Мой друг Мартын
- 1 year ago
- 0
- 0
«Друг» — советский художественный фильм- притча с элементами фантасмагории , поставленный режиссёром Леонидом Квинихидзе по мотивам пьесы Эдуарда Акопова «Пёс» и снятый на киностудии « Мосфильм » в 1987 году .
Фильм начинается цитатой Ивана Бунина из рассказа « Сны Чанга »:
Не всё ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле.
История о дружбе запойного пьяницы и говорящей собаки, которая лучше людей понимает, что значит быть настоящим человеком, и пытается помочь человеку возвратиться к самому себе.
Колюн, запойный пьяница, ходит по «птичьему рынку» и выпрашивает деньги, которых ему якобы не хватает на покупку животного для больного ребёнка. За ним наблюдает мужчина с собакой, отзывает Колюна в сторону и говорит, что отдаст ему пса да ещё и приплатит за это. Колюн соглашается. Мужчина трогательно прощается с псом. Колюн возвращается на работу в химчистку , привязывает собаку у входа и посылает своего собутыльника Митьку за водкой. Но выпить им не даёт бдительная начальница. Колюн устраивает скандал. Начальница грозит отправить его на лечение в ЛТП . По дороге домой Колюн покупает себе выпивку, но собака роняет бутылки с лестницы, а потом ещё и начинает разговаривать. Собака называет себя Другом. Она пытается разбудить в Колюне нормального человека, убедить, что пить больше не нужно. Однако Колюн сначала не обращает на Друга внимания, он только задаётся вопросом, как тот с ним разговаривает, не открывая рта, и принимает его за черта. Но тот заставляет Колюна заниматься физкультурой, совершать утренние пробежки, бросать пить. Волей-неволей Колюн потихоньку перестаёт пить. Он сближается с Другом, беседует с ним, хотя между ними часто возникают размолвки. Колюн рассказывает Другу о своём прошлом. Мы узнаём, что Колюн был интеллигентным человеком, играл на аккордеоне, достиг в этом деле больших успехов, признанных иностранными экспертами; был женат, имеет семилетнюю дочь, живущую с матерью, ещё молодой и красивой женщиной. Колюн решает встретиться с дочерью. Однако эта попытка заканчивается неудачно: Колюн, встретившись с дочерью, признался в том, что он её отец. Девочка заплакала и позвала мать, которая, выбежав во двор, стала кричать, а Колюн вместе с Другом спрятался за забор.
В одно утро к Колюну пришёл Митька в компании живодёров. В первые дни знакомства с Другом Колюн написал два письма Митьке, в первом докладывая ситуацию, а во втором — прося помощи. Хотя Друг умоляет Колюна не открывать, он открывает и, проникшись жалостью к собаке, просит живодёров поступить с собакой «полегче, чтобы не было больно, вывезите куда-нибудь за город и отпустите». Самого Колюна, вручив ему «комиссионные», выталкивают из квартиры.
Двое санитаров входят в квартиру Колюна и видят его совершенно пьяным.
Чёрно-белая съёмка . ЛТП. Спустя некоторое время Колюн возвращается домой. Он идёт по улице домой в берете и кедах, заторможенный, как в тумане. Зайдя в свою квартиру, Колюн открывает форточки, садится на тумбу и сжимает в руках мячик, который он подарил Другу. Колюн плачет. Дверь в квартиру открывается, заходит Друг и, виляя хвостом, идёт к хозяину… Цветной стоп-кадр.
На роль Колюна пробовались Лев Дуров и Лев Борисов .
Леонид Квинихидзе попросил Александра Розенбаума спеть написанные им песни по другому, поэтому в фильме песни звучат в отличной манере от оригинала .
Для съёмок сцены выхода Колюна из ЛТП Сергей Шакуров готовился заранее. По его признанию, для того, чтобы его герой выглядел «полуфабрикатом» и «недочеловеком», в которого он превратился после лечения, он пил литрами зелёный чай по ночам ради получения нужного вида для своего героя .
В фильме звучат песни Александра Розенбаума , записанные для картины звукорежиссёром Владимиром Виноградовым :