Interested Article - Художественный вымысел

Игра в крокет фламинго вместо молотков и ежами вместо шаров — плод вымысла Льюиса Кэрролла , автора « Алисы в Стране чудес ».

Художественный вымысел — плод творческого воображения автора художественной литературы , художественного фильма , телесериала или компьютерной игры , воплощающих его мировоззрение. Для художественного вымысла характерно отсутствие прямых соответствий как в реальности, так и в предшествующих произведениях искусства .

Определение

Художественное произведение подразумевает построение воображаемого мира, и, как правило, его вымышленность признаётся публично, поэтому его аудитория обычно ожидает, что оно каким-то образом отклонится от реального мира , а не будет представлено только персонажами , которые являются реальными людьми или событиями, которые на самом деле достоверны . Художественное произведение обычно понимается как не полностью связанное с реальным миром, что, следовательно, оставляет его темы и контекст , к примеру, его связь с реальностью, открытыми для различных интерпретаций . Персонажи и события в некоторых художественных произведениях могут даже существовать в своём собственном контексте, полностью отделенном от известной физической Вселенной .

Создание мира , миропостроение — это процесс построения воображаемого мира , иногда связанного с целой вымышленной вселенной . Получившийся мир можно назвать сконструированным гипотетическим миром. Разработка воображаемого сеттинга с такими связными качествами, как история , география и экология , является ключевой задачей для многих писателей-фантастов . Миропостроение часто включает в себя создание карт , предыстории и персонажей.

Согласно определению, данному Роже Кайуа , к фантастическому относится всё, что не является точным изображением привычных предметов и живых существ .

Роль вымысла в художественном произведении

Вымысел — ключевой (наряду с воспроизведением наблюдаемых фактов, использованием прототипов и исторических, мифологических и литературных источников) элемент искусства, основной способ художественного обобщения. По словам Максима Горького , художественность без вымысла «невозможна, не существует» . Вымысел присутствует даже в произведениях, опирающихся на реальные события, касаясь отдельных мыслей, высказываний и действий персонажей . Художественная образность обязательно сочетает в себе два компонента — условность (акцентированная нетождественность или даже противопоставление между изображаемым и реальностью) и жизнеподобие (стирание границ, создающее иллюзию тождества искусства и реальности) .

Область применения вымысла — обстоятельства и события, составляющие сюжет , индивидуальные черты характера и поведения персонажей, детали бытовой обстановки, природы, местности и т. п. Однако вымысел не является произвольным фантазированием, он практически всегда так или иначе связан с реальностью. Как писал М. М. Бахтин , автор не «выдумывает», а «преднаходит» своего героя. Даже в сказках и фантастике вымысел связан с реалиями настоящего или прошлого. Возможные формы, которые может принимать вымысел, — домысливание мифологических и исторических источников (характерными примерами могут служить античная драма и древнерусская повесть ), а также жизненных прототипов (в биографических и автобиографических произведениях); либо условность, гротеск и сказка, предоставляющие возможности для более свободного самовыражения и активной переработки материала . Характерным отличием элементов художественного повествования от реальности является отсутствие элемента случайности: если смерть человека в реальной жизни может быть случайной, то в художественном произведении она всегда подчинена замыслу автора. Реализуя события, которые «могли бы случиться», автор отражает свои представления о закономерностях бытия, возможностях развития реальности. При этом в произведениях определённых жанров (в особенности героических и сатирических) такие события могут выходить за рамки повседневного правдоподобия; по определению М. Е. Салтыкова-Щедрина , искусство призвано изображать «не те только поступки, которые человек беспрепятственно совершает, но и те, которые он несомненно совершил бы, если б умел или смел» .

Художественный вымысел в историческом развитии

Для архаичного мышления характерно отсутствие чёткой границы между исторической и художественной правдой. Однако уже в народных сказках вымысел осознан — они никогда не претендуют на то, чтобы считаться отражением реальности .

В древности художественный вымысел проявлялся преимущественно в двух условных формах: идеализирующая гипербола и принижающий гротеск . Первая форма применялась в произведениях, домысливающих мифы (в частности, в античной трагедии ), исторические легенды и предания ( героические песни , саги , эпопеи ). Преодоление рамок предания и упрочение позиций индивидуального художественного вымысла связано с такими позднеантичными серьёзно-смеховыми жанрами, как мениппова сатира . Платон отмечал наличие вымысла в мифе ; позже Аристотель формулировал принцип, согласно которому поэт пишет «не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно о возможном по вероятности или по необходимости» .

