Interested Article - Перевал (мультфильм)

Кадр из фильма

«Перевал» советский научно-фантастический мультфильм режиссёра Владимира Тарасова . Экранизация первой части романа Кира Булычёва « Посёлок ». В фильме прозвучала песня «Театр» Александра Градского на стихи Саши Чёрного .

Сюжет

В неблизком секторе Галактики на необитаемую планету совершил аварийную посадку научно-исследовательский космический корабль с Земли «Полюс». Поскольку посадка вышла аварийной, то на корабле произошла утечка радиации , и оставшиеся в живых члены экипажа вынуждены были срочно уйти на безопасное расстояние. Так как они уходили в спешке, то не успели захватить с собой множество необходимых вещей (оружие, провиант и так далее).

Выжившие основали на безопасном от корабля расстоянии посёлок. Оторванным за 17 лет от земной цивилизации, им пришлось научиться чуть ли не допотопным способам выживания на планете. В качестве оружия против местных хищников они используют ножи, луки и стрелы, которые не всегда помогают. Но, несмотря на это, старшее поколение постоянно рассказывает младшему про Землю и про то, что там, за перевалом, есть корабль, в котором «их спасение». Трижды к кораблю посылались разведывательные экспедиции, которые из-за местных флоры и фауны, а также из-за того, что сам перевал очень крутой, заканчивались неудачно.

Главный герой, юноша Олег, не помнит ничего, кроме этого посёлка, потому что во время посадки был младенцем. Он живёт с матерью. Вся память о прошлом — фотография родителей, на которой отец изображён в том, что называют мундиром, а мать — в том, что называют сарафаном. Настаёт день, когда принято решение послать к кораблю новую экспедицию, но на этот раз из молодого поколения, потому что оно выросло в этих условиях и значительно выносливее. Олег вместе со своими друзьями Диком и Марьяной под руководством учёного Томаса выдвигаются к «Полюсу». Вслед за ними увязывается местное прирученное животное, названное «козлом» из-за издаваемого им блеяния.

Во время пути они находят следы предыдущей экспедиции, возглавляемой Вайткусом, погибшим другом Томаса. «Козёл» покидает их, успев съесть их припасы, и Дик намерен убить животное ради мяса, но Марьяна его останавливает. Олег замечает на дне обрыва грибы и пытается их достать, но падает. Томас спасает его, но погибает сам. Дик хочет вернуться, но всё же ребята продолжают путь. Наконец, они преодолевают перевал и доходят до корабля. Проникнув в «Полюс», троица по памяти начинает делать всё то, что говорили им старшие. Выясняется, что на корабле есть посадочные катера, но их центр питания был повреждён во время посадки и поэтому их не смогли использовать. Ребята находят продовольственный склад и впервые в своей жизни пробуют земную пищу, хотя и не знают её названий.

Они не знали, что это называется « сгущённое молоко »...

Затем Олег находит каюту, в которой жила его семья, и постепенно вспоминает некоторые детали забытого детства. Там он находит свою колыбельку, в которой лежал в детстве, и отцовский мундир. Олег надевает мундир и находит бластер, принадлежавший отцу. Опробовав его, Олег понимает, что у них теперь есть более достойное оружие, чем ножи и стрелы, и с помощью бластера спасает оставшихся снаружи «Полюса» Дика и Марьяну от гигантского ящера.

Затем ребята находят радиорубку и Олег случайно включает рацию. Они слышат множество голосов. Марьяна и Дик просят Олега ответить этим голосам, чтобы рассказать про «Полюс», но Олег не знает, как пользоваться оборудованием. Тогда он решает захватить в посёлок все книги с корабля, чтобы разобраться с радиооборудованием, вернуться на корабль и послать, наконец, сигнал на Землю. Ребята забирают с «Полюса» всё необходимое и отправляются в обратный путь. В пути они замечают «козла», который оказался самкой и успел обзавестись потомством. Животное и его детёныши, привлечённые едой с корабля, следуют за детьми в посёлок.

