Interested Article - Pentangle
- 2020-03-27
- 1
Pentangle — британский музыкальный коллектив, образовавшийся в 1967 году , исполнявший экспериментальный фолк-рок , обогащённый элементами джаза и блюза и — наряду с Fairport Convention — стоявший у истоков британского фолк-возрождения. Гитаристы-виртуозы Берт Дженш и , отдавая предпочтение акустике, создавали сложные, эклектичные аранжировки, балансируя на грани между фольклорными традициями и рок-авангардом . Pentangle не имели массового коммерческого успеха, но третий альбом Basket of Light (1969) поднялся до пятого места в хит-параде Великобритании ; пять альбомов группы входили в списки Billboard 200 .
История группы
и Берт Дженш были известны на британской фолк-сцене задолго до образования группы и имели на своем счету сольные альбомы (включая один совместный, Bert And John ). Дженш увлекался блюзом и тяготел к современному фолк-року, Ренборн исповедовал более консервативные взгляды. Оба жили под одной крышей в лондонском Джон’з Вуд. Жакки Макши поначалу пела в закусочных и кафе, но в 1965 году уже имела собственный клуб в Саттоне , Суррей , где и познакомилась с гастролировавшими Ренборном и Дженшем . Макши исполнила несколько вокальных партий на альбоме Ренборна Another Monday и не раз выступала с ним дуэтом :205 .
Бас-гитарист Дэнни Томпсон и барабанщик Терри Кокс, известные на джазовой сцене, были участниками группы Алексиса Корнера . В 1966 году оба вошли в состав , где на электрогитаре играл Джон Маклафлин . Ренборн был знаком с Томпсоном по совместным выступлениям в клубе Les Cousins и по работе на телевидении.
В 1967 году шотландский антрепренёр Брюс Даннетт ( англ. Bruce Dunnett ) организовал специально для Дженша и Ренборна воскресный клуб в, ныне несуществующем, отеле «Подкова» ( англ. Horseshoe Hotel ) на Тоттенхэм Корт Роуд . Сначала к ним присоединилась Макши, а марте того же года — Томпсон и Кокс. Принятое название Pentangle, с одной стороны, символизировало единство участников, с другой — имело отношение к мистической и фольклорной традиции (речь идет о символе на сэра Гавейна , персонажа поэмы XIV века «Sir Gawain and the Green Knight», одного из любимых произведений Ренборна) .
Первый же концерт новой группы 27 мая 1967 года в лондонском зале Ройал Фестивал Холл прошел с аншлагом и заставил заговорить о ней столичную прессу. Летом Pentangle провели турне по Дании (которое оказалось неудачным: их рекламировали как «рок-группу», привлекая тем самым неподготовленную аудиторию) и гастроли в Британии, организованные лейблом . Новый менеджер Джо Ластиг ( англ. Jo Lustig ) весной 1968 года подписал для группы контракт с Transatlantic Records: здесь и вышел дебютный (именной) альбом. Критики отметили, что продюсер Шел Талми использовал новаторский подход к записи акустических гитар, придав их звуку особую звонкость. 29 июня того же года Pentangle выступили в лондонском Ройал Алберт-холле : сделанные здесь записи составили основу второго (двойного) альбома . Пластинка, продемонстрировавшая возросшее авторское мастерство Дженша , считается творческим пиком Pentangle .
, вышедший летом 1969 года, ознаменовал наивысшее коммерческое достижение группы, во многом благодаря синглу «Light Flight» (#43) , который своей неожиданной популярностью был обязан телевизионной драме «Take Three Girls». В 1970 году Pentangle записали ещё один саундтрек, к фильму «Tam Lin». За британскими (включая Айл-оф-Уайт ) и американскими гастролями последовал четвертый альбом (октябрь 1970 года): составленный исключительно из фольклора, в коммерческом отношении он оказался провальным .
В Reflection (март 1971 года) группа вернулась к использованию оригинального авторского материала, однако под влиянием гастрольных стрессов в ней обострились внутренние противоречия. Кроме того, пришлось разорвать контракт с Transatlantic: выяснилось, что компания не намерена выплачивать группе гонорары, считая, что они уходят на покрытие гастрольных и студийных расходов. В 1971 году, чтобы получать хоть какие-то деньги от своих работ, Pentangle вынуждены были образовать собственную издательсткую компанию Swiggeroux Music.
(1972, Warner Brothers/Reprise) оказался последней работой оригинального состава Pentangle. Последовавшие британские гастроли оказались скомканными из-за болезни Томпсона. 1 января 1973 года Дженш объявил об уходе из группы: известие об этом еженедельник Melody Maker вынес на обложку первого номера того года .
