Interested Article - Сорель, Шарль

Шарль Сорель, сьёр де Сувиньи ( фр. Charles Sorel, sieur de Souvigny , 1599 или 1602 , Париж 7 марта 1674 , там же) — французский писатель , историк и сатирик XVII века. Его основные произведения — романы « Комическая история Франсиона » и « Сумасбродный пастух ».

Биография

Сорель был родом из буржуазной семьи. Учился в парижском коллеже. Начал заниматься словесностью в юном возрасте, опубликовав «Эпиталаму на счастливое бракосочетание наихристианнейшего короля Франции Людовика XIII …» ( l’Épithalame sur l’heureux mariage du très chrétien roi de France Louis XIII , 1616 ). В молодости Сорель попытался сделать карьеру при дворе, но безуспешно. Вращался в кругах либертинов . В 1635 году выкупил у своего дяди Шарля Бернара должность королевского историографа. Лишённый жалованья в 1663 г., был вынужден продать свой дом и перебраться к племяннику.

«Комическая история Франсиона»

Наиболее значительное сочинение Сореля, «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона» ( La vraye histoire comique de Francion ) или «Комическая история Франсиона», связано с традицией плутовского романа , а также книги Рабле и является самым известным образцом распространённого во Франции XVII в. жанра «комической истории». Первая версия в семи частях была опубликована анонимно в 1623 году; расширенное, но во многом утратившее идейную остроту издание вышло в 1626 году; окончательный авторский вариант (Сорель укрылся здесь за псевдонимом Никола де Мулине — так звали не слишком известного французского новеллиста начала XVII века) включал двенадцать частей и вышел в 1633 году. В 1924 году Э. Руа переиздал (на основе единственного сохранившегося экземпляра) аутентичный текст 1623 года; современные издания «Франсиона» основываются именно на нём. В течение XVII века роман не раз издавался за пределами Франции (на нидерландском , английском , немецком языках. Русский перевод романа вышел в 1935 году.

По своей структуре «Франсион» предвосхищает роман воспитания . В центре сюжета — любовные похождения дворянина Франсиона (имя его происходит от franc , искренний, свободный ), выбирающего между плотской страстью (Лоретта) и возвышающим душу чувством (прекрасная Наис); версии 1626 и 1633 годов заканчиваются бракосочетанием Франсиона и Наис. По мнению некоторых литературоведов, прототипом Франсиона (приверженца умеренного эпикурейства ) является известный вольнодумец Теофиль де Вио , а учителя Гортензиуса — не менее известный писатель Гез де Бальзак . Роман содержит сатирическую картину современного писателю общества (хотя и не сводится к ней); красочно воссозданный Сорелем мир парижского «дна» в чём-то предвосхищает «Парижские тайны» Сю . Но и по мере продвижения Франсиона вверх по лестнице социальной иерархии он неизменно сталкивается с проявлениями порока, невежества и глупости. Связанная с аверроизмом философская позиция автора романа изложена преимущественно в аллегорическом сновидении главного героя (третья книга).

Основной сюжет дополнен множеством вставных историй и ретроспекций: читатель узнаёт о молодости Франсиона, о жизни его отца и т. д. Насыщенность романа авторскими отступлениями, письмами, поэтическими интерполяциями, контраст низменного и возвышенного, варьирование языковых регистров выдают связь «Франсиона» с эстетикой барокко .

Другие сочинения

Метафорический портрет пастушки Хариты. Иллюстрация к роману « Сумасбродный пастух » (издание 1627 г.)
  • Антироман « Сумасбродный пастух » ( Le berger extravagant ) (1627—1628), предвосхищающий « Мещанский роман » Антуана Фюретьера и высмеивающий моду на пасторальный и сентиментальный романы.
  • «История французской монархии» ( Histoire de la monarchie française ) (1629).
  • Энциклопедический труд «Всеобщая наука» ( La science universelle ) (1634—1644, в 4 томах).
  • Пародия на популярный в эпоху Возрождения жанр новеллистической книги «Дом игр» ( La Maison des jeux , 1642).
  • Примыкающие к прециозной литературе «Правила галантности» ( Les Lois de la Galanterie , 1644).
  • Незавершённый комический роман «Полиандр» («Polyandre», 1648), сюжет которого отчасти был использован Мольером в « Тартюфе ».
  • Очерк творчества французских писателей XVII в. «Французская библиотека» ( Bibliothèque française ) (1664—67).
  • Последнее сочинение Сореля — сумма его воззрений на словесность «О знании хороших книг» ( De la connoissance des bons livres , 1672).

Библиография

  • Roy E. La Vie et les Oeuvres de Charles Sorel. — P.: 1891.
  • Béchade H. Les romans comiques de Charles Sorel, fiction narrative, langue et languages. — Genève: 1981.
  • Verdier G. Charles Sorel. — P.: 1984.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
  • Алексеев М. П. Шарль Сорель // Сорель Ш. Правдивое комическое жизнеописание Франсиона. — М.: «Academia». — 1935. — С. III—XXXI.
  • Бондарев А. П. Авантюрный мир «Франсиона» // Сорель Ш. Правдивое комическое жизнеописание Франсиона. — М.: Правда. — 1990. — С. 5—22.

Примечания

Ссылки

  • [publ.lib.ru/ARCHIVES/S/SOREL'_Sharl'/_Sorel'_Sh..html Текст «Правдивого комического жизнеописания Франсиона» в русском переводе]


Источник —

Same as Сорель, Шарль