Создатели

автор сценария Кир Булычёв
кинорежиссёр Владимир Тарасов
художники-постановщики Анатолий Фоменко , Светлана Давыдова,
композитор Александр Градский
кинооператор Кабул Расулов
звукооператор Владимир Кутузов
художники-мультипликаторы Алексей Букин , , Александр Мазаев , Юрий Кулаков , Александр Черномашенцев
художники Ирина Собянина, Татьяна Строева
ассистент режиссёра Ольга Исакова
монтажёр Маргарита Михеева
редактор Елена Никиткина
директор съёмочной группы Любовь Бутырина

Роли озвучивали

Производство

В работе над мультфильмом принимало участие два доктора наук: Кир Булычёв (исторических) и Анатолий Фоменко (физико-математических). Поэтому режиссёр Тарасов говорил: «На меня работают доктора наук!». Математик Анатолий Фоменко, впоследствии известный как автор « Новой хронологии », выступал в качестве художника-графика . Впоследствии историко-хронологические теории Фоменко развели его с Булычёвым по разные стороны баррикад .

Отзывы

Кир Булычёв остался фильмом не совсем доволен :

С тем, как он снял «Перевал», я не совсем согласен. <...> Фильм получился формальным, графика Фоменко живёт сама по себе, текст — сам по себе, а история путешествия к кораблю отступает на второй план.
Кир Булычёв

В журнале « Мир фантастики » А. Гагинский и М. Злобинская назвали «Перевал» «самой авангардной из экранизаций Булычёва» и одним из трёх лучших мультфильмов по книгам этого автора (наряду с « Тайной третьей планеты » и « Днём рождения Алисы »).

Если «Тайна третьей планеты» похожа на « Жёлтую подводную лодку », то «Перевал» — булычёвская « Стена »
«Мир фантастики»

Наталия Венжер в книге «Наши мультфильмы» назвала «Перевал» одним из трёх лучших фильмов Тарасова:

Лучшие из его картин фантастической темы — « Контакт » (1978), « Тир » (1979) и «Перевал» (1988).
«Наши мультфильмы»

Андрей Щербак-Жуков рассматривает сюжет фильма как путь от дикости к неистребимо живущей внутри человека культуре и подчёркивает точность работы художника .

См. также

Примечания

  1. , с. 31.
  2. Место действия в мультфильме не указано, приведена цитата из романа (часть первая, гл. 3)
  3. . Дата обращения: 28 апреля 2010. Архивировано из 19 февраля 2012 года.
  4. Кир Булычёв. Как стать фантастом // Науменко Н. А. Фантастика 2000. — АСТ. — С. 486 . — ISBN 5237008909 .
  5. от 5 сентября 2013 на Wayback Machine . По материалам журнала « Если » № 8-11, 2000г.
  6. от 11 ноября 2014 на Wayback Machine // Мир фантастики. — 2013. — № 11 (123). — С. 55.
  7. . Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано из 31 августа 2007 года. . Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано из 31 августа 2007 года.
  8. Андрей Щербак-Жуков. Есть «Контакт»! // Если. — 1999. — № 8 .

Литература

  • Винни Лужин. Советские фантастические мультфильмы : от революции в космосе до щупалец-мутантов // Культпросвет : журнал. — 2014. — Вып. апрель—май, № 3 (4 апреля). — С. 27—34.

Ссылки

  • от 23 сентября 2015 на Wayback Machine . Беседовал Андрей Щербак-Жуков, Журнал «Если».
  • на « Аниматор.ру »
  • на YouTube
  • . Мир фантастики и фэнтези (18 октября 2017). Дата обращения: 16 октября 2021. 20 октября 2021 года.
  • Алексей Фёдоров. . DTF (30 июня 2020). Дата обращения: 24 февраля 2023.
Источник —

Same as Перевал (мультфильм)