Interested Article - Кантор (музыка)

Ка́нтор ( нем. Kantor , от лат. cantor — « певец, певчий ») — руководитель богослужебной музыки в лютеранском храме или синагоге (см. хаззан ). У лютеран в исторические времена кантор совмещал функции дирижёра (руководителя хора и инструментального ансамбля), композитора, органиста, учителя элементарной теории музыки и пения (как правило, в аффилированной с данным храмом церковно-приходской школе).

Краткая характеристика

Словом «кантор» в русской музыкальной литературе обычно называют руководителя церковного хора лютеран и шире — ответственного за музыкальное оформление лютеранского богослужения в целом, например, в словосочетании « Бах — кантор церкви Св. Фомы в Лейпциге». Помимо службы в церкви в обязанности кантора иногда входило музыкальное оформление городских публичных мероприятий, особенно во время больших церковных праздников.

Исторический очерк

В поздней античности и в Средние века латинское слово cantor означало (церковного) певчего (например, в словосочетании Schola cantorum — школа певчих) без каких-либо коннотаций профессионального мастерства, административного и педагогического руководства, как, например, у Исидора Севильского (VII в.): Cantor autem vocatus quia voce modulatur in cantu (Etym. VII,12). Главный/ведущий певчий (хормейстер в современном смысле) в Средневековье нередко обозначался словом praecentor (букв. «запевала»), его первый помощник словом succentor (букв. «подпевала») или concentor (то же), как например у Иеронима Моравского (XIII в.):

Сколько бы ни было добрых певчих (boni cantores), они избирают себе лишь одного запевалу и руководителя (praecentorem et directorem), которому тщательнейшим образом внимают.

Трактат о музыке, гл. XXV

Знаменито различие понятий, закреплённых в терминах musicus («музыкант», то есть, знаток музыкальных законов, учёный музыкант) и cantor , которое проводит в своём трактате «Стихотворные правила» Гвидо Аретинский (первая треть XI века):

лат. оригинал перевод переложение в стихах
Musicorum et cantorum
magna est distantia:
Isti dicunt, illi sciunt,
quae componit musica.
Nam qui facit, quod non sapit,
diffinitur bestia.
Между музыкантами и певчими великая разница:
Одни [лишь] издают звуки,
другие знают, из чего складывается музыка.
А тот, кто делает нечто, чего не понимает,
определяется как скот.
Меж музыкантом и певцом есть разница великая:
Один поёт с пустым лицом, бессмысленно мурлыкая,
Другой же смыслом наделён, как звуки составляются.
В ком нет понятья, тот смешон,
и беспощадно нами он
скотиной называется. .

Такое восприятие слова cantor и понятия, которое этим словом определено, было чрезвычайно распространённым в Средние века. Например, у Берно из Райхенау :

Если спросить любого [певчего], кому кажется, что он и так хорошо поет, без понимания музыкального искусства, о численном значении интервала между высоким и низким звуками, он не знает, что ответить. Он верит только слуху, а не наставляющему нас разуму (rationi magistrae), хотя необходимо суждение и того и другого [слуха и разума], но в большей степени разума, поскольку тот ясно постигает саму истину и целостность в природе вещей, насколько это милостиво позволяет всемогущий Творец. Такой человек, повторюсь, больше похож на соловья, красиво и сладко поющего весной, чем на искусного певчего (peritus cantor).

Музыка, или Пролог к тонарию

Понимание cantor как синонима cantor peritus (искусный певчий) и в этом своём повышенном статусе как руководителя церковного хора окончательно установилось только в XVI веке, вероятно, благодаря специфическому «позитивному» использованию слова cantor в лютеран.

Среди наиболее известных музыкантов-лютеран, в разное время занимавших должность кантора, З. Кальвизий , И.Кунау , Г. Ф. Телеман , И. С. Бах .

Другие значения термина

Словом «кантор» также именуют хаззана в синагоге. У католиков «кантором» также называется должность каноника , ответственного за музыкальное оформление богослужения в коллегиальной церкви , а также некоторые другие церковные должности. В современной англиканской церкви словом «кантор» ( англ. cantor ) называют певчего, который даёт настройку (запевает инципит ) в псалмах, антифонах и других церковных распевах.

Примечания

  1. Перевод О. С. Лебедевой.
  2. Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum, ed. M. Gerbert. St. Blasien: Typis San Blasianis, 1784. Vol. II, p.78.

Литература

  • Hüschen H. Berufsbewußtsein und Selbstverständnis von Musicus und Cantor im Mittelalter // Beiträge zum Berufsbewußtsein des mittelalterlichen Menschen, hrsg.v. Paul Wilpert. Berlin, 1963, S.225-238.
  • Ruhnke M. Kantor // Riemann Musiklexikon . 12te Aufl. Sachteil. Mainz, 1967, S.443-444.
  • Fassler M. The office of the cantor in early Western monastic rules: A preliminary investigation // Early Music History 5 (1985), p. 29–51.
  • Сахаров П. Певчий // Католическая энциклопедия . Том 3. М., 2007, кол.1368-1370.
  • Traub, Andreas . Der Cantor im Mittelalter // Der Kirchenmusiker, hrsg. v. F. Körndle u. J. Kremer. Laaber, 2015, S. 73–96. (Enzyklopädie der Kirchenmusik 3).

Ссылки

  • Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Источник —

Same as Кантор (музыка)