Дом офицеров (Санкт-Петербург)
- 1 year ago
- 0
- 0
Дом акаде́миков (жилой дом Академии наук, в XVIII и начале XIX века — Волков дом) — многоквартирный жилой дом в Санкт-Петербурге , выходящий на три улицы: набережную Лейтенанта Шмидта , 7-ю линию Васильевского острова и Академический переулок . С начала XIX века являлся жилым домом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук , затем — Академии наук СССР , в нем проживали многие выдающиеся деятели российской и советской науки. На фасадах дома размещено 29 мемориальных досок , посвященных известным жильцам. В доме располагается Мемориальный музей-квартира академика И. П. Павлова , ученого-физиолога, лауреата Нобелевской премии , создателя науки о высшей нервной деятельности .
Петербургский Дом академиков находится в восточной части Васильевского острова на набережной Большой Невы и представляет собой три самостоятельные постройки, возведенные в XVIII веке с разными целями, позже объединенными в одно жилое здание .
Известно, что в 1716 году земельными участками на месте существующего Дома академиков владели двое приближенных князя А. Д. Меншикова — адъютант Илья Ерофеевич Лутковский и секретарь Алексей Яковлевич Волков, которому был выделен правый участок, на углу набережной и 7-й линии, отсюда и название «Волков дом» .
Непосредственно возведение домов Лутковского и Волкова началось в июне 1720 года . Дома строились по типовому проекту , предназначавшемуся для владельцев 450—500 крестьянских дворов. Длина фасадов у таких домов обычно составляла 10 саженей . Однако из описи 1736 года следует, что дом Волкова имел 11,5 саженей по фасаду , вероятно по причине того, что был угловым .
В тот же самый период Лутковский и Волков совместно владели кирпичным заводом на Выборгской стороне . Однако их дома на набережной Большой Невы достроены не были. Полковник Илья Лутковский, не выполнивший обязательств по поставке кирпича на стройки Петербурга, оказался под судом, его незавершенный дом был конфискован в казну. Алексей Волков сам продал свой недостроенный дом из-за долгов. В 1725 году , вскоре после смерти Петра I он обратился к императрице Екатерине I , что «что на Васильевском острове построил он каменный дом не с дворового числа [то есть не по обязанности строить дом в соответствии с размером своего состояния, которое определялось количеством находящихся в его собственности крестьянских дворов], но по своей воле, который дом стал ему в 4700 руб., и дабы тот дом взять на Ея Императорское Величество, а ему на оплату долгов, заплатить деньги, во что он встал…» .
Деньги были уплачены, недостроенный дом отошел в казну и был передан Военной коллегии , которой, что интересно, заведовал сам Волков. Долгое время оба дома, не имевшие оконных рам, полов и частично межэтажных перекрытий, лестниц, штукатурки на стенах и проч., использовались для хранения казенного провианта .
24 августа 1736 года появился указ императрицы Анны Иоанновны , согласно которому «для житья академических служителей вышеописанный, купленный у Волкова дом, отдать в ведомство Академии наук, и что надлежит в нем вычинить из положенной суммы на канцелярию от строений, дабы впредь к той академии для житья вышеописанных учеников особливых домов не нанимать» .
Для обследования домов Волкова и Лутковского в том же 1736 году был привлечен резного дела мастер Конрад Оснер , который, исходя из того, что оба здания строились по одному проекту и у них совпадает высота этажей, размеры и ритм оконных проемов, предложил объединить два недостроенных объекта в один. Оснера поддержал президент Академии наук Иоганн Альбрехт фон Корф . Однако строительные работы так и не начались .
Новый этап в истории Дома академиков относится к 1757 году . На этот раз попытку приспособить недостроенные здания под нужды Академии наук предпринимает Михаил Васильевич Ломоносов . Обследование и освидетельствование двух строений проводит прапорщик Н. П. Галл, а проект их объединения готовит Савва Иванович Чевакинский , занимавший с 1755 года должность архитектора Академии наук. Тогда же Чевакинским была перестроена пострадавшая от пожара башня Кунсткамеры .
В результате проведенных в 1757- 1758 годах работ здание стало 3-этажным, на 15 осей по лицевому (обращенному к Большой Неве) фасаду. Центральная 3-осевая часть была выделена фронтоном с колоннами по углам. Два высоких крыльца соответствовали двум симметрично расположенным входам. В декоре фасада просматривались элементы барокко : гладкие и рустованные лопатки , фигурные наличники .
