Однополые браки в США
- 1 year ago
- 0
- 0
Однополые браки в Испании были узаконены 3 июля 2005 года . В результате парламентских выборов 2004 года правительство страны возглавил Хосе Луис Сапатеро , лидер социалистической партии , одним из ключевых моментов предвыборной программы которой являлась легализация браков однополых пар и их права на усыновление . После долгих дебатов в Парламенте закон был принят 30 июня , опубликован 2 июля и вступил в силу в воскресенье 3 июля 2005 года . Таким образом Испания стала третьей страной в мире после Нидерландов и Бельгии , где были узаконены однополые браки. 17 дней спустя аналогичный закон вступил в силу в Канаде .
Принятие этого законопроекта проходило с большими трудностями, несмотря на поддержку от 55 до 66 % населения . Громкий протест выразили приверженцы Римско-католической церкви , считавшие, что в результате принятия закона значение брака в глазах общественности упадёт . В ответ на это сторонники однополых браков призвали не жертвовать деньги церкви, а направлять средства в детские дома, больницы, хосписы . Другие общественные организации выражали опасения по поводу перспективы усыновления однополыми парами . На манифестации в пользу и против однополых браков собирались тысячи протестующих со всей страны. После одобрения закона парламентом консервативная Народная партия опротестовала его в Конституционном суде .
В течение года со дня вступления закона в силу около 4 500 однополых пар Испании связали себя узами брака . Вскоре правительство также приняло решение о предоставлении права на заключение брака между испанцами и гражданами других стран, каким бы ни был статус однополых отношений в их стране происхождения .
Первая попытка заключения однополого брака в Испании была зафиксирована ещё в 1901 году .
В период между концом 1990-х и началом 2000-х годов 12 из 17 автономных сообществ Испании стали официально регистрировать гражданские союзы : Каталония (c 1998), Арагон (c 1999), Наварра (2000), Валенсия (2001), Балеарские острова (2001), Мадрид (2001), Астурия (2002), Андалусия (2002), Эстремадура (2003), Страна Басков (2003), Канарские острова (2003), Кантабрия (2005) . Однако такой вид правового признания носил в основном символический характер, давая весьма ограниченные права парам лиц любого пола, не состоящих в браке. Например, в те годы испанское законодательство разрешало усыновление одиноким лицам; таким образом, однополая пара де-факто могла принять на воспитание ребёнка, но в случае смерти юридического родителя у его партнёра право на опекунство отсутствовало. У отдельных провинций Испании не было возможности принять закон об однополых браках независимо от центра, поскольку, согласно Конституции страны , только государство может вносить изменения в семейный кодекс .
30 июня 2004 года министр юстиции Испании Хуан Фернандо Лопес Агилар объявил о том, что Конгресс депутатов предварительно одобрил план правительства предоставить право заключать брак однополым парам. Таким образом, было сдержано обещание, данное новоизбранным премьер-министром Хосе Луисом Сапатеро во время своей инаугурационной речи . Министр юстиции Агилар также выдвинул два законопроекта, предложенных каталонской партией «Конвергенция и Союз» , предусматривающих легализацию как разнополых, так и однополых сожительств , а также разрешение на смену пола и имени транссексуалам без необходимости предварительного хирургического вмешательства .
Законопроект об однополых браках был одобрен кабинетом министров 1 октября 2004 года, далее он был направлен на рассмотрение в Парламент 31 декабря 2004 года и был принят Конгрессом депутатов 21 апреля 2005 года . Тем не менее, 22 июня 2005 г. законопроект был отклонён Сенатом , где большинство голосов принадлежало консервативной Народной партии , противящейся его принятию . Законопроект был возвращён в нижнюю палату, которая могла преодолеть вето Сената. 30 июня 2005 года депутатам Конгресса удалось это сделать: «за» законопроект было подано 187 голосов, «против» — 147, 4 — воздержались . Закон был опубликован 2 июля 2005 года и вступил в силу на следующий день . Таким образом Испания стала третьей страной в мире после Нидерландов и Бельгии , где был сделан подобный шаг .
