Interested Article - Австрийская площадь
- 2021-08-06
- 2
Австри́йская площадь — площадь в Петроградском районе Санкт-Петербурга на пересечении Каменноостровского проспекта с улицей Мира (бывш. Ружейной) . Площадь в плане представляет собой восьмиугольник, ансамбль застройки состоит из пяти зданий .
Наименование
Современное название было присвоено 29 октября 1992 года в знак дружественных отношений между Россией и Австрией . Участок на пересечении перекрёсток Каменноостровского проспекта и Большой Оружейной улицы был назван так за схожесть архитектурного стиля зданий (модерн) с архитектурой австрийской столицы. Рассматривался также вариант названия площадь «Венская» .
История
Первые здания на пересечении Каменноостровского проспекта и Большой Оружейной улицы появились в 1711 году: по приказу Оружейной канцелярии были построены 19 мазанок для ткачей-мастеровых . Позднее был возведён Хамовный двор на набережной Фонтанки , освободившиеся дома передали Посольской канцелярии . Вплоть до начала XX века значительную часть земли занимали огороды .
Современная Австрийская площадь была намечена на генеральном плане Петербурга в 1831 году, финальная восьмиугольная форма была откорректирована и утверждена в 1880-м. Застройка доходными домами началась в начале XX века. Кроме построенного в 1900—1901 годах дома Г. Ф. Лепенберга (Каменноостровский пр., 18/11), ансамбль площади разработал архитектор Василий Шауб . По его проектам были построены выразительные здания в стиле немецкого модерна , критики высоко отмечали оригинальность и изысканность их оформления. В отличие от характерного для остальной Петербургской застройки в классицизме, ансамбль Шауба создан на пересечении югендстиля и барокко . Вся площадь характеризовалась как «пересаженная целиком из немецкого города», при этом она оставалась безымянной, а дома нумеровались отдельно по улицам . По одной из версий, площадь была задумана как уменьшенная копия копенгагенской Амалиенборг .
Здания
- Дом № 10 — доходный дом М. М. Горбова, 1902—1903, арх-р Василий Шауб .
-
Дом № 13
(ул. Мира, 13,
Дивенская ул.
, 2)
— доходный дом почётного гражданина Константина Христиановича Кельдаля, построен в
1902
—
1903 годах
. Центральный фасад был заглублён относительно красной линии, основные акценты оформления — башня с
курантами
, на вершине которой находился
флюгер
, и гранёный эркер. Динамичное впечатление композиции фасадов складывалось из контраста ровной и зернистой отделки, окон и балконов разных форм, а также массы деталей — орнаментов,
майолики
, лепнины. В оригинальном проекте Шауба здание венчали три шатровых навершия, в настоящее время утраченные
. В разное время в здании жили:
- писатель Леонид Андреев (в 1907 — 1908 годах ; мемориальная доска на фасаде со стороны Дивенской улицы установлена в 2003 году ); на литературных вечерах у Андреева бывали Александр Блок , Фёдор Сологуб , С. Н. Сергеев-Ценский ;
- архитекторы Ф. Ф. фон Постельс (в 1907 ), Н. Ф. Беккер (с 1914 по 1917 ), А. М. Вильянен, И. А. Крит ;
- художник (с 1905 по 1917 ), создатель панно для многих петербургских особняков, в том числе для дворца великого князя Владимира Александровича ( Дворцовая набережная , 26, ныне Дом учёных ), и автор одного из первых портретов Ленина ;
- профессор медицины и видный общественный деятель Г. А. Ивашенцов (в 1910-х );
- в мансарде со стороны улицы Мира находилась мастерская архитектора В. А. Щуко , который жил здесь с 1924 по 1935 год . Впоследствии в мастерской работал советский художник , а с 1970-х — ( народный художник России (1999), профессор , заведующий кафедрой рисунка РГПУ им. А. И. Герцена , кандидат искусствоведения ) .
- Дом № 16 — доходный дом Э. К. Липгарта , построен в 1905 — 1906 годах . Эрнст фон Липгарт ( 1906 — 1929 ) — академик живописи, художник-декоратор и выдающийся историк живописи эпохи Возрождения, главный хранитель Картинной галереи Эрмитажа владел этим домом до 1908 года , а жил в нём до 1921 года . Здесь же находилась его мастерская .
- Дом № 18 (ул. Мира, 11) — дом ремесленника Г. Ф. Лепенберга, построен в 1899 — 1901 годах по проекту архитектора А. И. Ковшарова . Искусствоведы характеризуют здание как пример рядовой позднеэклектичной застройки .
- Дом № 20 (ул. Мира, 10) — доходный дом потомственного почётного гражданина, городского головы М. М. Горбова, первый из проектов Шауба на Австрийской площади . Дом был возведён в 1901 — 1902 годах , оформлен в необарочном стиле . В 1907 году на первом городском конкурсе фасадов здание было удостоено почётного диплома. Между двумя диагональными корпусами находится третий, где располагались наиболее дорогие и представительные квартиры . Некоторое время в доме проживала актриса Янина Болеславовна Жеймо [ источник не указан 1507 дней ] .