Христианская доктрина относилась к художественному вымыслу отрицательно. Так, Фома Аквинский называл поэзию «низшей доктриной» ( лат. infima doctrina ) и обвинял в «нехватке истины» ( defectus veritatis ); Умберто Эко полагает, что «низшим» для отца церкви в этом случае было «искусство как делание» в сравнении с чистым умозрением . Средневековые схоласты полагали, что если поэт пишет об известных истинах, то он не открывает читателю ничего нового, всего лишь придавая написанному приятную форму; в худшем же случае поэтические приёмы (например, метафора ) — это ложь, а поэзия — сотрясение воздуха ( лат. sonum tantummodo vocis ) .

В куртуазном и животном эпосе , фаблио и иных формах новеллистики западноевропейского Средневековья основополагающая роль художественного вымысла осознавалась ясно. В художественной литературе вымысел выпукло проявляется в « Божественной комедии » Данте , в переосмыслении традиционных сюжетов у Боккаччо и Шекспира , достигает эпического размаха в творчестве Рабле . Напротив, в главных жанрах древнерусской литературы (воинские повести, жития святых ) такого осознания не было вплоть до XVII века, поскольку авторы этих произведений видели себя в роли хранителей предания, а не сочинителей .

Перелом в отношении к вымыслу происходит в эпоху предромантизма и романтизма . Если до этого (в особенности в теории классицизма ) главенствовала точка зрения, отводившая искусству роль достоверного отражения реальности, в идеологии романтизма акцент делается, по выражению Генриха Клейста , на «сочинительство по собственным законам», а вымысел признаётся важнейшим свойством поэзии. Писатели-романтики смело преображают и переосмысливают фольклор, мифологию и предшествующие литературные источники — характерным примером может служить творчество И. В. Гёте и в особенности его « Фауст ». В рамках претензий на абсолютную духовную самостоятельность (а порой и элитарность) начинается активный поиск новой художественной реальности, не имеющей предшествующих аналогов; таковы фантастические произведения Э. Т. А. Гофмана , Эдгара По , Н. В. Гоголя , поэмы Дж. Г. Байрона .

В реалистической литературе XIX—XX веков вымысел в определённой мере сдаёт свои позиции, поскольку акцент перемещается на изображение фактов и личностей, лично известных автору произведения, и сокращается расстояние между объективной и художественной реальностью. Лев Толстой в последние годы жизни, в частности, пишет: «Совестно писать неправду, что было то, чего не было. Если хочешь что сказать, скажи прямо». Даже для фантастического в своей основе творчества Томаса Манна автор отмечал «стимулирующее действие фактов». «Писание с натуры» снова становится самостоятельной ценностью, в XX веке вымысел часто критикуется как исчерпавшее себя явление, на смену которому идёт «литература факта». Тем не менее и в жанре реализма приёмы домысливания и «перестраивания» фактов реального мира продолжают использоваться, и качественное реалистическое произведение соединяет в себе выдуманные и невыдуманные элементы . В советском искусствоведении, провозглашавшем приоритет реалистического отражения действительности, со временем была выработана позиция, согласно которой «существует и должна существовать условность реалистическая… условность прогрессивная и народная», которая «органически входит в широкое понимание реализма» . Оппоненты идеологии натурализма, в особенности в начале XX века, напротив, акцентировали условность, полностью отвергая «рутинное» жизнеподобие — таким было творчество Всеволода Мейерхольда .

В настоящее время основными сферами, где авторский вымысел остаётся явным и нескрываемым, являются детектив , приключенческая литература и кино , фантастика , фэнтези . Но вымысел, хотя и в меньшей степени, присутствует и во всех прочих произведениях художественной литературы и кино. Е. Н. Ковтун пишет, что в произведениях массовых жанров «свойственное обыденной реальности течение событий» намеренно сгущается и заостряется; в авантюрно-приключенческой, детективной и любовно-мелодраматической литературе концентрация стечений обстоятельств, совпадений, испытаний, выпадающих героям, если и не невозможна, то по крайней мере невероятна .

Реализм

Реалистическая литература, как правило, излагает истории, сеттинг которых (время и место в мире) реальны и чьи события могли бы происходить в реальных условиях, а фантастика , фэнтази содержат истории, сеттинг которых, наоборот, происходит часто в воображаемой вселенной ( вымышленном мире ), альтернативной истории мира, отличной от той, которая в настоящее время понимается как истинная, или в каком-то другом несуществующем месте или периоде времени, порой с невозможными технологиями или нарушением законов природы в нашем понимании. Тем не менее, все виды художественной литературы в каком-то смысле приглашают своих слушателей исследовать реальные идеи, проблемы или возможности в вымышленном окружении или использовать то, что мы знаем как реальность, для мысленного создания чего-то похожего на реальность, хотя и отличающегося от неё.

