Даты его рождения и смерти точно не установлены. Расцвет его деятельности падает на царствования
Иоанна II
и
Мануила I Комнинов
, хотя до конца царствования Мануила он не дожил. О раннем и зрелом периоде его жизни известно лишь из его произведений, а о конце его жизни есть разрозненные сообщения и эпистолярные свидетельства
Михаила Италика
и
Евстафия Солунского
, а кроме того, известна
монодия
на его смерть, написанная
Никитой Евгенианом
.
Продром жил и учился в
Константинополе
, после окончания курса наук он стал грамматиком (преподавателем словесности), учителем
Анны Комнины
, а позже входил в кружок
императрицы Ирины
. Несколько раз он подвергался опале, его отстраняли от преподавания, он впадал в нужду. Известен факт его участия в заговоре против Иоанна Комнина, когда тот был еще наследником престола.
Творчество
Литературное наследие Продрома огромно. Оно включает в себя сочинения нескольких групп:
Научные сочинения
богословские трактаты и комментарии к евангельским текстам
многочисленные письма к современникам — друзьям и высочайшим особам
Сатира
«Невежда, или Считающий себя грамматиком»
«Филоплатон, или Кожевник»
«Продажа с публичного торга жизней поэтов и политиков»
«Палач, или Врач» (добродушно-ироническое повествование о посещении автором зубного врача)
«Амарант, или Влюбленный старик» (диалог на тему предстоящей женитьбы старого врача на молоденькой дочери садовника)
Поэтическое наследие
эпиграммы
сатирические поэмы
«Катомиомахия» — драма для чтения,
пародирующая
древнюю «
Батрахомиомахию
», в форме имитации
греческой трагедии
с помощью техники
центонов
. Это греческая трагедия в миниатюре, с прологом, речью вестника, хоровыми партиями. Её содержание — поход мышиного царя Креилла («Мясолюб») против Кошки. Центральным эпизодом является сцена причитаний царицы мышей в форме её диалога с хором, после того как мышиное войско отправилось в поход. Продром пародирует здесь «
Персов
»
Эсхила
, а стихи заимствует у
Еврипида
. Кончается пьеса типичным еврипидовским приемом «
бог из машины
»: Кошке в разгар битвы падает на голову гнилая балка.
Огромное и разнообразное наследие Продрома породило многочисленные подражания и переделки. В частности, под именем Птохо-Продрома («Нище-Продрома») сохранилось несколько небольших сатирических поэм. Это оригинальные образцы наполовину народного, наполовину литературного языка в их довольно органичном смешении, в основном о судьбе учёного, впадающего периодически в жесточайшую бедность.
Примечания
— 2012.
Литература
«Византийские портреты» Ш. Диль
Гончарко О. Ю., Черноглазов Д. А. «Ксенедем» Феодора Продрома: возрождение платоновского диалога в Византии XII века // Вестник
РХГА
16.№ 4, 2015. С. 30-38.
Гончарко О. Ю., Черноглазов Д. А. Платоновский диалог «Ксенедем» Феодора Продрома: псевдоантичные герои и их византийские прототипы // Schole 10 № 2,2016.
Фрейберг А., Попова Т. Византийская литература эпохи расцвета. IX—XV вв. М., 1978, с. 124, 156—158, 160—161.
Бекштрем А. Г.
Две рукописи «Катомномахии» Феодора Продрома. // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1899, окт., отд. V, c. 22—32; нояб., c. 33—51.
Michael Grünbart: Zwei Briefe suchen ihren Empfänger: Wem schrieb Theodoros Prodromos? In: Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik 51, 2001, S. 199—214
Alexander Kazhdan et Simon Franklin, «Theodore Prodromus : A Reappraisal», Studies on Byzantine Literature of the Eleventh and Twelfth Centuries, Cambridge University Press, 1984, p. 87-114.
Giuditta Podestà, «Teodoro Prodromo e la sua satira nella Bisanzio del XII secolo», Studium LX, 1964, p. 24-34.