- Дом № 15 (ул. Мира, 12) — на этом месте в 1903 году должен был быть построен четвёртый дом работы Шауба для Е. Э. Исаковой, но замысел не был реализован. В 1915-м по проекту архитектора Инокентия Безпалова на участке построили автомагазин и мастерскую для компании «Борей». Здание было разрушено в годы Великой Отечественной войны. Современный дом № 15/12 построили в 1952 году по проекту архитекторов О. И. Гурьева и . Неоклассическое здание не повторяет постройки В. В. Шауба, но сочетается с ними по пропорциям и форме. На фасаде размещён барельеф «Школьники, сажающие кленовое дерево» скульптора Е. Г. Захарова . В крыле дома вдоль улицы Мира , где находились жилые квартиры, в 1953 — 1988 годах жил выдающийся певец, народный артист СССР К. Н. Лаптев (дом отмечен мемориальной доской) .
-
Каменноостровский проспект , дом № 13, доходный дом К. Х. Кельдаля
-
Каменноостровский проспект, дома Э. К. Липгарта (№ 16, слева) и Г. Ф. Лепенберга (№ 18,справа)
-
улица Мира, 10 / Каменноостровский, 20 (дом М. М. Горбова). Справа: ул. Мира, 12 / Каменноостровский, 15
-
Каменноостровский пр., 15 / ул. Мира, 12. Дом по проекту архитекторов О. И. Гурьева и А. П. Щербёнка, вид с Австрийской площади
Транспорт
Ближайшие станции метро к Австрийской площади: «Петроградская» (пешком до площади 800 м), «Горьковская» (510 м), «Чкаловская» (1,7 км).
Примечания
- , с. 12.
- .
- , с. 6.
- .
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ , с. 241—242.
- .
- ↑ Поздняков, А. . Санкт-Петербургские Ведомости (27 октября 2017). Дата обращения: 3 января 2020. 14 мая 2021 года.
- . «Деловой Петербург» (20 апреля 2023). Дата обращения: 24 апреля 2022. 24 апреля 2023 года.
- , с. 30—36.
- , с. 40—47.
- .
- ↑ .
- , с. 245.
- . Газета СПб (1 апреля 2015). Дата обращения: 3 января 2020. 14 мая 2021 года.
- .
- , с. 256.
- , с. 241.
Литература
- В. Л. Андреев. Детство. — М. , 1963.
- Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала XX века: справочник / Сост. А. М. Гинзбург , Б. М. Кириков при участии С. Г. Фёдорова, Е. В. Филиппова; под. общ. ред. Б. М. Кирикова. — СПб. : Пилигрим, 1996. — 400 с. — ISBN 5-900989-01-1 .
- Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы?. — 1996. — С. 12. — ISBN 5-7711-0019-6 .
- Кудрявцев Н. И. Улицы. — Санкт-Петербург, 1998. — ISBN 5-7062-0126-9 .
- Л. Н. Кен. Петербург — Петроград в жизни Леонида Андреева // журнал «История Петербурга». — 2002. — № № 1 (5) . — С. 30—36 .
- Л. Н. Кен. Петербург — Петроград в жизни Леонида Андреева // журнал «История Петербурга». — 2002. — № № 2 (5) . — С. 40—47 .
- Привалов В. Д. Улицы Петроградской стороны. Дома и люди / под ред. Середнякова В. Н.. — Центрполиграф, 2015. — ISBN 978-5-227-04258-3 .
- Кириков Б. М. Архитектура Петербурга конца XIX-начала XX века: Эклектика, Модерн, Неоклассицизм. — СПб. : Коло, 2006. — С. 239—251. — 447 с. — ISBN 5-901841-36-0 .
- Синдаловский Н. А. // Городские имена вчера и сегодня. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре / под ред. Устинова М. Е. — Центрполиграф, 2014. — ISBN 978-5-227-04803-5 .
- Векслер А. Ф. // 22 площади Санкт Петербурга. Увлекательная экскурсия по Северной столице. — Центрполиграф, 2012. — ISBN 978-5-227-03885-2 .
- Синдаловский, Н. // Санкт-Петербург. Энциклопедия. — Норинт, 2008. — ISBN 978-5-7711-0205-4 .
- Гусаров А. Ю. // Знаменитые петербургские дома. Адреса, история и обитатели / под ред. Устинова М. Е.. — Центрполиграф, 2016. — 383 с. — ISBN 978-5-227-06689-3 .
- Лукомский Г. К., Кириков Б. М. Современный Петербург: очерк истории возникновения и развития классического строительства (1900-1915 гг.). — Издательский дом "Коло", 2003. — С. 108. — 110 с.
- Бурдяло А. В. Необарокко в архитектуре Петербурга: эклектика, модерн, неоклассика. — Искусство-СПБ, 2002. — С. 256. — 380 с.
Ссылки
- . Citywalls .
- 2021-08-06
- 2