Линия традиционного разделения художественной литературы и нон-фикшн теперь обычно считается размытой, и между ними больше совпадений, чем взаимоисключающего. Даже у художественной литературы обычно есть элементы нон-фикшн. Различие между ними может быть лучше определено с точки зрения аудитории, согласно которой произведение рассматривается как нон-фикшн, если показанные в нём люди, места и события являются исторически или фактически реальными, а как художественная литература — если оно отклоняется от реальности в любой из этих областей (при этом если произведение искажает объективную реальность, но в цели его автора не входит информирование читателя или зрителя об этом искажении, такое произведение также относится к нехудожественному жанру ). Различие между художественной литературой и нон-фикшн ещё более размывается потому, что, с одной стороны, истина может быть представлена через каналы и конструкции воображения, но с другой стороны, воображение может также привести к значительным выводам об истине и реальности.

Литературный критик Джеймс Вуд утверждает, что «художественная литература — это и выдумка, и правдоподобие»: она требует как творческой изобретательности, так и некоторой степени правдоподобия, к которому часто применяют термин, предложенный поэтом Сэмюэлем Тейлором Кольриджем , — добровольное отстранение неверия (на русский язык в разных источниках термин переводится как «(временный/ая/ое) отказ от/приостановка/подавление неверия/недоверия/сомнений» в различных сочетаниях). Кроме того, бесконечные возможности воображения сами говорят о невозможности полного познания реальности, наглядно демонстрируя отсутствие критерия, чтобы измерить конструкты реальности. Понятие приостановки неверия предполагает, что если писатель привносит в выдуманную историю «человеческий интерес и подобие истины», то читатель воздержится от критических суждений относительно неправдоподобности событий и примет условность повествования. Приостановка недоверия, психологическое принятие изображаемого мира как реального в данных условиях — условие нормального восприятия многих жанров литературы: беллетристики, комедии, фэнтези и ужасов. В театральном искусстве и кинематографе принят термин «вера в предлагаемые обстоятельства ». С явлением художественного вымысла связан психологический эффект, с 1970-х годов известный как парадокс вымысла. Он заключается в том, что, хотя для того, чтобы испытать рационально обоснованную эмоцию по отношению к сущности, необходимо верить в её существование, люди испытывают подлинные эмоции по отношению к вымышленным сущностям, в реальность которых не верят . Попытки объяснить этот парадокс обычно сопряжены с отрицанием одного из его компонентов — как правило, рациональности эмоций, вызванных художественным вымыслом, либо отсутствия веры в реальность вымышленных сущностей .

Философ языка ( англ. ) различает два типа правдоподобия художественного вымысла : культурное правдоподобие , означающее достоверность произведения в культурном или историческом контексте реального, внешнего по отношению к произведению, мира, и жанровое правдоподобие , означающее достоверность произведения в рамках своего жанра (например, постоянное пение персонажа о своих чувствах — правдоподобное действие внутри вымышленной Вселенной мюзикла , но неправдоподобное действие в реальном мире) . Философ Дэвид Льюис в своей работе «Правда в художественном вымысле» ( англ. Truth in Fiction ) рассматривает, среди прочих, произведения, идеи которых противоречат не только физической реальности, но и математической логике или метафизическим аксиомам (примером могут служить «Деление на ноль» Теда Чана или некоторые произведения о путешествиях во времени ). Согласно Льюису, в таких произведениях по умолчанию правдивым в рамках их логики будет являться любое утверждение, кроме тех, что противоречат друг другу (как правило, в результате недосмотра сочинителя). Например, если доктор Ватсон в некоторых рассказах Конан Дойла получил во время афганской войны ранение в ногу, а в других — в плечо, то минимально правдивым в рамках логики произведений Дойла будет только утверждение о том, что Ватсон был ранен на войне .

Форматы

Традиционно художественная литература включает в себя романы , рассказы , басни , легенды , мифы , сказки и эпосы , поэзию , пьесы (включая оперы , мюзиклы , драмы , кукольные пьесы и различные виды театральных танцев ). Также художественные произведения включают фильмы , мультфильмы , комиксы , видеоигры , радио- и телепрограммы и т. д.

Жанр художественного произведения

Художественный вымысел обычно делится на множество жанров — подгруппы художественной литературы, каждая из которых отличается определённым объединяющим стилем , набором методов повествования , архетипов или других приемов. Например, научная фантастика предсказывает или предполагает технологии , которые не были реальностью на момент создания работы: роман Жюля Верна « С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут » был опубликован в 1865 году, а астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин стали первыми людьми, высадившимися на Луну в 1969 году.

