-то ты был битником» Майк поддерживает пение Вити своим соло на электрогитаре, и концерт получается успешным.
Майк также обращается к Бобу (прототип — Борис Гребенщиков ), ещё одной звезде рок-клуба, с просьбой о продюсировании альбома группы: как считает Майк, Витю надо записать, пока не поздно. Боб организует запись альбома « 45 ». Хотя Вите не во всём нравится звучание, Майк убеждает его, что запись надо завершить, чтобы «освободиться» от уже написанных песен и двигаться дальше.
На совместном квартирнике Майка и Цоя в интервью после концерта также проявляется их разный подход к музыке: в качестве своего идеального концерта Майк называет многотысячный стадион со световыми эффектами и живыми слонами на сцене («Какой же зоопарк без слонов?»), тогда как Витя говорит, что для него важнее видеть глаза тех, кому он поёт. После концерта Витя знакомится с Марьяной , которая записывает ему на руке свой телефон — 212-85-06 (отсылка к песне «Аквариума»).
Проходит несколько месяцев. У группы, теперь названной « Кино », организацией концертов занимается Марьяна, ставшая женой Вити. Внешность Вити и состав группы изменились, группа набирает популярность и должна дать сольный концерт в рок-клубе. Цой выходит на сцену, но не начинает петь, пока в зал не зайдут Майк и Наташа. Группа начинает играть ритмичную песню, но Цой останавливает музыкантов и исполняет сольно под акустическую гитару песню «Дерево». Камера приближается к Майку, и видно как он понимает, что эту песню Витя написал как бы от имени Майка, а образом «Дерева» является сам Цой. Майк не показывая своих эмоций, говорит Наташе, что выйдет на улицу покурить. Наташа остаётся. Она тоже поняла смысл песни и со слезами на глазах аплодирует Цою вместе с залом. Титры фильма идут под песню группы «Кино» « Кончится лето ».
Павел Руминов в ноябре 2023 в ходе забастовки против произвола продюсеров заявил, что фильм "Лето" был снят по его переписанному сценарию .
Съёмки фильма начались в июле 2017 года в Санкт-Петербурге и продолжались до конца августа, когда Серебренников был арестован и этапирован в Москву по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере, а затем помещён под домашний арест . Тем не менее, к февралю следующего года ему удалось смонтировать фильм, не нарушив наложенных судом запретов, поскольку делалось это на компьютере, не подключённом к интернету. Несколько неснятых технических сцен были досняты по запискам режиссёра и по ранее проведённым репетициям .
В основу фильма легла книга Александра Житинского «Цой Forever», в которой напечатаны письма жены Майка Науменко Натальи, рассказывающие о некоторых подробностях ее взаимоотношений с Виктором Цоем и Майком .
Производство фильма было завершено весной 2018 года, а продажи прав на прокат ленты начались в середине февраля на Берлинском кинофестивале .
В фильме использована музыка групп « Кино », « Зоопарк » и других российских рок-групп . Из западных исполнителей в картине звучат Talking Heads (песня «Psycho Killer»), Игги Поп (песня « The Passenger »), Лу Рид (песня « Perfect Day »), Mott the Hoople (песня « All the Young Dudes ») . Примечательно, что исполнение этих песен оформлено в виде музыкальных «вставок» в основное действие, а поют действующие лица .
В роли продюсеров саундтрека фильма выступили музыканты группы « Звери » Рома Зверь и Герман Осипов . Сведением всего материала занимались Борис Войт и Алексей Брейтбург .
