Interested Article - Ижемцы
- 2021-07-26
- 2
Ижемцы ( коми изьватас ), или коми-ижемцы , — финно-угорская этническая группа коми . Коренное население Ижемского района Республики Коми .
Расселение и численность
Большинство коми-ижемцев проживает в Ижемском районе (райцентр Ижма ) Республики Коми в бассейне среднего течения реки Печора и по берегам её притоков — Ижмы и Усы . Часть ижемцев осела в Салехарде ( Ямало-Ненецкий автономный округ ) и Ловозерском районе Мурманской области ; а также в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра и, немногочисленно с кочевьями, в Ненецком АО .
В целом в России по переписи 2002 года было выделено 15 607 коми-ижемцев в составе народа коми . Из них в Республике Коми — 12 689 человек, в Мурманской области — 1 128 человек, в ЯНАО — 1002 человек и ХМАО — 740 человек (всего в Тюменской области — 1743 человека). По переписи 1989 года и ранее ижемцы не выделялись вовсе.
Язык и традиции
Говорят на ижемском диалекте языка коми . На нынешней территории Ижемского района проживает более 80 % коренного населения. Этот факт способствовал сохранению традиционного образа жизни, традиционной культуры и мироощущения живущих в тесной взаимосвязи с природой людей .
Ижемцы традиционно, в отличие от остальных коми, занимаются кочевым оленеводством . Ижемцы сделали оленеводство товарным, не только за счёт продажи мяса, но и за счёт производства замши из оленьих шкур . Стоит отметить, что в расовом отношении коми-ижемцы относятся преимущественно к т. н. «беломорскому» типу, хотя отдельные локальные группы, живущие в окружении самодийских народов, имеют некоторые монголоидные черты.
Населённые пункты
Адзьвавом, Бакур, Большое Галово, Брыка, Брыкаланск , Бызовая, Варыш, Васильевка, Вертеп, Гам, Денисовка, Диюр, Ёль, Захарвань, Ижма , Каневка , Картаель, Кельчиюр, Кипиево , Койю, Константиновка, Косъель, Краснобор, Краснощелье (меньшинство), Ласта, Ловозеро (меньшинство), Малое Галово, Междуречье, Мохча, Мошъюга, Мутный Материк, Новикбож, Няшабож , Петрунь, Пиль-Егор, Праскан, Пустыня, Саранпауль, Сизябск, Соколово, Сосновка , Том, Усть-Ижма, Усть-Кожва, Усть-Лыжа, Усть-Уса, Чаркабож , Черноборская, Чика , Щель, Харута, Щельяюр , Щельябож, Ыргеншар, Яг-Ёль и др.
История
Впервые предки коми обнаруживаются исследователями во II тыс. до н. э. в районе впадения в Волгу Оки и Камы [ источник не указан 103 дня ] . Позднее происходит распространение древних пермян (коми) на север, в Прикамье . В I тыс. до. н. э. ( железный век ) на территорию современной Республики Коми проникают предки коми.
С XIII века начинается значительная славянская (новгородская и северо-русская, то есть суздальская) колонизация Перуми. В XV—XVI веках под давлением славяно-русской колонизации Севера этнический массив коми сдвинулся в восточном направлении. Коми население исчезло в низовьях Вашки , на Пинеге , нижней Вычегде , Виледи , Яренге , нижней Лузе .
С этого времени вплоть до начала XX в. происходило непрерывное расширение этнической территории коми. В XVI—XVII веках коми заселили верхнюю Вычегду, а в XVIII—XIX вв. — Печору и Ижму .
Коми-ижемский субэтнос начал складываться во второй половине XVI века. В его формировании приняли участие вымские и удорские коми, северные великороссы и ненцы. К концу XVIII—XIX вв. ижемские коми выработали свою языковую и культурно-бытовую специфику, которая отличает их от остальных коми . C XVIII века ижемцы Вологодской губернии интенсивно занимались оленеводством, почти вытеснив из этой деятельности ненцев и проживающих в тундрах русских, причем ижемцы претендовали на тундры, входившие в состав Архангельской губернии . В феврале 1923 года Архангельский губисполком своим постановлением предписал выселить всех ижемцев из тундры, но даже в 1926 году отмечалось, что "из 18 чумов, подлежащих выселению, 13 чумов так и ходят в Канинской тундре, а 5 летуют в тех местах, где самоеды ходят зимовать" .
Некоторые общественные организации и учёные выступают за включение ижемцев в перечень коренных малочисленных народов России .
Примечания
- . Дата обращения: 5 января 2023. 30 декабря 2022 года.
- ↑ . Дата обращения: 24 декабря 2009. Архивировано из 2 февраля 2008 года.
- : [ 19 октября 2022 ] / К. В. Истомин // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2020.
- . Дата обращения: 11 октября 2010. Архивировано из 19 августа 2009 года.
- ↑ . Дата обращения: 11 октября 2010. Архивировано из 5 марта 2008 года.
- . Дата обращения: 11 октября 2010. Архивировано из 19 августа 2009 года.
- Трошина Т. И. «Национальный вопрос» как ширма для конфликтов хозяйствующих субъектов в условиях нового административно-территориального деления (вопрос о европейских тундрах в 1920-е гг.) // Становление советской государственности: выбор пути и его последствия: Материалы XIV международной научной конференции. Екатеринбург, 22-25 июня 2022 г. — М.: Политическая энциклопедия; Президентский центр Б. Н. Ельцина, 2022. — С. 156—157.
- Трошина Т. И. «Национальный вопрос» как ширма для конфликтов хозяйствующих субъектов в условиях нового административно-территориального деления (вопрос о европейских тундрах в 1920-е гг.) // Становление советской государственности: выбор пути и его последствия: Материалы XIV международной научной конференции. Екатеринбург, 22-25 июня 2022 г. — М.: Политическая энциклопедия; Президентский центр Б. Н. Ельцина, 2022. — С. 161.
- . Дата обращения: 11 октября 2010. Архивировано из 5 марта 2008 года.
- . Дата обращения: 5 октября 2018. Архивировано из 9 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 11 октября 2010. 9 марта 2010 года.
Литература
- // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3 . от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
- Народы России. Атлас культур и религий. — М. : , 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8 .
- : [ 19 октября 2022 ] // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2020.
Ссылки
- . Архивировано из 5 марта 2008 года.
- . Архивировано из 4 февраля 2012 года.
- 2021-07-26
- 2