Исторический роман помещает воображаемых персонажей в реальные исторические события. Некоторые художественные произведения слегка или сильно переосмыслены на основе какой-то изначально реальной истории или реконструированной биографии, например цикл книг « Песнь льда и пламени » Джорджа Мартина частично основан на Войне Алой и Белой розы в Англии . Часто, даже когда вымышленная история основана на фактах, из реальной истории могут быть дополнения и вычитания, чтобы сделать её более интересной. Если сюжет художественного произведения строится на предположении, что известные читателю исторические события в действительности протекали по-другому либо были результатом деятельности неизвестных фигур, такое произведение могут относить к жанру криптоистории . Если же автор при работе над сюжетом делает допущение, что на определённом этапе истории произошла «развилка», некое известное событие не состоялось или окончилось иначе (арабы выиграли битву при Пуатье , Черчилль погиб в автомобильной аварии в 1931 году и т. д.) и в результате дальнейшее развитие истории пошло не по известному пути, произведение относится к жанру альтернативной истории .

Художественные работы, которые вовлекают явные сверхъестественные , магические или научно невозможные элементы, часто классифицируются по жанру как фэнтези — в их числе романы Льюиса Кэрролла « Приключения Алисы в стране чудес » (1865), « Гарри Поттер » Джоан Роулинг и « Властелин колец » Джона Толкина . Создатели фэнтези иногда представляют воображаемых созданий и существ, таких как драконы , гномы , феи и т. д.

Несмотря на развитую классификацию художественных жанров, лучшие художественные произведения, как правило, совмещают несколько разных типов вымысла . Примерами могут служить совмещение сатиры, утопии и социальной фантастики в « Войне с саламандрами » К. Чапека или мифологического вымысла, фэнтези и сатиры в « Мастере и Маргарите » М. Булгакова .

Примечания

  1. , с. 153.
  2. John Hamilton. . — ABDO, 2009-01-01. — 34 с. — ISBN 9781617146558 .
  3. , Введение. Фантастика (Fantastika) и фантастическое (The Fantastic), с. 11.
  4. , с. 33.
  5. .
  6. , с. 1069.
  7. .
  8. , с. 153—154.
  9. , с. 154.
  10. Эко У. «Низшее учение» («Infima doctrina») // Искусство и красота в средневековой эстетике . — СПб. : Алетейя, 2003.
  11. , с. 154—155.
  12. , с. 155.
  13. , с. 155—156.
  14. , с. 29.
  15. , с. 11.
  16. Kroon F., and Voltolini A. // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / Edward N. Zalta, principal editor. — Metaphysics Research Lab, Stanford University, 2019.
  17. Лозинская Е. В. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: Реферативный журнал. — 2019. — № 4 . — С. 84 . — ISSN . 18 января 2022 года.
  18. Hall, Stuart. . — London : Sage in association with the Open University, 1997. — P. 360.
  19. Еськов К. // Консерватор. — 2003. — Май ( № 18 ). 18 января 2022 года.
  20. , с. 259.
  21. , с. 265—266.
  22. , с. 280.

Литература

  • Ковтун Е. Н. . — М. : Высшая школа, 2008.
  • Кожинов В. В. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков . — М. : Советская энциклопедия , 1962. — Т. 1. Аарне — Гаврилов. — С. 1069—1070.
  • Хализев В. Е. Вымысел // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и составитель Николюкин А. Н.. — М. : Интелвак, 2001. — С. 153—156. — ISBN 5-93264-026-X .
  • Хализев В. Е. Художественный вымысел. Условность и жизнеподобие // Теория литературы. — 4-е изд., испр. и доп. — М. , 2004. — С. 103—107.
  • Вымысел художественный // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев . — М. : «Просвещение», 1974. — С. 55—57. — 509 с. — 300 000 экз.
  • д. ф. н. Головачева Ирина Владимировна. // Вестник СПбГУ. Сер. 9.. — 2014. — Вып. 1 . — С. 33—42 .
  • И. В. Головачёва. Фантастика и фантастическое: поэтика и прагматика англо-американской фантастической литературы. — СПб. : Петрополис, 2013. — 420 с. — ISBN 978-5-9676-0554-3 .
  • Роже Кайуа . В глубь фантастического = Au coeur du fantastique pierres reflechies. — Издательство Ивана Лимбаха, 2006. — 280 с. — (Studia Europaea). — 2000 экз. ISBN 5-89059-081-2 .

Ссылки

Источник —

Same as Художественный вымысел