Interested Article - Андреев день
- 2021-02-01
- 1
Андре́ев день — день в народном календаре славян , приходящийся на 30 ноября (13 декабря) .
Название происходит от имени апостола Андрея Первозванного . День является одним из праздников, начинающих зимний праздничный цикл, в католической традиции считается началом предрождественского поста . Ночь накануне является временем девичьего гадания — считалось, что девушкам и юношам в ночь на Андрея являются образы их суженых . В этот день слушали воду и делали вывод о погоде на всю зиму .
Другие названия дня
рус. Андрей Первозванный , Андрей Осенний ; белор. Андросы, Андрэйкі, Андрэй ; укр. День Андрія, Калита-Андрій ; серб. Андријевдан, Полазни дан, Мечкин дан , Мечкодава, Зверовни дан ; словен. Andrej, Andraž, Jandrevo ; болг. Андреевден, Мечкинден ; польск. Andrzejki .
Обряды и поверья
В ночь под Андрея существовал обычай гадать на женихов . Прежде всего, старались вызвать вещий сон, в котором девушка должна была увидеть своего суженого: ставили под кровать миску с водой, под подушку клали немного кутьи, зеркало, нож, мужскую шапку или щепку, вырванную из забора понравившегося парня. Чтобы увидеть своего суженого, девушки сеяли семена льна в горшочек с землёй, а потом читали над ним «Отче наш»: девять раз стоя, девять раз опустившись на колени и девять раз сидя. После этого читали специальный заговор: «Святый Андрею, я на тебя лён сею, дай же мне знать, за кем я буду тот лён рвать». Такой горшок ставили под кровать .
В Белоруссии в этот день высевали семена конопли или льна рядом с колодцем, родником или возле дома. Такое высевание было неслучайным — весною 15 (28) апреля , также в день Андрея, в белорусском Полесье обычно сеяли коноплю (в других местах — 17 [30] апреля ). Результаты этого занятия ощущаются осенью и как бы объединяют общим делом двух тёзок. Само действие гадания — посев — носило явно символический характер: как засеянное должно взойти, так и загаданное должно сбыться в недалёком будущем — «Святой Андрей, я коноплю сею, дай мне знать, с кем буду я рвать». Чтобы загаданное сбылось, девчата накануне целый день постились и избегали разговоров. Если все брошенные семена прорастали весной — это обещало счастливый брак, если всходы были редкими — ожидалось безрадостное замужество, если семена совсем не всходили — это считалось признаком смерти .
Веронику называли «андреевой травой», считалось, что свитая в венок, эта трава помогает защититься от Беса . По народному поверью, девушки, думая о милых дружках, держали при себе веронику: «с ней поведёшься — желанного не потеряешь» .
На украинском Полесье — Калита , праздник юношей. На Калитянских вечерницах происходят инициации парней — их принимают в компанию юношей. Молодые парни прыгают к Калите — ритуальному хлебу (его выпекают исключительно девушки) и откусывают кусок . После этого «новички» угощают всю компанию. Теперь они могут участвовать в вечеринках с девушками, ходить на свидания, на покос, выполнять всю мужскую работу, свататься и жениться .
По карпатским представлениям, ночь накануне Андреева дня — время разгула нечистой силы, когда ведьмы отбирают у коров молоко. Чтобы защитить скот, гуцулы в восточной Словакии жгли в эту ночь на возвышении «андреевские костры» .
В этот день воду «наслушивали». Утром на реке рубили прорубь и, прежде чем зачерпнуть воды, опускались на колени на краю проруби, прижимались ухом ко льду и слушали. Верили, что если вода шумная, то надо ждать метели, стужи. Если вода тихая, то зима будет тихой, хорошей. Результат сверяют с тем, что дал Юрьев день .
Начиная с Андреева дня вступают в силу запреты (действующие до Нового года или Крещения ) на все виды ткаческих работ, мотание ниток, чтобы «звери не мотались около загонов», снование вне дома. У сербов период от Андреева дня до Нового года называется несновица . По болгарским поверьям, с Андреева дня день начинает увеличиваться «на одно просяное зернышко» и все вокруг наедрява (то есть увеличивается, прибавляет в росте, размере). Изредка к Андрееву дню бывает приурочен ритуал прихода в дом первого посетителя — мужчины или мальчика (см. Полазник ) .
