Сперанский, Михаил Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаи́л Миха́йлович Тарха́нов (настоящая фамилия Москви́н ; 7 (19) сентября 1877 , Москва , Российская империя — 18 августа 1948 , Москва, СССР ) — русский и советский актёр театра и кино, режиссёр, педагог; народный артист СССР (1937), доктор искусствоведения (1939). Лауреат Сталинской премии I степени (1943). Кавалер двух орденов Ленина ( 1938 , 1947 ).
Родился в Москве в семье часовщика Михаила Алексеевича и его жены Дарьи Павловны Москвиных. Был младшим братом Ивана Москвина . Впоследствии взял себе сценический псевдоним «Тарханов», чтобы не жить в тени старшего брата, который быстро стал знаменитым актёром, однако в старых словарях его фамилия писалась как Москвин-Тарханов .
По окончании реального училища в 1895 году служил в Купеческом банке . В 1898 году заключил контракт с рязанским антрепренёром И. Е. Шуваловым и начал свой путь в качестве актёра на третьих ролях. Выступал на сценах Калуги , Минска , Елисаветграда , Витебска , Перми , Рыбинска , Симбирска , Омска , Пензы , Оренбурга , Орла , Полтавы и других городов. Параллельно работал помощником режиссёра, суфлёром, бутафором, реквизитором.
С 1914—1919 годах играл ведущие роли в антрепризе Николая Синельникова в Киеве , Казани , Одессе и Харькове , заявив о себе как актёр широкого диапазона . В Харькове у мима Михаила Тарханова брала уроки будущая немецко-французская киноактриса Елизавета Пинаева .
В 1919—1922 годах был артистом гастрольной « качаловской группы », выступал в Харькове, Тифлисе , Батуми и за рубежом ( Болгария , Сербия , Далмация , Австрия , Германия ). Им были исполнены роли Луки в постановке « На дне », Епиходова и Фирса в « Вишневом саде » и Кулыгина в « Трёх сестрах », Мамаева в « На всякого мудреца довольно простоты », старика Гиле в «У жизни в лапах» и Стрэттона в «Потопе» .
В 1922 году пришёл во МХАТ , где уже играл его брат, и вскоре стал одним из ведущих мастеров. Нередко выступал в пьесах вместе с братом — так, в инсценировке гоголевских « Мёртвых душа » Москвин «залихватски играл Ноздрёва», в то время как Тарханов «казался отлитым из чугуна» . Как писала о нём Инна Соловьёва ,Тарханов играл смело, сочно, грубо, на его палитре были краски народной комедии и сатиры. Иное дело, что применял их он мастерски и обладал редкостной органичностью, был живым человеком в каждый момент существования на сцене… Досконально знающий русский быт, готовый проникнуть в неприглядные и страшные бездны человеческих душ, Тарханов обладал своеобразной сценической грацией: в его созданиях была сила и пронзительность, но и пленительная театральная лёгкость .
С 1925 по 1927 год был художественным руководителем 4-й студии МХАТа, при нём преобразованную в Реалистический театр . По его приглашению в театр пришёл режиссёр Василий Фёдоров и художник Илья Шлепянов . Поставил студийные спектакли « Горячее сердце » и « Не было ни гроша, да вдруг алтын » Николая Островского , « Тартюф » Мольера и « Цемент » по пьесе Фёдора Гладкова .
С 1923 года снимался в кино. В звуковое кино принёс речевую культуру МХАТа .
С 1935 года преподавал актёрское мастерство и сценическую речь в ГИТИСе (профессор с 1939 года). В 1942 году был назначен художественным руководителем ГИТИСа и занимал этот пост до конца жизни. Он как никто владел секретами выразительной интонации, тембра голоса и оттенков речи .
С 1943 по 1944 год участвовал в создании национальных театральных студий: украинской, белорусской и чувашской. В театральном сезоне 1947/48 годов на сцене Чувашского драматического театра шла его постановка «Ăса пула инкек» (« Горе от ума ») режиссёров М. Н. Орловой и М. Н. Баташа с участием выпускников 1-й чувашской студии ГИТИСа.
Член ВКП(б) с 1947 года.
Михаил Тарханов скончался 18 августа 1948 года на 71-м году жизни в Москве. Похоронен 20 августа на Новодевичьем кладбище (участок № 2) .
Отец — Михаил Алексеевич Москвин, приказчик в часовом магазине Калашникова в Зарядье .
Мать — Дарья Павловна Москвина.
Брат — Иван Москвин (1874—1946), актёр и режиссёр, народный артист СССР (1936).
Сестра — Анна Михайловна, мать Анатолия Горюнова (1902—1951), актёра. Братья Москвины принимали участие в воспитании племянника, рано лишившегося отца.
Супруга — Елизавета Феофановна Скульская (Тарханова) (1887—1955), актриса. Работала в драматических театрах Одессы и Харькова . С 1919 года вместе с мужем участвовала в гастролях « качаловской группы» по югу России и в Европе. Во МХАТе с 1922 по 1954 год, заслуженная артистка РСФСР (1948). Похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с супругом.
Сын Иван Тарханов (1926—2004), артист МХАТа , педагог, профессор Школы-студии МХАТ ; заслуженный артист РСФСР (1969), заслуженный деятель искусств РФ (1993).
Внучка Елизавета Жарова (Москвина-Тарханова), актриса Театра имени М. Ермоловой .
Внук (род. 1953), депутат Московской городской думы .
Творчеству М. Тарханова посвящён научно-популярный фильм «Искусство актёра» (1948)