Первыми однополыми партнёрами, связавшими себя узами брака, стали Карлос Батурин и Эмилио Менендес из пригорода Мадрида , а 11 дней спустя в Барселоне сходная церемония произошла между двумя женщинами .
Тем не менее, несмотря на уравнивание отношений гетеросексуальных и гомосексуальных пар, в законодательстве Испании оставался недостаток, а именно: если ребёнок рождался в паре двух лесбиянок, небиологическая мать не считалась родителем и ей приходилось проходить долгий и затратный путь усыновления. Такое право, однако, имелось в гетеросексуальных парах, где отчим имел право признать неродных детей своими без необходимости процедуры усыновления. 7 ноября 2006 года правительство внесло изменения в закон с целью исправить ситуацию и считать обеих женщин, состоящих в браке, законными родителями рождённого ребёнка .
Опрос, проведённый в апреле 2005 года Центром по Социологическим исследованиям правительства Испании обнаружил, что в обществе вопрос о легализации однополых браков поддержали 66 % респондентов. Согласно другому опросу, выполненному организацией Instituto Opina за день до прохождения законопроекта, его поддержали 62,1 % респондентов, а в поддержку разрешения усыновления однополыми парами высказались 49,1 % опрошенных. 9 месяцев спустя после принятия закона Instituto Opina в ходе опроса выявил, что 61 % опрошенных согласны с данным решением правительства.
Тем не менее, принятие закона было встречено с озабоченностью представителями Католической церкви, в том числе папой римским Иоанном Павлом II и его преемником Бенедиктом XVI , который предостерёг об умалении значения института брака в обществе. Кардинал Л. Трухильо, президент Понтификального совета по семейным вопросам, призывал католиков сплотиться в борьбе против принятия этого закона во всех сферах жизни страны, связанных с заключением однополых браков, даже под страхом потери работы. Активисты за права сексуальных меньшинств в ответ на это напомнили о том, что церковь, противопоставляющая себя гражданским бракам, не реагировала столь бурно на гражданский брак принца Филиппа с Летисией Ортис , который к тому же прошёл через развод после предыдущего гражданского брака. В итоге, несмотря на то, что 80 % испанцев разделяют католическую веру, церкви не удалось заручиться достаточной поддержкой для запрета законопроекта. Социологи объясняют это развитием свободомыслия в стране, а также развитием законодательства в сфере защиты прав и свобод граждан, и особенно там, где позиции церкви были всегда весомы, а именно в семейном законодательстве. Опрос общественного мнения показал, что около трёх четвертей испанцев полагают, что высшие иерархи католической церкви в своих представлениях весьма далеки от существующей реальности. Другим объяснением может служить тот факт, что влияние церкви на испанское общество значительно ослабло после смерти диктатора Франко в 1975 году. В ответ на критику представителей церковных кругов, премьер-министр Испании Сапатеро сказал следующее:
Из того, что мы разрешаем двум людям одного пола заключить брак, не следует никакого вреда для семейных ценностей или ценностей брачных уз. Скорее наоборот, теперь эти граждане имеют возможность организовать свою жизнь в соответствии с семейными и брачными нормами и требованиями. В этом нет угрозы институту брака, скорее наоборот, этот закон оказывает поддержку браку и его ценностям.
Сознавая, что определённые сограждане и учреждения нашей страны глубоко не согласны с такими юридическими нововведениями, я бы хотел сказать, что, как и предыдущие изменения в семейном кодексе, они не направлены на плохой результат, а скорее на то, чтобы избежать бессмысленные страдания человеческих существ. Общество, которое борется со страданием своих граждан — лучшее общество.
В любом случае, я хочу выразить моё глубоко уважение тем людям и учреждениям, и я бы также хотел попросить об уважении всех тех, кто одобряет этот закон. Всем тем представителям сексуальных меньшинств, которые на протяжении многих лет терпели унижения и оскорбления, я прошу вас к той храбрости, которую вы проявили в борьбе за свои права, поставить рядом пример великодушия по отношению к людям с разным мнением.
