Кантор, Георг
- 1 year ago
- 0
- 0
Ка́нтор ( нем. Kantor , от лат. cantor — « певец, певчий ») — руководитель богослужебной музыки в лютеранском храме или синагоге (см. хаззан ). У лютеран в исторические времена кантор совмещал функции дирижёра (руководителя хора и инструментального ансамбля), композитора, органиста, учителя элементарной теории музыки и пения (как правило, в аффилированной с данным храмом церковно-приходской школе).
Словом «кантор» в русской музыкальной литературе обычно называют руководителя церковного хора лютеран и шире — ответственного за музыкальное оформление лютеранского богослужения в целом, например, в словосочетании « Бах — кантор церкви Св. Фомы в Лейпциге». Помимо службы в церкви в обязанности кантора иногда входило музыкальное оформление городских публичных мероприятий, особенно во время больших церковных праздников.
В поздней античности и в Средние века латинское слово cantor означало (церковного) певчего (например, в словосочетании Schola cantorum — школа певчих) без каких-либо коннотаций профессионального мастерства, административного и педагогического руководства, как, например, у Исидора Севильского (VII в.): Cantor autem vocatus quia voce modulatur in cantu (Etym. VII,12). Главный/ведущий певчий (хормейстер в современном смысле) в Средневековье нередко обозначался словом praecentor (букв. «запевала»), его первый помощник словом succentor (букв. «подпевала») или concentor (то же), как например у Иеронима Моравского (XIII в.):
Сколько бы ни было добрых певчих (boni cantores), они избирают себе лишь одного запевалу и руководителя (praecentorem et directorem), которому тщательнейшим образом внимают.
— Трактат о музыке, гл. XXV
Знаменито различие понятий, закреплённых в терминах musicus («музыкант», то есть, знаток музыкальных законов, учёный музыкант) и cantor , которое проводит в своём трактате «Стихотворные правила» Гвидо Аретинский (первая треть XI века):
лат. оригинал | перевод | переложение в стихах |
---|---|---|
Musicorum et cantorum
magna est distantia: Isti dicunt, illi sciunt, quae componit musica. Nam qui facit, quod non sapit, diffinitur bestia. |
Между музыкантами и певчими великая разница:
Одни [лишь] издают звуки, другие знают, из чего складывается музыка. А тот, кто делает нечто, чего не понимает, определяется как скот. |
Меж музыкантом и певцом есть разница великая:
Один поёт с пустым лицом, бессмысленно мурлыкая, Другой же смыслом наделён, как звуки составляются. В ком нет понятья, тот смешон, и беспощадно нами он скотиной называется. . |
Такое восприятие слова cantor и понятия, которое этим словом определено, было чрезвычайно распространённым в Средние века. Например, у Берно из Райхенау :
Если спросить любого [певчего], кому кажется, что он и так хорошо поет, без понимания музыкального искусства, о численном значении интервала между высоким и низким звуками, он не знает, что ответить. Он верит только слуху, а не наставляющему нас разуму (rationi magistrae), хотя необходимо суждение и того и другого [слуха и разума], но в большей степени разума, поскольку тот ясно постигает саму истину и целостность в природе вещей, насколько это милостиво позволяет всемогущий Творец. Такой человек, повторюсь, больше похож на соловья, красиво и сладко поющего весной, чем на искусного певчего (peritus cantor).
— Музыка, или Пролог к тонарию
Понимание cantor как синонима cantor peritus (искусный певчий) и в этом своём повышенном статусе как руководителя церковного хора окончательно установилось только в XVI веке, вероятно, благодаря специфическому «позитивному» использованию слова cantor в лютеран.
Среди наиболее известных музыкантов-лютеран, в разное время занимавших должность кантора, З. Кальвизий , И.Кунау , Г. Ф. Телеман , И. С. Бах .
Словом «кантор» также именуют хаззана в синагоге. У католиков «кантором» также называется должность каноника , ответственного за музыкальное оформление богослужения в коллегиальной церкви , а также некоторые другие церковные должности. В современной англиканской церкви словом «кантор» ( англ. cantor ) называют певчего, который даёт настройку (запевает инципит ) в псалмах, антифонах и других церковных распевах.