Поговорки и приметы
- На Андрея Первозванного ходят ночью к рекам и озёрам подслушивать воду: тихая вода — к хорошей ровной зиме; шумная — к стужам, бурям и метелям .
- Багряная заря с на Андреев — будут сильные ветра .
- На Андрея снится девицам надежда ( укр. На Андрія сниться дівицям надія ) .
- Я, святой Андрей, конопельки сею, дай же Боже знать, с кем свадьбу играть ( укр. Я, святий Андрію, конопельки сію, дай же, Боже, знати, з ким весілля грати ) .
- Со св. Андрея у баб работа — пряжа ( польск. Na święty Jędrzej szukają baby przędzy ) .
См. также
Примечания
- ↑ , с. 109.
- .
- , с. 410.
- , с. 40.
- , с. 14.
- , с. 216.
- , с. 211.
- , с. 220.
- ↑ , с. 110.
- , с. 236.
- , с. 173.
- , с. 28–30.
- , с. 593.
- , с. 147.
- У девушек инициация, то есть приём в компанию девушек на выданье, происходила обычно на Семик (Девичий праздник) или Троицу.
- , с. 250–251.
- , с. 190.
- , с. 33.
- , с. 728.
- , с. 197.
- , с. 467.
- 18 мая 2015 года. // от 28 марта 2015 на Wayback Machine (укр.)
- , с. 264.
- , с. 551.
Литература
- Посвятительные обряды / Т. А. Агапкина // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 189—195. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
- Беловинский Л. В. Российский историко-бытовой словарь. — М. : Тритэ, 1999. — 526 с.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Виноградова Л. Н. Девичьи гадания о замужестве в цикле славянской календарной обрядности (западно-восточнославянские параллели) // Славянский и балканский фольклор. Обряд. Текст. — М. : Наука, 1981. — С. 13–43 .
- Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Андрей // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М. : Эллис Лак, 1995. — С. 33–34 . — ISBN 5-7195-0057-X .
- Андрей / Виноградова Л. Н., Толстая С. М. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 109–111. — ISBN 5-7133-0704-2 .
- Ермолов А. С. . — СПб. : Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 1. Всенародный меяцеслов. — 691 с.
- Кашуба, М. С. Народы Югославии // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы . Зимние праздники. — М. : Наука, 1973. — С. 266–283 .
- Козлов, А. В. Праздники и знаменательные даты православного и народного календаря. — СПб. : Культ-информ-пресс, 1993. — 224 с. — ISBN 5-8392-0073-5 .
- Копейкин К. Церковные и народные традиции почитания св. апостола Андрея в России // Андрей Первозванный – апостол для Запада и Востока / Под ред. Михаила Талалая и Ирины Языковой. — М. : Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2011. — С. 157–175. — 242 с. — (Диалог). — ISBN 978-5-89647-262-9 .
- Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 457—467.
- Мясников А. Л. Летописный календарь России. — СПб. : Александр ПРИНТ, 2004. — 768 с. — ISBN 5-7580-0087-6 .
- Некрылова А. Ф. Круглый год. — М. : Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6 .
- Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М. : Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8 .
- Энциклопедия российских праздников / Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. — СПб. : Респекс, 1997. — 448 с. — (Русь Великая). — ISBN 5-7345-0094-1 .
- Васілевіч Ул. А. (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн. , 1992. — С. 554—612 . 11 мая 2012 года.
- . — Вінніпег, Торонто: Український Національний Видавничий Комітет, 1963. — Т. 5. — 283 с. (укр.)
- Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.) . — Мн. : Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2 . (белор.)
- Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К. : Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9 . (укр.)
- Скуратівський В. Т. Дідух. — К. : Освіта, 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0 . (укр.)
- Скуратівський, В. Т. Український народний календар. — К. : Техніка, 2003. — 383 с. — (Народні джерела). — ISBN 966-575-135-2 . (укр.)
- Український рік у народних звичаях в історичному освітленні / Степан Килимник. — К. : Обереги, 1994. — Т. 2. — ISBN 5-8104-0046-9 . (укр.)
Ссылки
- — Muzeum Wsi Radomskiej w Radomiu (польск.)
- 2021-02-01
- 1