— премьер-министр Испании Хосе Луис Сапатеро
19 июня 2005 года по инициативе Народной партии, испанских католических епископов, Форума испанской семьи (Foro Español de la Familia) в Мадриде состоялась демонстрация протеста, на которой собралось, по утверждению организаторов, полтора миллиона человек; правительственные источники заявляли о 166 тысячах . Две недели спустя в испанской столице прошёл гей-парад, на улицы вышли для выражения поддержки новому закону 2 млн человек, источники в полиции утверждают о 97 тысячах . Демонстрации за и против прошли в испанской столице во время, когда у власти стояла консервативная Народная партия.
В феврале 2011 года, отвечая в ходе телевизионного интервью на телеканале TVE на вопрос о лучшем и худшем, произошедшем за время его премьерства, Сапатеро отметил, что легализация в стране однополых браков является одним из его величайших достижений за два срока у власти .
Начиная с 2005 года, момента вступления в силу закона о однополых браках, представители всех слоёв испанского общества стали связывать себя подобными узами. В течение года со дня одобрения закона испанским монархом известный активист социалистической партии, член муниципального совета Мадрида Педро Сероло вступил в брак с Хесусом Санто, а в марте 2005 года состоялся брак известного телеведущего Хесуса Васкеса с Роберто Кортесом. В октябре 2005 года связали себя узами брака известный испанский судья, а позднее министр внутренних дел Испании Фернандо Гранде-Марласка и его партнёр Горка Гомес. В августе 2006 года Пепе Араухо, представитель муниципалитета города Оуренсе и член Народной партии, первоначально противившейся закону, вступил в брак с Нино Креспо.
По предварительным данным Национального института Испании по статистике (INE), по состоянию на конец 2009 года в Испании было заключено 16060 однополых браков: 1275 в 2005 году, 4574 в 2006 году, 3250 в 2007 году, 3549 в 2008 и 3412 в 2009.
Год | Мужские пары | Женские пары | Всего однополых браков | Всего браков | % однополых браков |
---|---|---|---|---|---|
2005 (с июля) | 923 | 352 | 1275 | 120728 | 1,06 |
2006 | 3190 | 1384 | 4574 | 211818 | 2,16 |
2007 | 2180 | 1070 | 3250 | 203697 | 1,60 |
2008 | 2299 | 1250 | 3549 | 196613 | 1,81 |
2009 | 2212 | 1200 | 3412 | 177144 | 1,94 |
2010 | 1955 | 1238 | 3193 | 170815 | 1,87 |
2011 | 2073 | 1467 | 3540 | 163338 | 2,17 |
2012 | 1935 | 1520 | 3455 | 168556 | 2,05 |
2013 | 1648 | 1423 | 3071 | 156446 | 1,96 |
2014 | 1679 | 1596 | 3275 | 162554 | 2,01 |
2015 | 1925 | 1813 | 3738 | 168910 | 2,21 |
2016 | 2188 | 2132 | 4320 | 175343 | 2,46 |
2017 | 2323 | 2314 | 4637 | 173626 | 2,67 |
2018 | 2358 | 2512 | 4870 | 167613 | 2,91 |
За 10 лет со времени вступления в силу закона об однополых браках 31610 однополых пар заключили брак, что составило 1,72 % от общего числа всех браков. Большинство браков (61,4 %) было заключено между двумя мужчинами. Первый развод произошёл в 2007 году. Из 28310 браков, заключённых в период между 2005 и 2013 годами, лишь 1858 (или 6,56 %) закончились разводом, разрывом или аннулированием. Хотя среди однополых пар разводов меньше, чем среди разнополых, число разводов растёт с каждым годом .
Большинство однополых браков 2009 года было заключено в Каталонии (895, что представляет 3,24 % от всех браков, заключённых в этой провинции за год), в Мадриде (547 в абсолютных числах и 2,77 % от всех браков), в Андалусии (455 — 1,35 %), в Валенсии (427 — 2,34 %) и на Канарских островах (224 − 3,70 %) . В 2015 году большинство браков было заключено в Каталонии (799), Мадриде (726), Андалусии (575), Валенсии (471) и Канарских островах (265) .