Interested Article - Вяземский, Константин Александрович
- 2020-03-27
- 1
Князь Константи́н Алекса́ндрович Вя́земский ( 1853 , Ратмино , Кашинский уезд , Тверская губерния , Российская империя — 1909 , гора Афон , провинция Греческая Македония ) — русский путешественник, паломник из рода Вяземских . Почётный член Французского географического общества .
Биография
Константин Александрович относился к последнему из трёх поколений ветви «ратминских» князей Вяземских , которые были связаны происхождением с Тульской и Владимирской губерниями .
Успешно окончил столичный Пажеский корпус , но служить не стал и выбрал себе другую судьбу, предпочёл жизнь в путешествиях в удалённые и малоизвестные столичным обывателям места. В своих заметках, напечатанных в московском журнале « Русское Обозрение » в 1895 году , он так объясняет свой выбор:
«Я задумал свои экскурсии вовсе не для того, чтобы удивлять почтеннейшую публику, а просто потому, что цель своей жизни полагаю в путешествиях. У всякого свой вкус: кто гонится за чинами, кто стремится к наживе, а кто, вот как я, изучает земной шар в его разных частях со всеми особенностями» .
Будучи непонятым и не принятым столичным бомондом и представителями официальных структур по географическим путешествиям, он остался мало замечен в российской истории. Определённая известность князя Вяземского была связана с то ли карточными, то ли ещё какими авантюрами и скандальной продажей им своего родового имения летом 1880 года адвокату Н. П. Шубинскому .
Главный вопрос — каковы мотивы продажи имения князем Константином Вяземским? К сожалению, на текущий момент до нас не дошли какие-либо письменные источники, которые бы проливали объективный свет на обстоятельства и причины этих риэлтерских метаморфоз на дубненском устье . Архивных данных нет, мемуары молчат. Возможно, ответы на эти вопросы пылятся в семейном архиве Шубинского- Ермоловой , либо их аристократического окружения и с нетерпением ждут своего пытливого исследователя. Поэтому все наши рассуждения на заданную тему — не более чем попытка системно проанализировать возможные варианты… Изучение любопытной биографии князя Константина Александровича Вяземского наводит на определённую мысль… Молодой князь продает имущество — усадьбу своего отца и деда, которой они владели с 1815 года, и отправляется в путешествие в… Африку , в Марокко . Оставить отчий дом, привычную обстановку, наконец, родную страну ради эпатажного и откровенно опасного путешествия на марокканские пески. Безусловно, на такой странный поступок мог решиться только человек авантюрного склада характера, которого ничто не держало в родных пенатах .
.
О своих путешествиях в 1895 году сам он сообщал следующее:
…Я не новичок в деле странствования. Побывал кое-где, уже не говоря о Европе , которую я исколесил по всем направлениям, я побывал в Азии , побывал и в Африке . Путешествую я по большей части верхо́м по той простой причине, что если захочешь заехать в глубь страны, где только и можно увидеть нечто оригинальное, самобытное, то других способов передвижений нет .
Князь попытался приспособить к путешествиям велосипед , но быстро отказался от этой идеи: « эта игрушка нуждается в гладкой, ровной и твёрдой почве, почти нигде не встречающейся ». А вот морские прогулки князь и вовсе не переносил: « Ездить по морю и приставать в портах не имеет большого интереса, ибо тут встречаешь не истинную жизнь народов, а извращенную наносную цивилизацию. Любоваться необъятностью небес и беспредельною ширью вод можно какой-нибудь час, а если дольше, то это возбуждает такую скуку у мало-мальски мыслящего человека, что хоть выкидывайся за борт. Все свои путешествия я совершаю всегда по земле, не избегая, однако, и рек » .
Когда после своего путешествия верхо́м по Азии Вяземский в тридцатый раз вернулся в Париж , французские журналисты допытывались у него, что заставило его так рисковать жизнью и ради каких таких целей он это совершает, князь ответить, что « умирают только раз в жизни » . От путешествий он желал получить прежде всего удовольствие.
Своё первое путешествие в северную Африку, в «таинственный Магриб » Константин Вяземский предпринял в 1881 году, отправившись в Марокканское королевство — оно всегда привлекало русских. Это путешествие Вяземский называл наиболее счастливым в его жизни; современники отмечают, что оно носило характер экстравагантного свадебного путешествия молодого князя.