1982 —
Разговоры о воссоединении начались в начале 1980-х годов и уже в 1982 году воплотились в жизнь: реформированный Pentangle дебютировал на Кембриджском фолк-фестивале, правда без Кокса (он попал в аварию на дороге и сломал ногу, но вскоре наловчился играть в инвалидном кресле: так группа провела гастроли в Италии, Австралии и Германии). Реюнион длился недолго: Ренборн поступил в Дарлингтонский художественный колледж, чтобы заняться изучением классической музыки. Группа не распалась, но постепенно из участников первого состава в ней остались только Дженш и Макши. Их постоянными партнерами стали ранее приглашавшиеся музыканты: Майк Пигготт (скрипка), Найджел Портман-Смит (клавишные, бас-гитара), Питер Кертли (гитара, вокал), а также ударник Джерри Конвэй, до этого сотрудничавший с , Кэтом Стивенсом , Jethro Tull , Ричардом Томпсоном и Джоном Мартином.
В 1995 году после очередного ухода Дженша на сольную «тропу» Макши и Конвей пригласили в состав клавишника Спенсера Козенса ( англ. Spencer Cozens ): так возник Jacqui McShee’s Pentangle. Трио на собственном лейбле GJS Records выпустило успешный альбом (в записи которого приняли участие , , Майк Майньери и Джон Мартин), после чего — с приходом саксофониста Джерри Андервуда и басиста-гитариста Алана Томпсона — расширилось до квинтета. Новый состав, продолжая эксперименты в фолк-джазовом ключе, вышел на непрерывный режим гастрольной работы. Это роковы́м образом сказалось на здоровье Андервуда: он заболел и в 2002 году скоропостижно скончался. Лишь два года спустя Jacqui McShee’s Pentangle, от активной концертной деятельности не отказавшиеся, нашли ему замену в лице Гэри Фута ( англ. Gary Foote ).
Всё это время интерес к раннему периоду творчества Pentangle лишь нарастал: в период с 1972 по 2001 годы было выпущено по меньшей мере десять компиляций. В 2004 году вышел 1968—1972 Lost Broadcasts : двойной CD, набранный из радиозаписей, сделанных в студиях Би-Би-Си в 1968 году, а в 2007-м — The Time Has Come 1967—1973 : бокс-сет раритета и концертных записей из четырех CD. В 2007 году первый состав Pentangle собрался вновь, чтобы получить награду за «Выдающиеся достижения» от BBC Radio 2 Folk Awards и записать небольшой концерт, который транслировался на Би-би-си. В январе 2008 года группа (в составе которой — пятеро участников первого состава) объявила о проведении турне по Британии из 12 концертов .
Дискография
Альбомы
- — 1968
- Sweet Child — 1968
- Basket of Light — 1969
- Cruel Sister — 1970 GB
- Reflection — 1971
- Solomon’s Seal — 1972
- Open The Door — 1985
- In The Round — 1986
- So Early In The Spring — 1989
Jansch/McShee/Kirtley/Portman Smith/Conway
- Think of Tomorrow — 1991
- One More Road — 1993
- Live 1994—1995
Jacqui McShee’s Pentangle
- Feoffees' Lands — 2005
Компиляции
- History Book 1972
- Pentangling 1973
- The Pentangle Collection 1975
- Anthology 1978
- At Their Best 1983
- Essential Vol 1 1987
- Essential Vol 2 1987
- Collection 1988
- Anniversary 1992
- People On The Highway 1968—1971 1992
- Light Flight 1997
- The Pentangle Family 2000
- Light Flight: The Anthology 2001
Примечания
- ↑ . www.allmusic.com (2009). Дата обращения: 9 октября 2009. 1 марта 2012 года. .
- ↑ . www.chartstats.com. Дата обращения: 3 мая 2010. 1 марта 2012 года.
- . www.allmusic.com. Дата обращения: 3 мая 2010. 1 марта 2012 года.
- (англ.) . — www.iconicmusic.com. Дата обращения: 7 октября 2009. 1 марта 2012 года.
- ↑ Harper, Colin. Dazzling Stranger: Bert Jansch and the British Folk and Blues Revival (2006 edition) (англ.) . — Bloomsbury, 2006. — P. 196. — ISBN 0-7475-8725-6 .
- . Дата обращения: 10 января 2007. 1 марта 2012 года.
- Stone, Brian (translator). (неопр.) . — Penguin Classics , 1974. — С. . — ISBN 0-1404-4092-5 .
- (англ.) . — www.bbc.co.uk. Дата обращения: 7 октября 2009. Архивировано из 2 января 2009 года.
- 2020-03-27
- 1