После перестройки в новом доме на набережной Большой Невы разместились мастерские Академии наук: словолитня, переплетная , инструментальная, барометренная и токарная, а так же типография и гравировальная палата. При мастерских находились квартиры их руководителей, в частности, заведовавшего гравировальной (гридоровальной) палатой Георга Фридриха Шмидта , создателя и главы второй академической типографии Ивана Ивановича Тауберта , руководителя переплетной палаты Фридриха Розенберга и пр. В доме (вероятно, в подвальном этаже) находились квартиры технических работников Академии, например, трубочиста .
В 1793 году по инициативе Екатерины Романовны Дашковой , возглавлявшей Академию наук, на свободной части участка, относившегося к домам Волкова и Лутковского, вдоль 7-й линии В. О. и переулка, позднее названного Академическим , строится четырехэтажный Г-образный в плане корпус для Академической гимназии .
В 1805 году Академическая гимназия была упразднена, а ее прежде отдельное здание решили соединить с остальными строениями на участке. При этом перестройке, которая была осуществлена в 1806 - 1808 годах , подвергся и стоявший вдоль Большой Невы корпус — соединенные ранее в единое целое по проекту Чевакинского дома Волкова и Лутковского. Новая постройка, объединившая таким образом в себе три здания, получила новые фасады, оформленные в стиле классицизма . Со стороны набережной дом был дополнен монументальным портиком с четырьмя каннелированными дорическими колоннами, поддерживающими массивный антаблемент и балкон . Балюстрада балкона была оформлена на заводе, принадлежащем Чарльзу Берду , черепичная кровля на крыше здания была заменена на железную .
Автор проекта перестройки, создавшей современный облик Дома академиков, неизвестен. Часть исследователей считает таковым Андреяна Дмитриевича Захарова . Также в качестве возможных создателей проекта фигурируют архитекторы Алексей Гаврилович Бежанов и , служивший с 1805 по 1846 год архитектором Академии наук. Филиппов руководил строительством, именно его подпись стоит на большинстве листов архивного дела 1806 года «Относительно до построек и починок в принадлежащих Академии домах и о покупке на то разных материалов» .
В Доме академиков после его перестройки в 1806—1808 годах было 18 квартир, большинство из которых имело от 5 до 10 комнат. С меньшим количеством комнат было лишь две — 2-комная и 1-комнатная. Они располагались на верхнем этаже в крыле вдоль Академического переулка и предназначались, вероятно, для обслуживающего персонала Академии наук — с этого момента дом на углу 7-й линии Васильевского острова и набережной Большой Невы использовался преимущественно под жилье и хозяйственные нужды сотрудников Академии .
За прошедшие столетия жилые помещения неоднократно перепланировывались и ремонтировались с утратой первоначальной отделки. Сохранились списками занимавших квартиры в Доме академиков: в 1809 году — 16 человек с семьями, в 1844 году — 19 человек, в 1867 году — 18 человек. .
В 1930-х годах в связи с реконструкцией моста Лейтенанта Шмидта (ныне Благовещенский мост ) и изменившейся конфигурацией набережной был утрачен трехступенчатый стилобат портика на главном (южном) фасаде дома .
В 1952 году были частично заложены окна цокольного этажа, в 1960 году была проведена реставрация уличных фасадов. В 2006 году фасады дома были вновь отреставрированы в рамках городской адресной программы «Фасады Санкт-Петербурга» .
В настоящее время здание по-прежнему является жилым домом, хотя и не имеет прежней ведомственной привязки: начиная с 1990-х годов, квартиры в Доме академиков находятся в частной собственности. В печатных и интернет- СМИ , путеводителях по Санкт-Петербургу и специальной литературе Дом академиков фигурирует как образец многоквартирного жилого дома начала XIX века, памятник архитектуры в стиле русского классицизма .
В Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации санкт-петербургский Дом академиков (жилой дом Академии наук) определен как памятник, объект культурного наследия федерального значения и имеет регистрационный номер 781610743890006 (постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001) .
22 сентября 1949 года в соответствии с Распоряжением Совета Министров СССР № 11986-р от 06.08.1949 и Распоряжением Президиума Академии наук СССР № 1165 от 20.08.1949 на втором этаже Доме академиков в квартире № 11 был открыт Мемориальный музей-квартира Ивана Петровича Павлова. Ученый-физиолог проживал по этому адресу с 1918 по 1936 год . Благодаря усилиям дочери академика Веры Ивановны Павловой ( 1890 — 1964 ) в трех комнатах квартиры — гостиной, спальне, столовой — сохранилась оригинальная обстановка, существовавшая еще при жизни академика. В музее-квартире выставлены фотографии и подлинные предмет, принадлежавшие семье Павловых, в том числе обширная семейная библиотека .