Вяземский с женой высадились в Танжере , или, как его тогда называли, Танхере, о чём князь не преминул записать в своем дневнике: « 1881 года, 9 декабря я отправился из приморского города Танхера в город Марокко верхо́м, ибо колесных путей там нигде нет. Я пользовался рекомендациями испанского правительства, поэтому мне местные власти всячески содействовали для снабжения экспедиции всем нужным. От Танхера до Марокко 500 вёрст . Дорога сначала пролегает берегом океана, а затем направляется в глубь страны. Путешествие мое длилось 19 дней» . В ходе путешествия он посетил также город Марракеш .
В Россию Вяземский возвратился через Алжир и Тунис , но об этом его путешествии ничего не известно .
В 1883 году Вяземский предпринимает новое путешествие: 13 (26) сентября князь покинул Константинополь , пересёк на лошадях всю Малую Азию , Сирию , Палестину , Синайскую пустыню и, достигнув в декабре того же года страны пирамид (Египет) , отправился дальше — в Судан . Обратный путь в Россию он держал через Сирию , Месопотамию , турецкий Курдистан , Армению , Северный Кавказ.
О своих путешествиях Вяземский докладывал Французскому географическому обществу , а свои путевые очерки публиковал во влиятельной и респектабельной парижской газете « Фигаро ». Когда же князь решил объехать всю Азию верхо́м и добраться через Китай в Сиам , — что составляло примерно 40 тысяч вёрст, то Русское географическое общество посчитало это полнейшей авантюрой и официально признало его предприятие «неисполнимым», твёрдо отказалось содействовать в нём. Мнение официальных учёных не смутило путешественника, и он отправился в путь, собрав средства, где только мог, в сопровождении одного лишь слуги — бывшего солдата Людвига. Путь лежал сначала по Московско-Иркутскому тракту через Урал и Сибирь (с остановкой в Томске ), затем через Китай . Из этого путешествия К. А. Вяземский вернулся в Москву в 1895 году.
Свои географические и картографические труды он отправил в Русское Географическое Императорское Общество , которое ответило отказом в их рассмотрении, причиной которого была неординарная личность самого путешественника. Однако французские коллеги по достоинству оценили работу российского аристократа, приняв его почётным членом Французской Географической Национальной Академии .
В 1891 году Константин Вяземский отправился объехать всю Азию верхо́м с целью добраться через Сибирь и Китай в сказочную восточную страну Сиам (ныне — Таиланд ). Провожавшие его на вокзале в Москве прощались с ним, как с обречённым на смерть. Он выполнил программу путешествия за два с половиной года, а также
…был ранен в плечо и руку пулей и штыком, ограблен по дороге — потерял все собранные коллекции и побывал в плену у китайских разбойников .
Князь Вяземский стал также известен тем, что побывав в 1891 году в Томске, он определил неофициальное наименование городу как Сибирские Афины , отметив это в своих публикациях в московских географических журналах. Вскоре словосочетание в различных столичных изданиях закрепилось именно за Томском, и до сих пор является его вторым брендом. Он писал: « Томск, один из самых больших городов Сибири, расположен на берегу реки Томи , на возвышенности. Посреди города — небольшой холм , с него виден весь город. Это всё очень напоминает Акрополь Афинский; тот тоже возвышается посреди города » . Впрочем, только это сравнение в заметке даётся без сарказма, коим князь всегда живописует быт народов, встреченных им в своих путешествиях.
После роздыха и пополнения имущества в Томске , через Китай Вяземский проследовал в загадочный Бангкок .
В этом своём азиатском путешествии князь пересёк Сибирь на почтовой тройке, верхо́м проехал пустыню Гоби по древней дороге, проложенной ещё Чингисханом , и проник в Тонки́н . Затем, как и обещал читателям « Фигаро », добрался до реки Меконг через неизведанные тогда страны моев и путаев, посетил Камбоджу , затем вернулся в дружественный России Сиам , осмотрев знаменитые развалины Ангкора и Пимая. У князя оставалось ещё несколько лошадей из Томска, которые возбуждали большой интерес всех встречных. Для того, чтобы продолжить путешествие, ему пришлось их оставить и заменить на более приспособленных к условиям джунглей слонов .
Вяземский проехал до Бангкока и пробрался дальше к северу вдоль реки Минанама, затем пересёк Бирманию с востока на запад, потом с юга на север. В Рангуне он оставил своих слонов и направился в Бенгалию . Три месяца он путешествовал по Индии , после чего через Кашмир и Гималайский хребет проник в загадочный Тибет .