Leto (Soundtrack) | |
---|---|
Саундтрек различных исполнителей | |
Дата выпуска | 24 августа 2018 |
Дата записи | май 2016 — июнь 2018 |
Жанры | биографический фильм и музыкальный фильм |
Длительность | 126 мин |
Продюсеры |
Роман Билык
Герман Осипов |
Страна | Россия |
Лейбл | Первое музыкальное Издательство |
№ | Название | Исполнитель | Длительность |
---|---|---|---|
1. | «Дрянь» | Звери | 3:29 |
2. | « Лето » | Звери | 1:58 |
3. | «Закат» | Звери | 2:08 |
4. | « Мои друзья » | Герман Осипов, Пётр Погодаев, Филипп Авдеев | 2:28 |
5. | «Бездельник» | Герман Осипов, Филипп Авдеев, Пётр Погодаев | 1:39 |
6. | «Ночь» | Звери | 1:18 |
7. | « Psycho Killer » | Александр Горчилин , ГШ | 2:59 |
8. | «Репетиция (Алюминиевые огурцы + Сладкая N)» | Звери, Пётр Погодаев, Филипп Авдеев | 1:47 |
9. | « Восьмиклассница » | Звери, Пётр Погодаев | 1:50 |
10. | «Осенняя мелодия» | Татьяна Рузавина, Сергей Таюшев | 3:49 |
11. | «Passenger» | Антон Севидов | 3:04 |
12. | «Не обещай» | ВИА « Здравствуй, песня » | 3:17 |
13. | «Звезда рок-н-ролла» | Звери | 2:38 |
14. | «Когда-то ты был битником» | Звери, Пётр Погодаев, Филипп Авдеев | 3:17 |
15. | «Двор рок-клуба» | Звери | 2:20 |
16. | «Perfect Day» | Елена Коренева , Антон Севидов | 2:42 |
17. | «Моё настроение» | Звери, Пётр Погодаев | 2:33 |
18. | «Возвращение» | Звери | 1:06 |
19. | «Время есть, а денег нет» | Звери, Пётр Погодаев | 2:06 |
20. | «На кухне» | Звери, Пётр Погодаев | 2:13 |
21. | «Всецело» | Звери, Александр Горчилин | 3:37 |
22. | «All the Young Dudes» | Shortparis | 3:45 |
23. | «6 утра» | Звери | 3:31 |
24. | « » | Пётр Погодаев, Герман Осипов, Пётр Тишков | 2:33 |
25. | « Кончится лето » | Кино | 5:53 |
26. | «L'été» (бонусная песня) | Звери, Женя Любич | 2:08 |
Ранее, до официального релиза полного альбома саундтреков, была выпущена предшествующая пластинка « Звери в зоопарке » в виде мини-альбома от группы «Звери», в которую вошли четыре сольные композиции, отобранные Билыком и Осиповым.
Спустя месяц после релиза 30 ноября состоялся выпуск бонусной песни «L'été» на французском языке . Переводом песни занималась Сесиль Туллек из группы Аnatomie Вousculaire . Исполнителями композиции стали Роман Билык и Женя Любич .
15 февраля 2018 года фильм раскритиковал музыкант Борис Гребенщиков , который счёл, что сценарий фильма — «ложь от начала до конца». «Мы жили по-другому. В его сценарии московские хипстеры, которые кроме как совокупляться за чужой счет, больше ничего не умеют. Сценарий писал человек с другой планеты. Мне кажется, в те времена сценарист бы работал в КГБ», — сказал музыкант . Алексей Рыбин , один из сооснователей группы «Кино», также подверг критике сценарий, запретив авторам использовать свой образ в этом фильме . Резко раскритиковал фильм музыкальный продюсер Андрей Тропилло , который описал режиссёра Серебренникова как «человека чуждого рок-культуре и ничего о ней не знающего» . По словам Николая Фоменко , режиссёру удалось передать романтику того времени («всё, что было связано с нами, — это романтика, наивная и подражающая американцам; игра в Запад в псевдозападном городе под названием Ленинград»), но это не имеет отношения к прототипам героев фильма . Музыкальный критик Артемий Троицкий согласился, что сценарий «вызывает большие сомнения», но призвал дождаться появления готового фильма . Троицкий отметил также, что «главная история, главная коллизия этого фильма — это любовный треугольник, которого, на самом деле, не было», или же «он существовал только, может быть, отчасти в чьём-то воображении» .