Так же экспозиции представлены картины русских художников из собрания ученого, включая один из авторских вариантов картины « Богатыри » Виктора Михайловича Васнецова , и сформированная лично Павловым коллекцию жуков и бабочек . Еще одна комната отведена под экспозицию, знакомящую с трудами всемирно известного физиолога. В настоящее время в Мемориальном музее-квартире академика И. П. Павлова, являющимся подразделением Института физиологии им. И. П. Павлова РАН , проходят регулярные экскурсии: «И. П. Павлов — великий русский физиолог, первый Нобелевский лауреат России», «Традиции и жизненный уклад в семье Павловых», «„Рефлекс цели“ по И. П. Павлову», «Серафима Павлова — жена „великого мужа“» .
В разное время жильцами Дома академиков являлись около 100 выдающихся деятелей отечественной науки, начиная с механика-изобретателя, заведующего инструментальной мастерской Петербургской академии наук Ивана Петровича Кулибина .
В 1948 -1950-х годах по предложению президента АН СССР Сергея Ивановича Вавилова и по проекту архитектора Роберта Исааковича Каплана-Ингеля на фасаде Доме академиков были укреплены 19 мемориальных досок с именами живших здесь деятелей науки. Сейчас этих досок 29 , они увековечивают имена следующих ученых:
В 2006 году Дом академиков подвергся реставрации в рамках городской адресной программы «Фасады Санкт-Петербурга». В ходе восстановительных работ все мемориальные доски, укрепленных на фасадах здания, были демонтированы. А когда реставрация завершилась, памятных знаков на месте не оказалось. Это вызвало возмущение жителей дома и городских активистов, в итоге к 11 мая 2006 года мемориальные доски вновь заняли свои привычные места .
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв в одной из телевизионных передач (встреч в Останкино в середине 1990-х годов) рассказывал, что петербургский Дом академиков из-за обилия на нем мемориальных досок в быту иногда именовали «индийской гробницей» .
Знаток и исследователь городского фольклора , писатель-историк Наум Александрович Синдаловский в свою очередь полагал, что неформальный топоним возник в академической среде, а затем распространился по всему Ленинграду, а впоследствии Петербургу . Так или иначе, но название закрепилось в городском обиходе и употребляется до сих пор .
Сохранилось множество воспоминаний о жизни в петербургском Доме академиков. Например, существует подробный 37-минутный рассказ Веры Александровны Крачковской , советского ученого-востоковеда, вдовы академика АН СССР Игнатия Юлиановича Крачковского , прожившей в квартире № 1 на первом этаже Дома академиков почти полвека, с 1927 по 1974 год . Аудиозапись была сделана журналистом Ленинградского радио незадолго до смерти Крачковской в январе 1974 года. Сейчас эту фонограмму можно прослушать на портале Аудиопедия в фонотеке Свидетель , рассказ Крачковский содержит множество бытовых, а подчас анекдотических подробностей из жизни знаменитого дома:
Нашим предшественником здесь был вице-президент Академии наук Владимир Андреевич Стеклов . Владимир Андреевич в ту пору уже овдовел. Он потерял сперва дочь, потом и жену. И в этой <…> большой квартире с громадными комнатами он жил с сестрой Зинаидой Андреевной. Маленькая бытовая подробность: Зинаида Андреевна любила очень кошек, у нее было семь кошек. И дворовые кошки приходили к эти семерым в гости. Они так к этому привыкли, что, когда Стекловых не стало: Владимир Андреевич помер, а Зинаида Андреевна переселилась в другую квартиру <…>, мы еще долгое время были обуреваемы нашествием кошек со двора. Кончилось тем, что я устроила вкладную решетку в форточку, чтобы кошки не могли самовольно проникать,
— из воспоминаний В. А. Крачковской для Ленинградского радио
В 2016 году в рамках петербургского проекта « Сохранённая культура » вышла книга «Дом академиков. Истории и судьбы». Наряду с краеведческими и биографическими материалами, которые подготовил писатель, историк и филолог Константин Жуков, в книгу вошли многочисленные мемуары бывших и нынешних жильцов дома, потомков известных ученых .