Вяземский не любил распространяться на тему своего пребывания в Тибете, но из некоторых его обрывочных фраз и полунамеков можно предположить, что он довольно близко, в силу неизвестных нам причин, сошелся с буддийскими монахами и ему удалось проникнуть в некоторые их тайны и кое-чему научиться, в отличие от большинства европейцев. Например, Вяземский научился у бонз долгое время обходиться без воды и пищи, особенно на морозе… .
В 1895 году К. А. Вяземский намеревался пересечь Африку от Каира до мыса Доброй Надежды . Путешествие не состоялось, сказывали, что кредитных долгов накопилось изрядно и более денег князю уже никто не давал.
Через несколько лет после начала своей деятельности неординарного путешественника К. А. Вяземский снова круто меняет свою жизнь, в 1896 году уходит в знаменитый русский Пантелеимонов монастырь на горе Афон в Османской империи (сегодня это уже Греция ). Здесь, под именем «иеромонаха Киприана», он стал библиотекарем … Ведя аскетичный образ жизни, проводя время в молитве и написании духовных произведений, бывший князь снискал авторитет среди монашеской братии монастыря и даже за его пределами.
О переживаниях К. А. Вяземского в Афоне (1993):
Хранителем одного из крупнейших собраний древних рукописей, которое тогда представляла библиотека Пантелеимонова монастыря, мог стать человек прекрасно образованный, обладающий разносторонними энциклопедическими знаниями. Себя же Вяземский в редких письмах сестре в Москву смиренно, но не без присущей ему самоиронии, называет « иноком пустыни Афонской» и пишет, шутя: «Апельсины подают каждый день на трапезу, попросил было огурцов солёных, но нельзя: привозят их из России и берегут к большому празднику». Князю было очень неуютно среди братии — она так мало походила на миссионеров, которых он видел в монастырях Тибета. Что происходило в душе Вяземского, единственной «отрадой» которого стали не мечты о новых путешествиях и прокладывание на карте новых маршрутов, а рутинное копание в старых рукописях да общие разговоры во время совместных трапез? Посещали ли его мысли о смерти? Может, он уже чувствовал её приближение? Об этом можно лишь гадать… Как бы то ни было, в один из безмятежных солнечных дней, столь похожих на другие, князь утонул во время купания. Был ли это шаг отчаяния или трагическая случайность? Или знакомый с тайнами учениями тибетских философов Вяземский понял, что его жизненный цикл завершён, — и он сам оборвал его с улыбкой на лице?
На Святой горе мало земли и потому усопших только на время закапывают в землю. Когда через несколько лет плоть превращается в тлен, «выкапывают скелет, пишут на черепе имя почившего монаха и кладут его рядом с другими в усыпальницу монастыря». Там и покоится ныне череп князя Вяземского .
Сведений о жене К. Вяземского, кроме того, что было известно, что она участвовала с ним в путешествии в Марокко, — не имеется.
Литература
- Журавлёв, Василий . Его превосходительство бродяга: князь Константин Вяземский // журнал «Вокруг света» , рубрика «Исторический розыск». — М. , 1993. — № 11 (2674) / ноябрь. Электронный ресурс:
- Хахалкин, А. . Князь Вяземский и «Сибирские Афины» // Краеведческий альманах «Сибирская старина». — Томск , 1996. — № 2
Примечания
- Ныне — г. Дубна Московской области
- В те годы провинция Греческая Македония была под юрисдикцией Турции .
- ↑ Журавлёв, Василий . Его превосходительство бродяга: князь Константин Вяземский // Журнал «Вокруг света» , рубрика «Исторический розыск». — М. , 1993. — № 11 (ноябрь). Электронный ресурс: от 19 августа 2014 на Wayback Machine
- На портале Collegium.Pro ставится под сомнение год смерти 1909 и от 19 августа 2014 на Wayback Machine .
- ↑ Дата обращения: 18 августа 2014. 17 мая 2014 года.
- Путешествие верхо́м — разновидность коммуникаций гужевым транспортом (повсеместно использовались до автомобильной цивилизации, используется в отдалённых районах и сегодня), где тягловой силой является лошадь . В данном случае наездник путешествует непосредственно верхо́м на лошади, а не пассажиром в повозке, которую тянут лошади. Верхова́я езда — основа кавалерии .
- Ныне город Рабат .
- ↑ Портал Collegium.Pro. Статья-блог « от 19 августа 2014 на Wayback Machine »
Ссылки
- 2020-03-27
- 1