Уже после просмотра фильма Троицкий назвал его мюзиклом , «абсолютно в духе и стиле „ La La Land “ — только на материале питерского „подпольного рока“ начала 80-х». Он также оценил картину как «совершенно прелестную» с точки зрения жанрового кино, однако отметил, что «степень достоверности невелика», если подходить к фильму по меркам « байопика » . Виталий Калгин , автор биографии Виктора Цоя для серии « ЖЗЛ », использованной при создании фильма, отметил, что фильм «неплох», но «он не о Цое вообще»: «Это история молодых музыкантов, и если назвать их любыми другими именами, ничего не изменится». По мнению автора, Цой в фильме «фон, не более того. Его характер хоть и искажён, но не прописан. „Лето“ — именно о Михаиле Науменко и его жене» .
О фильме одобрительно отозвались друзья и коллеги Виктора Цоя и Майка Науменко, знавшие их в 1980-е годы, в том числе Наталья Крусанова (подруга Майка и Натальи Науменко с 1980 года), Игорь «Иша» Петровский (приятель Майка и Наташи Науменко, прототип одного из героев), Александр Донских (музыкант группы «Зоопарк» до 1987 года), Ольга Слободская (секретарь и администратор ленинградского рок-клуба с 1985 года). Игорь Петровский, в частности, отметил, что и не ожидал, что фильм будет «скрупулёзно воспроизводить факты из жизни своих героев или рассказывать абсолютно правдивую историю Ленинградского рок-клуба»: «Мне было интересно увидеть сказку, которую создали Кирилл Серебренников, актёры и вся съёмочная группа. Сказка получилась красивой и трогательной» . Положительно оценил фильм также Андрей Макаревич .
Режиссёр Рашид Нугманов высоко оценил фильм, выразив уверенность, что Серебренников «не растерял своего умения погружаться в атмосферу предмета своего разговора со зрителем, тщательно восстановил среду того времени, что для человека, который её не знал, не рос в ней и не общался с этими людьми, — определённое достижение». Согласно Нугманову, если Тропилло или Гребенщиков «непредвзято посмотрят этот фильм — они его примут, потому что Серебренников сумел ухватить эту чистую любовь между людьми, это бескорыстие, тягу друг к другу, которая не выражалась в каких-то материальных выгодах» . В свою очередь, в более позднем интервью Борис Гребенщиков рассказал, что посмотрел «примерно первые 40 минут» фильма и что в нём изображена «не моя жизнь, не наша»: «…наша жизнь от той, что была рассказана, отличается, как различаются минус и плюс. Мы жили куда более интересно». По мнению музыканта, «может быть, не очень этично придумывать людям, которые реально существовали, совершенно другие мотивации, обоснования и всё остальное» .
При этом политолог Сергей Марков высказался резко : «Фильм про Цоя его – там все сосредоточено на том, что друг Цоя, можно сказать, закрывает глаза на то, что его жена спит с этим Цоем... Я обратил внимание, что голых мужских задниц в этом фильме про Цоя значительно больше, чем в каком-нибудь среднем фильме. И я понимаю, что Серебренников гей, и ему и нравится показывать голые мужские задницы. Пускай показывает. Мне все равно. Я безразличен абсолютно к этому, я много раз был в бане и в армии служил. Но для меня проблема в том, чего он не показывает».
В мировой кинопрессе фильм собрал в целом положительные отзывы: на сайте Rotten Tomatoes рейтинг фильма составляет 79 % на основе 62 рецензий со средней оценкой 7,3 из 10 .
Со слов Кирилла Серебренникова, в изначальной задумке фильм должен был состоять из игровых, музыкальных и документальных сцен. Однако при общем монтаже фильм получался длиной более 3 часов, что смущало прокатчика. Поэтому документальные сцены были вырезаны и смонтированы в отдельный фильм «После лета» (2018) — исполнитель роли Скептика Александр Кузнецов берет интервью у Натальи Науменко, Артемия Троицкого, Игоря Петровского, Севы Новгородцева и Андрея Тропилло в реальных локациях фильма «Лето».