В их числе — воспоминания Ольги и Марины Толмачевых, правнучек российского ученого-геолога, первого выборного президента Российской академии наук Александра Петровича Карпинского .
Сам Карпинский с семьей переехал в Дом академиков в 1899 году из квартиры в Горном институте . Сначала семья академика проживала в квартирах № 9 и № 2, затем — в квартире № 3, которая располагалась на втором этаже и имела выход на обширный балкон, венчающий четырехколонный портик на парадном фасаде здания. Традиционно эту квартиру отводили вице-президентам академии. Карпинские заселился в нее в 1916 году и жил до 1935 года , когда вынужден был переехать вслед за Академией наук в Москву . Но и после этого жилплощадь осталась за семьей академика. Долгое время квартиру № 3 занимали дочери Карпинского, две из которых умерли во время блокады , а третья — Евгения Александровна Толмачева-Карпинская — проживала в ней до своей кончины в 1963 году . При этом в середине 1950-х годов квартиру административно разделили на две: № 3 и № 3-А. Квартиру № 3-А до сих пор занимают потомки Карпинского .
В праздничные дни на нашем балконе выставлялись флаги и плакат «Слава русской науке!». Конечно, в Первомай можно было постоять и посмотреть на демонстрацию. Колонна Васильевского острова формировалась у Горного института, а потом проходила мимо нас по набережной, направляясь на Дворцовую площадь. Бабушка стояла и «принимала парад», академические ей махали и что-то кричали. Она жила в нашем доме больше шестидесяти лет и была уже его символом,
— из воспоминаний О. А. Толмачевой для книги «Дом академиков. Истории и судьбы»
Доктор медицинских наук, старший научный сотрудник петербургского НИИ гриппа Екатерина Головачева в мемуаре «Ольденбурги-Головачевы в Доме академиков» рассказывает историю квартиры № 31, которую занимал российский и советский востоковед, один из основателей русской индологической школы, академик и непременный секретарь СПбАН — РАН — АН СССР Сергей Федорович Ольденбург . В эту квартиру ученый въехал в 1924 году . До этого Ольденбург вместе с женой Еленой и пасынком Дмитрием Головачевым проживал на первом этаже флигеля главного здания Академии наук. Но после крупного наводнения , которое случилось в Петербурге 23 сентября 1924 года, жить там стало невозможно. В квартире № 31 родился сын Дмитрия Головачева — врач и ученый Георгий Головачев (1930—1995), долгое время возглавлявший лабораторию генетики в НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д. О. Отта , а затем — его внучка, автор воспоминаний. Квартира до сих пор принадлежит Головачевым, в ней сохранились мебель и стол, за которым работал академик Ольденбург, его книги и другие вещи .
Свою лепту в мемуарную часть книги внес сын доктора геолого-минералогических наук, член-корреспондента АН СССР Юрия Александровича Билибина , петербургский ученый-химик Александр Билибин — «История нашей семьи в истории дома на 7-й линии» ; электротехник и историк науки Вера Северинова — «О жильцах, науке и творчестве в квартире № 9 Дома академиков в 1950—1970-е годы» ; доктор геолого-минералогических наук, профессор Борис Шилин — «О квартире № 17» и мн. другие.
Петербургский юрист и ученый, руководитель проекта «Сохраненная культура» Виктор Наумов подготовил для книги рассказ о двух поколениях своей семьи . Его героями стали видные деятели ленинградской и петербургской культуры: архитектор, ученый, педагог, декан архитектурного факультета ИнсЖСА им. И. Е. Репина АХ СССР Виктор Ильич Кочедамов , архитектор, ученый-градостроитель, член-корреспондент РААСН Александра Викторовна Махровская , художник-график , иллюстратор , плакатист Ольга Александровна Биантовская . После перевода АН СССР в Москву дом на Васильевском острове остался в ведении академии и по-прежнему являлся «служебным фондом жилья» для ее членов, но состав жильцов в историческом здании начал постепенно меняться .
Также в книгу вошел очерк «И. П. Павлов и его музей в Доме академиков», который написала специально для издания главный хранитель Мемориального музея-квартиры И. П. Павлова Людмила Громова. Всемирно известный физиолог и естествоиспытатель прожил в доме Академии наук 18 лет, с 1918 по 1936 год .
В июне 2017 года книга «Дом академиков. Истории и судьбы» стала лауреатом XIII Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина», организованного Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) . Победу изданию присудили в номинации «Люди нашего края» .