Interested Article - Греческий роман
- 2021-02-24
- 1
Гре́ческий рома́н (реже «античный роман») — жанр греческой и римской литературы I—IV веков н. э.
Происхождение жанра
Сами греческие писатели называли свои «романы» «деяниями», «рассказами» или «книгами». Термин « роман » по отношению к этим произведениям первым применил Пьер-Даниэль Юэ в 1670 году.
«Фигурально выражаясь, можно сказать, что уже переход от „ Илиады “ к „ Одиссее “ (и аналогично от „ Махабхараты “ к „ Рамаяне “) есть первый шаг в сторону романа. Однако в древнем мире процесс романизации героической эпопеи зашел недалеко, и роль героического эпоса в реальном генезисе романа была невелика, хотя как раз некоторые отголоски структуры „Одиссеи“ чувствуются в романе. В формировании греческого романа, возникшего в эллинистический период и достигшего расцвета в римское время, большое участие приняли эллинистическая любовная поэзия, элегическая и идиллическая , с их сильным лиро-эпическим элементом, , легенды и мифы, в том числе восточные, псевдоисторические сюжеты. Все эти источники были сильно переработаны с широким использованием риторических приемов ещё до появления второй софистики . В качестве модели „страстей“ героев использованы не столько мифы героические, сколько мифы об умирающих и воскресающих героях, выступающих в роли пассивных жертв (отсюда, между прочим, такие популярные мотивы романа, как принесение героини в жертву и её целомудрие, необходимое для ритуальной жертвы, мнимая смерть и т. п.).»
Известные романы
5 сохранившихся греческих романов составляют канон:
- « Повесть о любви Херея и Каллирои » Харитона Афродисийского (II век)
- « Повесть о Габрокоме и Антии » Ксенофонта Эфесского (II век)
- « Левкиппа и Клитофонт » Ахилла Татия (II век)
- « Дафнис и Хлоя » Лонга (II век)
- « Эфиопика » Гелиодора (III—IV век)
Кроме этого известен один неканонический греческий роман, « Климентины » (III в.), произведение древнехристианской литературы на типичную тематику разлуки и соединения семьи.
Анонимный « Аполлоний Тирский » сохранился в латинском переводе, по причине чего получил огромную популярность и влияние в средние века (в отличие от непереведённых греческих романов).
Два романа сохранились в пересказе:
- « Вавилоника » Ямвлиха (II век)
- « Невероятные приключения по ту сторону Туле » Антония Диогена (II век)
С конца XIX века в разных районах Египта было найдено около десятка фрагментов на папирусах , относящихся к известным и неизвестным романам, в том числе отрывки так называемого « Романа о Нине » (I век до н. э.), о царевне Хионе (I—II вв. н. э.), о Герпиллиде (начало II века н. э.), о Метиохе и Партенопе и фрагменты о Каллигоне (II век н. э.). Особое значение имеют фрагменты «Финикийской повести» Лоллиана, романов об Иолае, Давлисе и Тинуфисе: по своей тематике они близки не к греческому «любовному» роману, а к римскому «сатирическому».
Очень мало общего с каноническим греческим романом имеют псевдоисторические и «житийные» повествования: « История Александра Великого » (II—I в. до н. э.), « » Дарета , « Дневник Троянской войны » Диктиса и « Жизнь Аполлония Тианского » Филострата .
Иную жанровую природу имеют и латинские произведения, которые также принято называть романами:
- « Метаморфозы » Апулея
- « Сатирикон » Петрония (сохранился частично)
Все названные греческие и латинские произведения ни в коей мере не являются разновидностями какого-то единого «жанра», ни даже генетически родственными жанрами. Фактически это гетерогенное множество, условно объединяемое под одним названием лишь в проспективном отношении, по причине того, что все они имели значение (различное и в разное время) для генезиса романа средних веков и Нового времени.
Согласно радикальной теории Ольги Фрейденберг, к жанру греческого романа относятся евангелия и ранние жития . Позднее к подобным выводам приходили Нортроп Фрай и Фрэнк Кермоуд .
Эволюция
Наиболее ранние романы (о Нине, об Александре) носят псевдоисторический характер и написаны с оглядкой на дидактическую традицию « Киропедии » Ксенофонта . Исходя из этого часто делалось предположение, что эволюция греческого романа шла от повествований об идеальном монархе в сторону постепенного усиления любовной линии и вытеснения исторической составляющей.
Впрочем, известная нам версия романа об Александре создавалась в III веке, а развлекательные сочинения Дарета и Диктиса появились ещё позднее. Поэтому согласно другой гипотезе, после романа о Нине (в котором историческая и любовная линии сблансированы) жанр разделился на две параллельные ветви, любовно-авантюрную и авантюрно-историческую.
Изучение греческого романа
Первым научным исследованием истоков греческого романа был труд Эрвина Роде «Der griechische Roman und seine Vorläufer» (1876) — по язвительному замечанию Ольги Фрейденберг , «История изучения греческого романа определяется очень легко: Эрвин Родэ начал его и кончил». Тем не менее папирусные находки заставили пересмотреть как датировку отдельных романов, так и хронологию развития жанра в целом.
Примечания
- Мелетинский Е., Введение в историческую поэтику эпоса и романа, М., 1986.
-
Мелетинский Е. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986:
«Кроме целой серии греческих любовных романов в высоком стиле от античной эпохи до нас дошли ещё два произведения на латинском языке иного рода, которые принято, однако, в научной литературе также называть романами. Речь идет о „Сатириконе“ („Сатурах“) Петрония и „Золотом осле“ („Метаморфозах“) Апулея. В действительности жанровая природа этих произведений достаточно сложна и неопределенна, но перспектива движения в сторону романа, причем романа в его бытовом, сатирическом, „низком“ варианте, безусловно существует и представляет принципиальный интерес, особенно в свете более поздних этапов истории европейского романа (переход от рыцарских романов к плутовским).»
- Фрейденберг О. М. Евангелие — один из видов греческого романа. — Атеист. 1930. № 59, декабрь.
- N. Frye, The Secular Scripture: A Study of the Structure of Romance (1976).
- F. Kermode, The Genesis of Secrecy: On the Interpretation of Narrative (1979).
- О. М. Фрейденберг: от 31 октября 2016 на Wayback Machine . Архив О. М. Фрейденберг
Литература
- Полякова С.
- Илюшечкин В. // Культура древнего Рима. Т. 2. М., 1985
- Античный роман. Сб.статей. М.,1969.
- Ольга Фрейденберг . < > // Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1995, № 4
- Ольга Фрейденберг. [lib.ru/CULTURE/FREJDENBERG/poetika.txt Поэтика сюжета и жанра]. М., 1997. Греческий роман, с. 245—254.
- Бахтин М. М.
- Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.
- Веселовский А. Н. Избранные статьи. Ленинград, 1939.
- Юэ П.-Д. Трактат о возникновении романов / Пер. Е. П. Гречаной // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.
- 2021-02-24
- 1